Blueprint
T

Возвращение брошей

За тысячи лет своей истории брошь проделала долгий и увлекательный путь от функциональной застежки до эстетического и этического высказывания. За всеми виражами и поворотами проследила редактор раздела «Часы и аксессуары» «РБК Стиль» Нина Спиридонова.

Античные патриции, средневековые аристократы, кинозвезды от Элизабет Тейлор до Тимоти Шаламе, а также ваша бабушка и мама — все они носили, носят или будут носить броши. Самое вариативное ювелирное украшение никогда не выходило из моды надолго, а сейчас вновь оказалось на пике актуальности. Стилисты знаменитостей прикалывают броши к лацканам оскаровских смокингов, а дизайнеры, как, например, Dries Van Noten, делают их ярким элементом коллекций, в том числе мужских. Попробуем разобраться почему.

Как все начиналось


Брошь появилась еще в бронзовом веке, называлась у римлян фибула и работала в общем-то булавкой. В эпоху Античности и Средневековья мужчины и женщины скрепляли ею полы плаща, фиксировали тунику, закрепляли на плече накидку, пришпиливали к одежде мелкие предметы вроде четок. Часто эти броши имели форму кольца с поперечной острой застежкой благородных или неблагородных металлов, с вкраплениями драгоценных камней, цветного стекла или эмали.


Особые отличительные булавки, например, с фигуркой Иоанна Крестителя, привозили с собой из Святой земли паломники, породив таким образом магистральную ветвь эволюции фибулы — значок. Маленькая железка на лацкане или рюкзаке, рассказывающая, что вы выпускница ВШЭ, сотрудник Госдумы или болеете за «Спартак», корнями своими уходит именно в эпоху крестовых походов.


Ближе к эпохе Возрождения броши постепенно утрачивают функцию застежки, становясь прежде всего декоративным объектом. Известны также специальные траурные броши или сентиментальные броши-фермуары, в них заключали портрет или локон волос возлюбленного. Выделяют и отдельный класс этнических костюмных украшений как свидетельство культурной идентичности: так, круглые филигранные броши solje с XIX века считаются деталью ювелирного фольклора Норвегии.

читайте также

Высокое ювелирное искусство: кто и как делает украшения про Россию, Париж и не только

читайте также

Колье для Одри, серьги для Джулии: звездные моменты Tiffany & Co. в кино

Королевы и кинодивы


История ювелирного искусства знает немало прекрасных шедевров. Многие драгоценности Елизаветы II, и прежде всего тиары и броши как элемент дресс-кода, входят в сокровищницу британской короны. Среди них: броши-банты Garrard (1958), брошь с бриллиантом Cullinan V Heart (Garrard, 1911), брошь с сапфиром Prince Albert, подарок принца Альберта будущей королеве Виктории накануне их свадьбы 9 февраля 1840 года.


В 1935 году принц Уэльский Эдуард преподнес своей возлюбленной Уоллис Симпсон украшение Prince of Wales в виде трех перьев, соединенных короной. Драгоценность подтверждала его статус наследника трона и намерение сделать Уоллис британской королевой. Брошь, впрочем, никогда не украсила королевскую грудь: в 1936-м принц Уэльский отрекся от престола. После смерти герцогини Виндзорской брошь приобрела на аукционе Элизабет Тейлор. Оскароносная актриса и сама обладала завидной коллекцией драгоценностей. Брошь в виде дельфина по дизайну Жана Шлюмберже для Tiffany & Co. ей подарил Ричард Бертон в 1964 году к премьере фильма Night of the Iguana — брошь эту с тех пор называют так же, как и фильм. Еще одна знаковая брошь Тейлор (уже подарок Эдди Фишера) — цветочный побег en trembant, изготовленный домом Bvlgari. 

Эту технику парижские ювелиры придумали еще в конце XVIII столетия: головки цветов тогда крепились к стеблю на крошечных часовых пружинах, которые мелко подрагивали при каждом движении. Bvlgari изготовили несколько таких украшений, которые можно было не только прикалывать к платью, но и закреплять в прическу. Именно так поступила Ингрид Бергман в фильме «Визит» и принцесса Сорайя в фильме «Три лица». Да и сама Тейлор одну из брошей-trembant с изумрудами и бриллиантами носила на обруче для волос. Еще одна любительница и собирательница брошей — Мадлен Олбрайт. Бывший госсекретарь США даже написала книгу «Читайте мои броши», а ее коллекция более чем из 200 экземпляров в 2010 году была выставлена в Смитсоновском музее.

Брошь Prince of Wales

Королева Елизавета II

Уоллис Симпсон с брошью Prince of Wales

Элизабет Тейлор с брошью Bvlgari

читайте также

Сначала мужчины взялись за декоративную косметику — а теперь встали на каблуки

Мадлен Олбрайт

Кайзер и все-все-все


Мужчин, столь преданных искусству носить броши, немного. На ум сразу приходит фигура покойного кайзера моды: Карл Лагерфельд постоянно носил ювелирные булавки для галстука, в том числе винтажные экземпляры от замечательного французского ювелира Сюзанны Бельперрон (а кольца предпочитал Chrome Hearts). Всегда обожал броши и Элтон Джон. Поп-певец не скромничает, предпочитая драгоценности ранга high jewelry. Мы помним крупные кресты, приколотые на лацкан, огромный цветок Chopard с рубеллитами и розовыми сапфирами. В 2008 году на аукцион Bonhams была выставлена брошь из личной коллекции Элтона Джона в форме буквы J. Украшение с бриллиантами и сапфирами в стиле ар-деко было изготовлено в середине 1930-х, однако торги, даже несмотря на звездный провенанс, провалились.


В итоге если брошь на женской груди всех интересует прежде всего стилистически, то на мужской сразу становится предметом для дискуссий о самовыражении, особенно если речь не о скромной булавке, а о классической ювелирной броши с бриллиантами и цветными камнями. Именно такие экземпляры мы все чаще видим на мужских смокингах во время торжественных церемоний. Гладкий атласный лацкан — как белый лист, и любой драгоценный штрих на нем воспринимается как важная «говорящая» деталь образа.

Карл Лагерфельд

Ашер c брошью Lorraine Schwartz

Одним из первых смельчаков был Ашер. В 2014 году на Golden Globe американский r''n''b-музыкант позировал в платиновой броши Lorraine Schwartz. Для Каннского кинофестиваля 2015 года актер Ламбер Вильсон выбрал сразу две броши Cartier: с бриллиантами и красной шпинелью — на открытие, на закрытие — с кабошоном оранжевого сапфира. На «Оскаре» 2017-го Фаррелл Уильямс приколол к лацкану смокинга Chanel камелию из их же «высокой» коллекции La Pluis de Camélia. Прошлогодний «Золотой глобус» явил публике экстравагантного Билли Портера, звезду сериала «Поза», в украшениях Oscar Heyman. Причем все три цветка были приколоты на один левый лацкан его пиджака: бриллиантовый с зеленой эмалью, усыпанный желтыми бриллиантами и, наконец, с лепестками из рубинов в невидимой закрепке. В этом году актер отдал предпочтение бриллиантовой стрекозе Tiffany & Co. Enchant Dragonfly. Чедвик Боузман отличился в 2019-м на вручении премии Гильдии киноактеров, дополнив образ Ermenegildo Zegna сразу тремя брошами Tiffany & Co. по дизайну Жана Шлюмберже. Майкл Би Джордан оказался еще изобретательнее: на прошлогоднем «Оскаре» на отвороте его смокинга Tom Ford сверкали две бриллиантовые пуссеты Piaget Limelight Couture Precieuse из разных комплектов.


Зрелищной получилась церемония «Золотого глобуса» нынешнего года, закрепившая тенденцию ювелирного декора на мужском лацкане. Актеры представили весь стилистический арсенал и ценовой диапазон: от скромной булавки-гвоздя Cartier Juste un Clou (Рами Малек) и крошечной бриллиантовой ракеты Theo Fennell (Элтон Джон) до романтических бабочек Tiffany (Энсел Элгорт) и геометрического силуэта ар-деко Cartier (Джейсон Момоа). На только что завершившейся оскаровской церемонии брошей было всего несколько. Но зато какие! Новозеландский режиссер и актер Тайка Вайтити вышел получить статуэтку за лучший сценарий к фильму «Кролик Джоджо» в броши Lingerie греческого ювелира Никоса Кулиса. А обаятельный Тимоти Шаламе к спортивному темно-синему блейзеру подобрал винтажную брошь Cartier 1955 года из архивной коллекции ювелирного дома. Бирманские рубины разных огранок (круглой, овальной, багетной, «маркиз») окружены бриллиантами в платиновой оправе. В том же виде актер пришел и на вечеринку Vanity Fair, запросто перекинув через голову ремень черной сумки. Как и все носимое на груди, броши стали массовым заявлением со стороны мужчин в шоу-бизнесе — цепляться за нарочитую маскулинность они больше не намерены. С другой стороны, стрекоза Портера или бабочка Элгорта — это, конечно не прокламация, а ювелирный гимн красоте и хрупкости, которых не должны стесняться ни женщины, ни мужчины. Брошь, в конце-концов, — приглашение к диалогу. Разве всем нам не хочется спросить у Шаламе, почему именно Cartier 1955 года?

Ламбер Вильсон с брошами Cartier

Фаррелл Уильямс с камелией Chanel

Билли Портер c брошами Oscar Heyman

Майкл Би Джордан

CARTIER

Чедвик Боузман с брошами  Tiffany & Co

GUCCI

ANTON HEUNIS

TIFFANY & CO

Тимоти Шаламе с брошью Cartier 1955 года

CHAUMET

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}