T

Вещь дня: Чайник, молочник, пиала Zara Home

Знакомьтесь: Оливье Сайяр, директор Парижского музея городской моды

Видео: Superbasic

АРТ-ДИРЕКТОР: ЖЕНЯ ОНЕГИНА

ПРОДЮСЕР: ЛИЗА КОЛОСОВА

ТЕКСТ: НАСТЯ ПОЛЕТАЕВА

Текст:
Анастасия Ворошкевич

За плечами куратора Оливье Сайяра — целый список громких и инновационных выставок, посвященных моде. На этой неделе открылась еще одна выставка его авторства — The Ephemeral Museum of Fashion в рамках 92-го сезона Pitti Uomo во Флоренции. The Blueprint рассказывает про одного из самых востребованных кураторов моды.

В том, что выставок моды становится все больше, безусловно, есть заслуга таких людей, как Оливье Сайяр. Именем сорокадевятилетнего француза, занимающего должность директора Музея Гальера, Парижского музея городской моды (Palais Galliera, Musée de la Mode de la Ville de Paris), сегодня во всем мире продолжают ассоциативный ряд «искусство — музей — мода». Причина — в уникальном таланте Сайяра показывать даже современную одежду как арт-объект: ему с одинаковой легкостью удается и вписывать платья из последних коллекций в логику музейных экспозиций, и превращать смену одежды в захватывающий и полный смыслов перформанс. Мы решили разобраться, как же ему это удается.


Помощник куратора Музея декоративного искусства

Родившийся в небольшом городке на востоке Франции в семье таксистов, Сайяр с детства мечтал о моде, однако при поступлении в университет подчинился желанию своей матери и стал изучать историю искусства. Дебют в качестве историка моды и музейного работника у Оливье Сайяра был необычным. Когда он был призван на военную службу, ему удалось убедить комиссию, что вместо армии ему лучше пройти два года гражданской службы в Музее декоративного искусства (Musée des Arts Décoratifs). Этот необычный факт биографии (Сайяр во многих интервью шутит, что он был, пожалуй, единственным человеком, который прошел военную службу в музее моды), позволил ему посвятить себя своему увлечению.

Музей декоративного искусства

Куратор Музея моды Марселя

Сайяр проработал помощником куратора в Музее декоративного искусства до 1995 года. Следующее его место работы определила встреча с директором Музеев Марселя Бернаром Блистеном (работающим сегодня директором французского Национального музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду). Блистен искал куратора и профильного историка в городской Музей моды Марселя (Musée de la Mode et du Textile de Marseille), и Сайяр подошел на эту должность. Оливье проработал куратором небольшого музея пять лет и за это время успел изменить там многое. В первую очередь реформации подверглись фонды музея: как вспоминал Блистен, Сайяр сразу же после вступления в должность начал определять, чего недостает музею. При этом, по словам Блистена, для Оливье исследование рубашки Sonia Rykiel могло быть столь же интересным, как и изучение дизайна кутюрного платья Lesage. «Это помогло сломать иерархию, которая существовала ранее между высоким и низким стилями», — рассказывал Бернар Блистен изданию Le Monde.

Музей моды Марселя

Куратор Музея Гальера/Парижского музея городской моды

В 2002 году Оливье Сайяр стал куратором моды в Palais Galliera, Musée de la Mode de la Ville de Paris. Там ему удается реализовать несколько очень запоминающихся проектов — во многом благодаря возможности использовать большой уникальный архив музея. Его первые выставки — анализ сотрудничества Кристиана Лакруа с театром, а также исследование отношений Энди Уорхола и моды — вызвали восторженные отзывы. Однако консервативность, присущая на тот момент Парижскому музею городской моды, заставляет Сайяра уволиться: он уезжает в Японию, где в основном пишет стихи. В 2005 году он возвращается в Парижский музей городской моды, где ему дают карт-бланш на реализацию значительно более масштабных проектов. Так, одной из первых выставок после возвращения становится точная музейная реконструкция двух этажей токийской штаб-квартиры Йоджи Ямамото. Подобный необычный подход присущ многим экспозициям под кураторством Сайяра, так же как и тщательный анализ контекста: в любом своем проекте он уделяет особое внимание вопросам, почему и как стал популярен тот или иной тренд, рассматривает причины его появления. Все это со временем делает Сайяра одним из самых известных кураторов моды в мире, а Оливье работает над проектами и в других музеях. Так, к примеру, в 2008 году в Музее декоративного искусства именно Сайяр курировал масштабную ретроспективу, посвященную творчеству и наследию Сони Рикель.



ретроспектива Сони Рикель, 2008

реконструкция штаб-квартиры Йоджи Ямамото

Директор Музея Гальера/Парижского музея городской моды

В 2010 году, когда встал вопрос о назначении нового директора Palais Galliera, кандидатура Оливье Сайяра показалась многим очевидным выбором. Однако перед Оливье была поставлена задача не просто продолжить дело предшественника, а привнести значительные изменения. Первым и самым значимым из них стала масштабная ренновация музея, продлившаяся три года. Примечательно, что за время трехгодичного «ремонта» Сайяр продолжал организовывать выставки от имени музея на других площадках. Так, например, в 2012 году в парижском культурном центре Les Docks прошли сразу две экспозиции от Palais Galliera: собрание коллекционеров Balenciaga Fashion Collector и Comme des Garçons: White Drama, ставшая первой согласованной с Рэи Кавакубо выставкой ее творчества. Тогда от бренда поступило заявление, что если кто-то и сможет представить одежду Comme des Garçons в музее, то это Оливье Сайяр. В результате в белом индустриальном пространстве центра Les Docks были продемонстрированы 33 белых наряда Comme des Garçons в прозрачных пластиковых пузырях.

собрание коллекционеров Balenciaga Fashion Collector

Comme des Garçons: White Drama

В том же году Сайяр впервые сотрудничает с Тильдой Суинтон в рамках перформанса Impossible Wardrobes, в ходе которого Суинтон появлялась на подиуме в нарядах Наполеона, Сары Бернар, Коко Шанель и других исторических личностей. Это сотрудничество переросло в настоящий творческий союз: впоследствии актриса принимала участие в перформасе Eternity Dress (2013), в ходе которого Сайяр создавал платье в режиме реального времени на глазах у гостей, а также играла гардеробщицу в перфомансе Cloakroom (2015). Позднее издательством Rizzoli даже было выпущено трехтомное собрание Impossible Wardrobes, посвященное творческому союзу Суинтон и Сайяра.

перформанс Impossible Wardrobes, 2012

перформас Eternity Dress, 2013

перфомансе Cloakroom, 2015

Осенью 2013 года Palais Galliera открылся после реновации выставкой Azzedine Alaïa: с дизайнером Сайяр познакомился еще во время работы в Музее моды Марселя. Экспозиция была организована таким образом, чтобы показать вневременной стиль дизайнера: наряды были ранжированы не хронологически, а визуально. Это, а также ограниченная цветовая гамма позволили Сайяру наглядно продемонстрировать, что Алайя работает с женским телом как со скульптурой, придавая ему нужную форму.

выставка Azzedine Alaïa, 2013

Сегодняшний обновленный Palais Galliera может похвастать часто меняющимися экспозициями: во многом это возможно благодаря уникальному собранию музея, насчитывающему около 40 000 предметов одежды и 50 000 аксессуаров. Одной из самых ожидаемых из анонсируемых выставок музея является, безусловно, масштабная ретроспектива Мартина Маржела. И хотя подробности об экспозиции, назначенной на 2018 год в Palais Galliera, пока не сообщаются, известно, что скрытный бельгийский дизайнер согласился на участие и будет готовить экспозицию совместно с Сайяром.

Сотрудничество
с Pitti Uomo

Открывшаяся на этой неделе в рамках Pitti Uomo выставка The Ephemeral Museum of Fashion — не первый опыт сотрудничества Сайяра с флорентийским трейд-шоу: он принимал участие в выставке Yohji Yamamoto, делал перформансы Vestirsi da Uomo и Cloakroom. Экспозиция этого года стала частью трехлетней программы, организованной Флорентийским центром итальянской моды и галереи Уффици.

выставка The Ephemeral Museum of Fashion

Однако в текущем сезоне перед Сайяром стояла сложная задача: темой выставки The Ephemeral Museum of Fashion стала мимолетность феномена моды. Скоротечность, кажется, напрямую противоречит идее фундаментальности музейного пространства, но сам Оливье не считает это проблемой. Быстрота смены трендов по его задумке должна ощущаться не в одежде, а в организации экспозиции. «Они (наряды) развешены на манекенах из дерева и воска, а также на стульях и креслах, в виде «мягких скульптур», наряды — покинутые экспонаты таинственного и хрупкого музея, — рассказал Сайяр. — Они исчезнут через несколько месяцев, жертвы и свидетели быстро бегущего времени». Сложно не заметить, что увлекающийся поэзией Оливье видит в этом определенную лиричность. Вероятно, именно поэтому ему так хорошо и удаются выставки моды: одежда для него — не просто предмет гардероба или шедевр дизайна, но способ передачи красоты мгновения, и не важно, к какому веку этот момент относится.

{"width":1200,"column_width":123,"columns_n":8,"gutter":30,"line":40}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}