За кого болеть на «Оскаре»-2021
15 марта в Лос-Анджелесе объявили номинантов на 93-ю премию «Оскар». За самую популярную кинонаграду мира в этом году будут соревноваться Дэвид Финчер, Томас Винтерберг, победительница «Золотого глобуса» Хлоя Чжао с «Землей кочевников» и звезда этого же фильма Фрэнсис Макдорманд, а также Ванесса Кирби, Чедвик Боузман, Энтони Хопкинс и другие прекрасные актеры, режиссеры, сценаристы, операторы (и фильмы, к которым они приложили руку в 2020 году). Мы попросили кинокритика Егора Беликова сделать ставки: кто победит с наибольшей вероятностью, у кого тоже есть шансы на статуэтку и кому бы вручили приз в идеальной вселенной.
Внимание, этот материал — как часто пишут в статьях о финансах — не является инвестиционной рекомендацией. Во-первых, сколько бы мы ни посмотрели фильмов и оскаровских церемоний, на них все равно случаются приятные (и неприятные) неожиданности. Во-вторых, наградной сезон еще даже не подошел к финалу. Голливудским профессиональным гильдиям только предстоит раздать свои призы — и предсказать по ним будущих лауреатов премий Американской академии будет намного проще. Угадали ли мы — узнаем в ночь на 27 апреля.
Лучший фильм
НОМИНАНТЫ
Кто победит: «Земля кочевников»
У кого тоже есть шансы: «Суд над чикагской семеркой»
Кто должен был бы победить: «Земля кочевников»
«Манк»
«Минари»
«Земля кочевников»
«Девушка, подающая надежды»
«Звук металла»
«Суд над чикагской семеркой»
«Отец»
«Иуда и черный мессия»
В сложный для кино (да и всех индустрий мира) год даже в главной оскаровской категории номинантов набралось немного. Присутственные места заняли фильмы за все хорошее против всего плохого: выступающие за расовое разнообразие («Минари»), рассказывающие об истории борьбы за права афроамериканцев («Иуда и черный мессия»), яростно фантазирующие о будущем мира без сексуального насилия («Девушка, подающая надежды»). С другой стороны, нашлись и работы именитых мастеров («Манк» Финчера, который, впрочем, идет по сценарию прошлогоднего «Ирландца» Скорсезе — много номинаций и, скорее всего, по минимуму статуэток), и даже пара подлинных англоязычных шедевров. Тот же «Отец», удивительная камерная, почти что театральная картина с Энтони Хопкинсом о загадочности старческой деменции. Или «Звук металла» — шокирующе трепетное полотно о бывшем наркомане и барабанщике метал-группы, который неожиданно теряет слух.
«Земля кочевников»
«Суд над чикагской семеркой»
Но важнейшее событие в американском кино случилось всего одно — это «Земля кочевников», которая весь сезон как танк прет к статуэткам, в том числе и к главной. Это действительно выдающееся кино, к которому как нельзя лучше подходит выражение «глоток свежего воздуха». Не в том, наверное, смысле, что таких картин раньше не было вовсе. Наоборот, были и даже главным «Оскаром» награждались — тот же «Полуночный ковбой», тоже проникновенное роуд-муви. Но для любого, кто пережил месяцы под карантинным замком и до сих пор сидит за закрытыми госграницами, это такой симулятор путешествия — блистательная Фрэнсис Макдорманд за рулем убитого дома на колесах дрейфует по бесконечным американским дорогам, и мы словно путешествуем наконец вместе с ней куда душа пожелает. Несомненно, академики тоже оценят этот актуальнейший мотив.
Возможная неожиданность — победа разговорной (даже болтливой) юридически-исторической драмы «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, снятой для Netflix, — о хиппи-движении, общественном протесте и его последствиях. Не такое артовое, как «Земля кочевников», это довольно увлекательное кино, которое скорее годится для вечера на диване, чем для главной категории «Оскара». Дополнительный аргумент не в его пользу — из актерских номинаций фильму выдали всего одну, для Саши Барона Коэна (утешительную, что важно в случае ансамблевого кино). Так что мы однозначно ставим на «Землю кочевников».
Лучший режиссер
Кто победит: Хлоя Чжао
У кого тоже есть шансы: Дэвид Финчер (но очень вряд ли)
Кто должен бы победить: Хлоя Чжао
НОМИНАНТЫ
Томас Винтерберг («Еще по одной»)
Дэвид Финчер («Манк»)
Хлоя Чжао («Земля кочевников»)
Эмиральд Феннел («Девушка, подающая надежды»)
Ли Айзек Чун («Минари»)
Эта категория оказалась предельно разнообразной в плане номинантов. Здесь впервые номинировали сразу двух женщин, англичанку Эмиральд Феннел и давно живущую в США китаянку Хлою Чжао. Также есть американский кореец Ли Айзек Чун и датчанин Томас Винтерберг. Впрочем, реальные шансы, как нам кажется, есть лишь у пожилого Финчера и молодой Хлои Чжао.
Финчеру давно пора выдать «Оскар» уж как минимум за выслугу лет. Да, представляете, у одного из важнейших, системообразующих голливудских постановщиков до сих пор нет ни одной персональной награды Американской киноакадемии. Его лишь дважды номинировали за режиссуру «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и «Социальной сети». Впрочем, и в этот раз, кажется, не срастется. Пусть Гильдия режиссеров США еще не выдала свои премии, но Чжао явно претендует на «Оскар». Как минимум за мужество, проявленное ею на длительных съемках этого постдокументального фильма: его создателям действительно пришлось стать современными кочевниками, живущими на дороге.
«Земля кочевников»
«манк»
Лучшая мужская роль
НОМИНАНТЫ
Кто победит: Чедвик Боузман
У кого тоже есть шансы: больше ни у кого
Кто должен бы победить: Энтони Хопкинс или Риз Ахмед
Риз Ахмед («Звук металла»)
Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»)
Энтони Хопкинс («Отец»)
Гэри Олдман («Манк»)
Стивен Ян («Минари»)
Хороши в плане diversity и актерские категории 2021 года. В мужской соревнуются первый номинант-мусульманин в категории «Лучшая мужская роль» Риз Ахмед, еще один американский кореец — Стивен Ян, афроамериканец Чедвик Боузман и пожилой британец Энтони Хопкинс. Впрочем, ни у Хопкинса, выдавшего напоследок поразительно точную роль в «Отце», ни у оскаровского дебютанта Ахмеда нет ни единого шанса против посмертной номинации Чедвика Боузмана, который ушел из жизни в 2020 году, проиграв борьбу с раком. Может, его роль в «Ма Рейни: Мать блюза» и не на века, но, скорее всего, киноакадемики не смогут не почтить память актера статуэткой.
Чедвик Боузман в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»
Лучшая женская роль
НОМИНАНТЫ
Кто победит: Кэри Маллиган
У кого тоже есть шансы: Виола Дэвис, Фрэнсис Макдорманд
Кто должен бы победить: Фрэнсис Макдорманд
Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»)
Ванесса Кирби («Фрагменты женщины»)
Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»)
Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»)
Андра Дэй («Соединенные Штаты против Билли Холидей»)
Кэри Маллиган, сыгравшая главную роль в триллере «Девушка, подающая надежды», в 2020-м чуть ли не олицетворяла фем-дискурс в Голливуде. Для победы этого может быть вполне достаточно, но за непосредственно актерскую работу все же намного больше хочется наградить Фрэнсис Макдорманд. Звезда «Земли кочевников» за месяцы съемок буквально превратилась в свою героиню — несчастную вдову Ферн, превозмогающую все трудности и наслаждающуюся своей вроде бы невзрачной жизнью. Но пока что букмекеры и прогнозисты на стороне Маллиган. Тем более что у Макдорманд и так уже есть два «Оскара» — за «Фарго» и «Три билборда».
Фрэнсис Макдорманд в фильме «Земля кочевников»
кэри маллиган в фильме «девушка, подающая надежды»
Виола Дэвис в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»
Лучшая мужская роль второго плана
НОМИНАНТЫ
Кто победит: Дэниэл Калуя
У кого тоже есть шансы: Саша Барон Коэн, Лесли Одом-младший (но у обоих шансов мало)
Кто должен бы победить: Саша Барон Коэн
Саша Барон Коэн («Суд над чикагской семеркой»)
Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»)
Лесли Одом-младший («Одна ночь в Майами»)
Пол Раджи («Звук металла»)
Лакит Стэнфилд («Иуда и черный мессия»)
Калуя — один из новейших героев Голливуда, причем именно в «черном кино» (это не расистский термин, а самый что ни на есть киноведческий: black cinema). В 2018 году его уже выдвигали на «Оскар» за впечатляющий афроамериканский хоррор-манифест «Прочь» (но не наградили). В этот раз шансов у актера еще больше: в «Иуде и черном мессии» он сыграл Фрэда Хэмптона, председателя «Черных пантер», убитого полицейскими, — и этот сюжет из 1969-го оказывается слишком актуальным в 2021 году. Прямо скажем, своего «Оскара» заслужил и Саша Барон Коэн. «Борат 2» — поразительно смелое кино, да и в «Суде над чикагской семеркой» он тоже упоительно комикует. Но за Калуи, вероятно, проголосует и сама эпоха.
Дэниэл Калуя в фильме «Иуда и чёрный мессия»
Лучшая женская роль второго плана
НОМИНАНТЫ
Кто победит: Юн Ё-джон
У кого тоже есть шансы: Мария Бакалова (и шансы ее неплохи)
Кто должен бы победить: Мария Бакалова
Мария Бакалова («Борат 2»)
Гленн Клоуз («Элегия Хиллбилли»)
Оливия Колман («Отец»)
Аманда Сайфред («Манк»)
Юн Ё-джон («Минари»)
Букмекеры ставят в этой номинации на Юн Ё-джон, удивительную возрастную корейскую актрису, сыгравшую бабушку в эмигрантской драме «Минари» о тяготах жизни переехавшей в Штаты семьи. Трудно спорить, что эта роль запоминается (образ чрезмерно заботливой и самоироничной притом бабушки воплощен блестяще), но все же и здесь хочется отметить, что болгарская дебютантка Мария Бакалова из «Бората 2» более чем заслужила статуэтку. Да ей бы вообще медаль за мужество дать — странно, что на таких опасных пранк-съемках она не пострадала за свои шутки.
Юн Ё-джон в фильме «Минари»
Мария Бакалова в фильме «Борат 2»
Лучший оригинальный сценарий
НОМИНАНТЫ
Кто победит: «Суд над чикагской семеркой»
У кого тоже есть шансы: «Девушка, подающая надежды»
Кто должен бы победить: «Суд над чикагской семеркой»
«Иуда и черный мессия»
«Минари»
«Девушка, подающая надежды»
«Звук металла»
«Суд над чикагской семеркой»
Аарон Соркин, гений скорострельных кинодиалогов, уже получал сценарный «Оскар» — за «Социальную сеть». В этот раз он сам срежиссировал фильм по собственному тексту, и почему бы ему не победить еще раз. «Суд над чикагской семеркой» — блистательное кино в классическом жанре юридической драмы, предельно зрительское и заслуженно популярное.
С другой стороны, есть еще «Девушка, подающая надежды», и если это кино получит недостаточно статуэток, академии может грозить скандал. Фильм в некоторой степени даже экспериментальный, он играет с нашими зрительскими ожиданиями, переворачивает жанр revenge-триллера вверх ногами — и это тоже может впечатлить академиков. Впрочем, в этой категории все станет куда яснее 21 марта, когда свои призы вручит Гильдия сценаристов США.
«СУД НАД ЧИКАГСКОЙ СЕМЕРКОЙ»
«Девушка, подающая надежды»
Лучший адаптированный сценарий
НОМИНАНТЫ
Кто победит: «Земля кочевников»
У кого тоже есть шансы: «Одна ночь в Майами», «Отец»
Кто должен бы победить: «Земля кочевников»
«Борат 2»
«Отец»
«Земля кочевников»
«Одна ночь в Майами»
«Белый тигр»
А вот здесь не все так очевидно. Повторимся, победителей «Оскара» легче всего предсказывать по премиям гильдий. Но Хлоя Чжао и ее сценарий, адаптированный из нон-фикшн-книги «Земля кочевников: Выжить в США в XXI веке» Джессики Брудер, на премию Гильдии сценаристов США даже не номинирован. Дело в том, что Хлоя в этом профсоюзе не состоит — что вряд ли помешает ей получить «Оскар». Сценаристка и режиссер дополнила реальную фактуру, описанную в одном из лучших нехудожественных романов последних лет, пронзительной выдуманной историей своей протагонистки, и эту виртуозность правильно было бы отметить.
«Одна ночь в Майами»
«Земля кочевников»
Есть здесь шансы и у «Отца», режиссерского полнометражного дебюта французского драматурга Флориана Зеллера, который собственноручно адаптировал свою сверхпопулярную пьесу для широкого экрана. Не отстает и сюжетно красивая историческая черная драма «Одна ночь в Майами» — где в баре встречаются четыре легенды: политик и оратор Малкольм Икс, боксер Мохаммед Али, игрок в американский футбол Джим Браун и соул-певец Сэм Кук. Звучит как завязка анекдота, однако этот анекдот вполне исторический. Как говорится, будем наблюдать.
Другие номинации (и гипотезы)
Лучший мультфильм: «Душа». Студия Pixar всегда выигрывает в этой номинации, а тут еще и вышла их лучшая работа со времен «Головоломки».
Лучший зарубежный фильм: «Еще по одной». У алко-философской трагикомедии Винтерберга, ставшей авторским хитом кинопроката по всему миру, здесь нет конкурентов. Впрочем, нужно отметить, что зря не номинировали замечательную российскую картину «Дорогие товарищи!» Кончаловского.
Лучшие визуальные эффекты: «Довод». Opus magnum Нолана все же получит «Оскар», и именно в той категории, где точно заслуживает — за поразительные спецэффекты обратного отсчета времени.
Лучшая операторская работа: «Земля кочевников». Визуальная экспрессия кадров, снятых в штатах «ржавого пояса» Америки, точно не оставит академиков равнодушными.
Лучшая работа художника-постановщика: «Манк». Это эстетское кино — воплощение шика и драматизма конца 1930-х в Голливуде — однозначный кандидат на победу.
Лучший дизайн костюмов: «Эмма.». Тут все понятно каждому, кто видел эту экранизацию Джейн Остин. Платья — просто произведения искусства.
Лучший грим и прически: «Ма Рейни: Мать блюза». Излишне припудренная, экспрессивная, цветастая музыкальная драма с легендарной прической Виолы Дэвис.
Лучший монтаж: «Суд над чикагской семеркой». Сложное хронологическое устройство фильма, с флешбэками и хитро скроенными склейками, играет ему на руку в этой категории.
Лучший звук: «Звук металла». Название обязывает — но вообще это преступно недооцененное и недопрославленное кино, посмотрите его обязательно.
Лучший саундтрек: «Душа». У гениального мультфильма еще и музыка лучшего композиторского дуэта Голливуда: Аттикуса Росса и Трента Резнора.