Стиль 1980-х в «Буме» и «Буме-2»
Текст:
Александра Тумаркина
В 1980 году на экраны вышел фильм «Бум» с 13-летней Софи Марсо в главной роли. Картина запомнилась всем навязчивым шлягером Reality, который спел Ричард Сандерсон, и, конечно же, игрой молодой дебютантки — фильм сразу же сделал актрису звездой. Через два года вышел «Бум-2», не менее популярный сиквел. Почти 30 лет спустя The Blueprint решил посмотреть на наряды главных героев, в которых отразились главные тренды рубежа 1970–1980-х и вечные искания подросткового стиля.
Режиссер фильма Клод Пиното начинал как ассистент и сосценарист Клода Лелуша — автора французской классики «Мужчина и женщина». Свою известность получил с фильмом «Пощечина» в 1974-м: в нем одну из главных ролей сыграла Изабель Аджани. 13-летнюю Софи Мопю (позже Пиното посоветовал молодой актрисе сменить фамилию), дочь водителя и продавщицы, кастинг-директор «Бума» приметила в одном из модельных агентств для подростков и не прогадала.
«Бум» — так называли французские подростки свои вечеринки, и два фильма проходят именно в таком быстром и легкомысленном ритме тусовки. История девочки-подростка Вик показана нам в череде зарисовок: урок, вечеринка, прогулка из школы домой, поездка на каникулы, свидание и так далее. Эмоции и переживания намечены типичными для жанра скачками настроения, вспышками недовольства и стыда, отчаянными слезами и бурными примирениями на фоне романтичного саундтрека. Представленная нам как бунтарка, героиня на самом деле сталкивается с самыми обычными подростковыми проблемами и справляется с ними без тяжелых последствий: что надеть в гости, какой парень нравится больше, решаться ли на первый секс, как наврать папе и маме. Параллельно с терзаниями Вик разворачивается драма ее родителей — художницы в сатирическом журнале и стоматолога, переживающих кризис в браке. Абсурдного веселья добавляет и стильная прабабушка Пупетт, которая знакомит Вик с богемными нравами своей молодости и всячески поддерживает в любовных похождениях. В фильме чувствуется ретроналет, и дело даже не в кассетных плеерах и танцах под рок-н-ролл, а в своеобразном чувстве юмора сценаристов. Сложно представить в 2018 году забавную комедию для подростков, где 15-летняя героиня и 13-летняя сестра ее подруги на спор переодеваются в проституток, но именно это происходит с Вик и маленькой Шарлоттой в «Буме-2».
Стиль Вик
Вик придерживается андрогинного подросткового стиля: ее любимое сочетание — джинсовая куртка с обычной футболкой или рубашкой и джинсы или штаны прямого кроя c классическими кедами Stan Smith. Иногда появляются чуть более спортивные вещи: бомбер, мешковатая горнолыжная куртка, дождевик. Очевидно, что для героини одежда должна быть в первую очередь комфортной. Вик не носит каблуки и короткие юбки, а первые платья и балетки мы увидим на ней лишь во втором фильме — например, романтичный белый наряд на свадьбе прабабушки. Даже длинный фантазийный sequence с переодеванием в полукарнавальные наряды перед вечеринкой (там будут и цветные лосины с боа из перьев, платье в японском стиле, туфли на каблуках с белыми носками и многое другое) кончается предсказуемым набором из бордовых штанов и голубой рубашки, а еще полным отсутствием макияжа. В отличие от своей подружки Пенелопы, которая разгуливает в мешковатом спортивном костюме на переменках, носит майки со странными принтами и жилеты с кепи, а также усаживает джинсы, лежа в ванне, Вик идет на модные эксперименты только в особых случаях. Чаще всего не для себя, а чтобы создать определенное впечатление у мужчин, с которыми встречается: серебряное комбо с короткими шортами и жакетом, чтобы вызвать ревность Маттьё на роллердроме, ковбойские сапоги и джинсовая юбка с высокой талией и заправленной в нее клетчатой рубашкой из ткани мадрас перед первой ночью с бойфрендом Стефаном, цыганская юбка на встречу с богемными друзьями взрослого ухажера Феликса. Такая перемена нарядов иллюстрирует типичные неловкие поиски индивидуального стиля.
Костюмеры фильма не хотели излишне эксплуатировать привлекательность Софи, особенно в первом фильме: даже небольшое количество макияжа или неглубокий вырез сразу же добавляли ей возраста и сексуальности. Во второй картине этого избежать было уже сложнее: сравнение сцен репетиции в балетной школе в «Буме» и «Буме-2» намекает, что из подростка Вик стремительно превращается в женщину. Но органичнее героиня все равно чувствует себя в образе tomboy: на светский фестиваль классической музыки в Зальцбурге она надевает майку из тура The Rolling Stones, чем вызывает восхищение прабабушки Пупетт, которой нравится щекотать нервы своим чопорным подружкам.
Стиль родителей, Франсуа и Франсуазы Беретон
Мама Вик любит бежевый, кремовый, фисташковый, охру и хаки. Они идеально подходят к золотистым волосам актрисы Брижит Фоссе с укладкой в стиле Фарры Фосетт. В ее гардеробе много монохромных нарядов: чаще всего это шелковая блузка с бантом на шее или галстуком, удлиненный пиджак с большим отложным воротником, которые она надевает с широкими брюками или длинной юбкой. У нее есть свой привычный стиль, который она для себя выработала еще в конце 1970-х, и резкое наступление бурных 1980-х — не повод отказываться от того, что ей идет. Оказавшись в меньшинстве в по преимуществу мужском коллективе редакции (и по сей день среди авторов сатирических комиксов и карикатур во Франции практически нет женщин), с помощью этой элегантной униформы Франсуаза подчеркивает свой профессионализм и ответственность. В повседневных ситуациях она одета с большим влиянием американского стиля — клетчатые рубашки и зауженные штаны или джинсы с высокой талией, куртки в стиле сафари, повязанная на шею бандана, комбинезон, бомбер. Больше всего 1980-е в стиле Франсуазы выдают присборенные сапоги на среднем каблуке, в которые она заправляет штаны, большое красное пончо ниже колена, а также платье с юбкой из нескольких рядов черной и зеленой бахромы, на которое она, впрочем, осмеливается лишь в отпуске. Классический стиль Франсуазы противопоставляется модному на грани с вульгарностью стилю любовницы ее мужа — та не брезгует яркими сочетаниями цветов и броским макияжем, а в какой-то момент и вовсе предстает перед нами в костюме зайчика Playboy, только без ушек.
Стиль отца Вик, Франсуа, — типичные для рубежа 1970-х и 1980-х однобортные и реже двубортные костюмы светлых тонов. Он часто носит классический тренч Burberry, не забывая время от времени демонстрировать его знаменитую клетчатую подкладку, иногда меняет его на спортивную куртку или кожанку. В домашней обстановке мы видим его, например, в майке с логотипом UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), которая выступает в роли социального маркера. Иногда появляются и более неожиданные элементы гардероба — лимонный сатиновый бомбер c рубашкой поло в тон, который костюмеры вводят для комедийного эффекта: герой актера Клода Брассера наиболее смешной и карикатурный персонаж фильма — после прабабушки Пупетт.
Стиль прабабушки Пупетт
Самая подчеркнуто стильная героиня фильма — острая на язык и оптимистичная прабабушка Пупетт. Она выглядит с иголочки в своих идеально подобранных по цвету ансамблях, в которых почти всегда присутствуют шляпки — в том числе модные в 1980-е объемные береты и кепки, а также крупные бусы, сережки и брошки, платки. В ее стиле встречается буржуазная классика завсегдатаев курортного Довиля вроде кардигана Lacoste и богемные эксперименты — как необычное платье-туника, в которой она приходит на вечеринку Вик. Она носит и пайетки, и люрекс, и нежно-розовый цветочный принт на собственную свадьбу, и всегда выглядит сногсшибательно — во многом благодаря обаянию сыгравшей ее актрисы Дениз Грей, которой на момент начала съемок было 84 года.