За честь мундира
25 апреля в кинотеатре Dolby Theatre состоится 93 церемония вручения «Оскаров». Одна из золоченых статуэток достанется художнику или художнице по костюмам. Наиля Гольман внимательно посмотрела на номинантов, и нашла причины болеть за каждого.
Ма Рейни: Мать блюза
Конец американских двадцатых, начало эпохи звукозаписи. Грузная, нарядная, изнывающая от жары звезда блюзовой сцены Ма Рейни (Виола Дэвис) приезжает в душную студию делать свою первую запись. В подвале в ожидании знаменитой сложным характером примадонны настраиваются ее музыканты — несколько умудренных жизнью дедов и щеголь-трубач (Чедвик Боузман, для которого эта роль стала последней), мечтающий собрать собственный ансамбль. Белые продюсеры настраивают оборудование и из последних сил терпят дурной нрав певицы, в уме для успокоения считая прибыль, которую им принесет ее дебютная пластинка. Все постоянно спорят, запись затягивается, в городе стоит страшная жара.
Фильм Джорджа Си Вулфа экранизирует одну из десяти пьес классического American Century cycle драматурга Августа Уилсона, певца афроамериканской истории ХХ века — о вполне настоящей звезде блюза, Гертруде «Ма» Рейни. Ее яркая жизнь, тяжелый характер и бисексуальность, о которой она оговаривалась в текстах своих песен, составили бы достаточную драматургию для полноценного байопика. Но перед нами камерная драма в лучших традициях школы десятиминутного непрерывного диалога — жанр уважаемый и солидный, но не всегда легкий для восприятия. Чтоб смотреть его с искренним удовольствием, требуется очень точный подбор ингредиентов, в первую очередь — гениально написанные диалоги, которые не устанешь слушать. «Ма Рейни», увы, этой магической составляющей не обладает, так что смотреть ее непросто, но, к счастью, можно разглядывать костюмы. Если честно, в некоторых сценах только это и спасает.
За что мы будем болеть:
За характер. И актриса Виола Дэвис, и одевавшая ее художница Энн Рот сошлись на том, что в разрез с существующей традицией большую, шумную и своенравную певицу они также покажут претенциозно сексуальной. «Эта женщина во всем к себе относилась как королева; она гордилась всем, что имела», — объясняет свою идею Рот, за плечами которой бессчетное количество работ с такими классиками, как Стивен Спилберг, Брайан де Пальма, Хэл Эшби, Алан Джей Пакула и Ной Баумбах. Художница восстановила многие исторические детали. Полная золотых зубов улыбка, яркие бархатные платья с отделкой, вычурные веера из крашеных страусиных перьев и фирменное колье из двадцати золотых долларовых монет, которое та носила на сцене и в жизни.
Эмма
За что мы будем болеть:
За энциклопедическую точность и бойкое чувство стиля. Художница Александра Бирн съела собаку на костюмных экранизациях и масштабных блокбастерах: она одевала героинь Викторианской эпохи и времен Регентства множество раз и вновь мастерски выполнила задачу, которая мало кому под силу. Создала яркий, вызывающий, удивительно свежий и при этом предельно исторически точный гардероб для всех персонажей. Одежда здесь, как и полагается продуманному исторически стилизованному костюму, не только развлекает зрителя, но и рассказывает многое о статусе, характере и положении всех героев в местном обществе. Об одних коротких жакетах модели «Спенсер» можно написать отдельное историческое исследование — а таких деталей в одежде героев «Эммы» не счесть.
Главный кандидат этого года — успевшая выйти в кинотеатрах незадолго до пандемии экранизация Джейн Остин. Эмма Вудхауз, богатая наследница из провинциального Хайбери, живет с отцом, и хотя она самая видная невеста окрестных поместий, замуж ей совсем не хочется. Зато устраивать судьбу всех окружающих она просто обожает. Сталкивая не только сюжетные линии одноименного романа Джейн Остин, но и героев других ее книг, Отем де Уайлд разворачивает перед зрителем яркую, обманчиво легкомысленную историю о взрослении и нравах. Каким-то неведомым образом при этом она превращает задумчивых сложных героев в легких персонажей, провинциальных болтунов и интриганов, не давая им при этом потерять ни глубины, ни интереса, ни наших симпатий.
Мулан
Один из самых ярких блокбастеров этого сложного кинотеатрального сезона — тяжеловесная, красочная и полная программных заявлений (несколько конфликтующих друг с другом, если начать в них всерьез разбираться) новая версия диснеевского мультфильма «Мулан» про отважную девочку из маленькой деревни, которая хитростью и обманом записалась в солдаты и на войне убедила всех в том, что она достойна уважения и почестей. В своей экранизации новозеландка Ники Каро избавилась от некоторых милых сердцу деталей (очаровательного дракона Мушу, например — если помните, он сопровождал оригинальную героиню и шутил спасающие любую ситуацию шуточки), добавила компьютерного феникса, прямолинейного драматизма и сосредоточилась на военных сражениях — но места для творчества костюмному департаменту осталось предостаточно.
За что мы будем болеть:
Не будем — за саму идею доверить создание традиционных костюмов художнице немецкого происхождения с преимущественно европейскими проектами за плечами, которая провела меньше месяца в Китае и еще несколько недель — в «китайских залах каждого музея, который нашла в Европе». Но будем — за ее талант и то, что ей в итоге удалось сделать. За буйство красок, например — костюмов в «Мулан» поместилось много. Антагонистка Мулан, дискриминированная в патриархальном мире могущественная ведьма с наполовину выкрашенным в белое лицом, отвечает за платья в пол в стиле «сегодня каждому фильму нужна своя Бейонсе», массовка деревенских жителей дает костюмерам возможность использовать ткани всех ярких цветов в мире, снежная лавина оттеняет красные кафтаны. Как и положено по диснеевскому канону, главную героиню нам представляют на фоне пестрого быта в череде в меру комичных бытовых ситуаций, и тут главным эпизодом становится ее неудачное сватовство. На девушку накладывают парадный грим, наряжают в несколько слоев и делают ей сложную прическу — и уже эти неудобные одежки Мулан использует как орудия в ловких пируэтах, когда решает поймать разлетевшиеся по комнате чашки за чинным чаепитием. Дальше все ее костюмы будут продуманы на грани удобства и нарядности. Художница по костюмам Бина Дегелер («Манифест» с Кейт Бланшетт, сериал «Нарко», «Пределы контроля», а также ранние фильмы Педро Альмодовара) разработала не только сложные кожаные доспехи ручной работы, которые было удобно носить и неудобно надевать (два отдельных ассистента вязали морские узлы в начале каждой смены, чтобы облачить в них героиню), но и позаботилась о главном: прыгать, ходить и драться актрисе Лю Ифей было легко, потому что внутри ее боевых кожаных ботинок были спрятаны кроссовки Stella McCartney, случайно купленные Делегер за уикенд до примерки. «Очень удобные! Половина съемочной группы потом себе такие купила», — со смехом рассказывает художница о следе, который новая экранизация «Мулан» оставила в жизни своих создателей.
Манк
Долгострой Дэвида Финчера о Германе Джейкобе Манкевиче — сценаристе «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. В фильме Манкевич (Гэри Олдман) пишет сценарий, борется с алкоголизмом и вспоминает: как познакомился с Уильямом Рэндольфом Херстом (Том Пелфри), какие вечеринки тот закатывал, как впервые попал на площадку, где Херст заседал, и познакомился с актрисой и любовницей магната Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид), как, в конце концов, к нему пришел Орсон Уэллс (Том Бурк). Критики предсказуемо нашли в фильме параллели с Дональдом Трампом, но «Манк» дальше от сиюминутной повестки, чем может показаться. Это, что называется, финчеровский passion project: фильм, снятый по сценарию отца режиссера, находился в разработке около 30 лет, и все эти годы Финчер настаивал, что он должен быть снят на черно-белую пленку. Ну а как еще рассказывать историю о 1930-х и начале 1940-х? Костюмы в черно-белом кино — большой вызов для современного художника. «Мне приходилось все проверять при помощи черно-белого фильтра в телефоне, — рассказывает Триш Саммервилль, одевавшая героев Финчера последние лет. — Когда мы были на съемках, я старалась не смотреть на фон, а смотреть только на монитор! Потому что единственные цвета, которые могли хорошо работать в таких условиях, — это лосось, фисташка, лаванда и баклажан».
За что мы будем болеть:
За титаническую работу с оттенками: сочетания цветов, которые хорошо смотрятся на черно-белой пленке, действительно совсем не работают в реальной жизни. Саммервилль пришлось столкнуться с непростой задачей, руководства по решению которой давно отошли в прошлое. Черно-белая пленка ведет себя странно — вещи темно-синего цвета на деле кажутся красными, например, и нужно учитывать все, что находится на экране — от бабочек до пуговиц.
Кроме того — за волшебные платья Аманды Сейфрид, которые выдержаны в духе эпохи, но при этом выглядят неуловимо современными, а также за костюмированную вечеринку в поместье Херста: настолько хорошо стилизованных костюмов 1930-х мы не видели в современном Голливуде, возможно, никогда.
Пиноккио
Новая экранизация сказки Карло Коллоди — с Роберто Бениньи, Мариной Вакт, говорящим тунцом, трогательными ослами и густым мраком, которого не было в предыдущих экранизациях. Маттео Гарроне к авторитетам относится без особой щепетильности: например, самый его прославленный фильм, «Гоморра», благополучно расправлялся с романтическим ореолом мафии. В скрупулезной и последовательной экранизации книги Коллоди роль мастера Джепетто сыграл Роберто Бениньи, для которого этот проект стал вторым «Пиноккио» в карьере — в 2002 году он снял собственную версию сказки, сыграв в ней деревянного мальчика. По сюжету стремительно беднеющий мастер Джепетто решает изготовить деревянного человечка, который сможет показывать фокусы за золотые монеты. Но волшебное полено от мастера Вишни, из которого будет выточен Пиноккио, окажется и правда живым, — и мастеру придется сообщить окружающим, что у него родился сын, несмотря на то, что поведение «сына» далеко от идеального.
За что мы будем болеть:
За аутентичные костюмы из личных архивов, за платье бабушки-улитки, красный костюм Пиноккио, костюм Джепетто, костюмы марионеток и прочие антикварные радости. Художнику по костюмам Массимо Кантини Паррини пришлось разработать дизайн костюмов для деревянной куклы Пиноккио. Проблемой для него это вряд ли стало — в арсенале у дизайнера более 4000 единиц винтажной одежды, которые подошли для фильма. Массимо изучил иллюстрации Эрико Мазанти первого издания 1901 года. Он также изучил художественное движение Маккиаоли середины 1800-х и фотографии начала XX века, которые сумели запечатлеть живые цвета и тень той эпохи. «Это было очень долгое и сложное путешествие в историю, которое также коснулось моей частной коллекции, доходящей до 1604 года»,— говорит Кантини Паррини.