Стиль в фильме
«Не беспокойся,
дорогая»
ТЕКСТ:
Евгения Каплиева-Дьякова
Оливия Уайлд и Гарри Стайлз смогут заманить зрителей в кинотеатры, но удержать их там сможет только художница по костюмам Арианна Филлипс.
Фильм «Не беспокойся, дорогая» из тех картин, чья слава мало зависит от художественных качеств. История отношений между режиссером проекта Оливией Уайлд и исполнителем одной из главных ролей Гарри Стайлзом (которые то ли завязались на площадке, то ли нет и, по слухам, уже завершились) едва ли не затмила долгожданную премьеру. Нас, однако, за кулисами интересует прежде всего гардеробная. Разбираем стиль в не самом гениальном, но точно одном из самых обсуждаемых фильмов года.
НАБОР ИДЕЙ
Итак, мы в благословенной Америке 1950-х годов. Мир — воплощение американской мечты: счастливая семья живет в большом доме, на подъездной дорожке стоит сверкающий Ford Thunderbird 1955. Каждое утро образцовая домохозяйка Элис (Флоренс Пью) готовит открыточные завтраки мужу Джеку (Гарри Стайлз) и провожает его на работу, а вечером ждет на обязательный жаркий секс. Быт идеален, жизнь — хороша, но вдруг Элис начинают посещать тревожные мысли, а в идеальную картинку 1950-х просачивается параноидальный сюрреализм. В зеркалах, стеклах и других отражениях девушка начинает замечать видения из параллельного мира, которые, с одной стороны, сводят ее с ума, а с другой — приоткрывают завесу тайны существования. Героине предстоит прорваться сквозь симулированную реальность и узнать ответы на волнующие ее вопросы. По признанию Оливии Уайлд, занявшей кресло режиссера (и сыгравшей также одну из ролей второго плана), при работе над психологическим триллером «Не волнуйся, дорогая» она особенно вдохновлялась «Началом» Кристофера Нолана и «Шоу Трумана» Питера Уира. Критикам, впрочем, такое пояснение и не понадобилось — они единогласно описывают ее работу как набор чужих идей, и, возможно, этим и объясняются невысокие рейтинги фильма. Однако к работе костюмного цеха претензий никаких.
АРИАННА ФИЛЛИПС
За наряды в «Не волнуйся, дорогая» отвечала Арианна Филлипс. Мастер своего дела, за плечами которой больше двадцати лет работы в кино и три номинации на «Оскар», последняя из которых за «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Среди известных проектов художницы также «Переступить черту» с Риз Уизерспун, «Прерванная жизнь» с Анджелиной Джоли, а также все части «Кингсмэна» Мэттью Вона. Кроме того, Арианна разрабатывала костюмы для фильма Тома Форда «Под покровом ночи». Еще у Филлипс давняя дружба с Мадонной. В послужном списке их плодотворного сотрудничества костюмы для «В.Е.» — режиссерского дебюта певицы, съемки, сценические образы для шести мировых турне за последние 20 лет карьеры певицы (включая легендарный The Confessions) и, конечно, музыкальные клипы (из самых ярких Hung Up и Frozen).
Во всех работах Филлипс прослеживаются ее фирменные черты — любовь к деталям и особенная страсть к ретро. «Не волнуйся, дорогая» не исключение — не зря эту работу Филлипс жюри Венецианского кинофестиваля отметило специальной наградой Campari Passion for Film Award. Подготовка к съемкам была намечена на март 2020 года, но из-за пандемии ее перенесли. «У меня было не так много ресурсов, как обычно. Были закрыты музеи, библиотеки, блошиные рынки», — вспоминает она. Оставалось работать с винтажем, взятым напрокат и найденным в костюмерных.
ВЕЛИКИЕ АМЕРИКАНСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ И ХУДОЖНИКИ
Герои «Не волнуйся, дорогая» живут в идеальном городке, где выверено все. Аккуратные белые дома, выстриженные газоны, одинаковые желтые трамвайчики, которые возят жителей только по одному маршруту. Это мир проекта Victory — мир совершенства. Художник-постановщик Кэти Байрон использовала отсылки к ключевым проектам модернистской архитектуры: работам Гарольда Бисснера-младшего и Альберта Фрея. А одну из ключевых сцен и вовсе снимали в памятнике модернистской архитектуры Доме Кауфмана, спроектированном одним из родоначальников модернизма Рихардом Нойтрой в 1946-м. От модернистов и основная цветовая палитра, кочующая из кадра в кадр: белый, бежевый, нежно-розовый и небесно-голубой — только пастельные цвета, за исключением одного оттенка. «Мы часто использовали любимый цвет архитектора Фрея, похожий на цвет яйца малиновки, — он красил в него все свои здания», — объясняет Байрон.
Арианна Филлипс, в свою очередь, черпала вдохновение в работах художников Марка Ротко, Эллсворта Келли и Виллема де Кунинга. Прежде всего это отразилось на палитре костюмов, в которую вошли «цвета определенно более яркие, чем они были буквально в начале 60-х, конце 50-х». Это сделано, чтобы соединить реальное и выдуманное — и заставить зрителя испытать те же эмоции, что и главная героиня, которая видит вещи вполне реальные, но неуловимо неестественные.
Архитектура и декор тоже отражают эмоциональное состояние персонажей. «Мы решили заменить внутреннюю часть дома на стеклянные стены, — рассказывает Байрон. — Таким образом, вместо того, чтобы выглядывать наружу, вы заглядываете внутрь. Так воплощена не только слежка со стороны соседей, но также и идея о том, что слежка — это еще и страх перед вашим партнером. Когда все начинает становиться немного странным, Элис просыпается в постели и видит Джека, идущего по коридору в гостиную, создается ощущение, что даже в этом доме есть напряжение».
ЖЕНЫ
В утопическом проекте Victory у женщин, естественно, есть своя роль. Они должны убирать, готовить, иногда танцевать и всегда подчиняться мужчине. Заложницы положения и однообразных дел, запертые в стенах идеальных домов, словно в тюрьме, — жены, за исключением главных героинь, в фильме абсолютно лишены индивидуальности. Все они носят платья романтичных ретросилуэтов 1950-х годов — очаровательные образцы патриархального представления о женской сущности. Четкие формы и приталенные силуэты, будто средневековая «железная дева», сковывают их тела. «Это послевоенный американский идеализм, когда женщины были гламурными домохозяйками. ... Так было всего пару поколений назад, определенные социальные нормы и то, как женщины должны были одеваться, чтобы угодить своим мужьям», — напоминает Арианна Филлипс.
За красивой оберткой утопичного мира скрывается абсолютно тоталитарная система. Все женщины в Victory посещают один и тот же танцевальный класс. Пока весь город выглядит как обложка рекламной кампании в приятной пастельной гамме, балетная студия представляет собой серое пространство с огромным зеркалом. Тут яркие платья сменятся на черные купальники, и с лиц обезличенных идеальных жен пропадают улыбки. Танец в мире Victory — еще одна форма контроля, которая заставляет женщин сконцентрироваться и двигаться в одном такте. Все их движения не для личного удовольствия, они предназначены для голодных глаз мужчин.
ЭЛИС
Главная героиня сразу выделяется среди этих «стэпфордских жен» своей естественностью. В отличие от других жен она допускает легкую небрежность во внешнем виде. Для нее в порядке вещей проводить Джека на работу в одной рубашке с расстегнутыми пуговицами. Из ее укладки всегда выбивается прядь. Эту небрежность и уникальность в естественности Элис подчеркнула и Хеба Торисдоттир, глава департамента по гриму. Она применила к макияжу героини более теплые тона. «Например, у нее помады розового и персикового цвета, которые контрастируют с красными губами других жен», — говорит Торисдоттир.
Гардероб Элис в основном состоит из вещей с яркими принтами — цветочными или графическими. Даже фартук героини — не такой, как у других домохозяек Victory. Кстати, по признанию Филлипс, крайне сложно было найти тот, который бы подошел именно Элис. «Иногда даже самая простая вещь оказывается самой сложной», — говорила она. В итоге Филлипс подобрала для Элис желтый фартук в стиле 1950-х с цветочным принтом в виде маков.
К счастью, героине есть что носить помимо фартука. Накидки, платья с пышными юбками, купальники в клетку виши, вечерняя группа (черное платье с люверсами и торжественное розовое платье) — все это часть образа, в создании которого актриса принимала активное участие. Сотрудничество Филлипс и Пью стало одним из самых плодотворных на площадке. «Она была невероятно открыта и принесла много хороших идей в наши первые разговоры на примерках», — говорила Филлипс. Еще Элис не стесняется аксессуаров. Винтажные крупные серьги из золота дополняют буквально все ее образы, как и всевозможные ободки и заколки для волос.
Рыжая соседка Чемберсов, Банни (Оливия Уайлд), — полная противоположность Элис с точки зрения стиля. Она предпочитает более темные оттенки и смелые принты: в палитре преобладают черный, синий электрик, желтый и зеленый. Вполне рядовым в гардеробе Банни кажется даже леопардовый купальник. И конечно, на ее губах будто бы навсегда застыла красная помада.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ
Чаще всего в гардеробе Элис встречается белый цвет. Например, одна из любимых вещей героини — белая рубашка мужа. Звучит спокойно и благополучно — в конце концов, белый цвет обычно ассоциируется с чистотой, простотой, началом чего-то нового — но это если не брать во внимание задумку Филлипс. В ее вселенной наличие белого в фильме всегда означает напряжение, ведь именно белый так и просит испачкать его кровью. «Каждый раз, когда я смотрю кино и вижу белое, представляю, как там вскоре появится кровь», — не скрывает Филлипс ход своих мыслей. Гипотеза подтверждается, когда Элис облачается в белое платье с вырезом в виде сердца — в конце фильма его украсит огромное кровавое пятно.
МИР СКВОЗЬ ОЧКИ RAY BAN
Если вы думали, что неповторимый яркий стиль Гарри Стайлза отразится и на его персонаже, придется вас огорчить. В большинстве случаев образ Джека Чемберса — это костюм с рубашкой, дополненный галстуком. Но есть одна деталь, которая выделяет его персонажа среди других, — круглые солнцезащитные очки Ray-Ban.
Его костюмы в основном сшиты из винтажных тканей — это еще один прием Филлипс, использованный при работе над персонажами. Для работы именно над костюмами Джека Филлипс наняла портного Джека Касбаряна из Western Costume, чтобы он раскроил все винтажные костюмы, найденные Арианной, и сшил из них новые. Художники ранее уже работали вместе — над «Однажды в Голливуде», где Касбарян создал костюмы Леонардо ДиКаприо.
КОРОЛИ И КОРОЛЕВЫ ВЕЧЕРИНКИ
Никаких лишних эмоций, в Victory все всегда идет по плану. И этому плану следуют как жены, так и мужья. Их униформа — четкие, сдержанные костюмы темных оттенков. При этом мужчинам в Victory не чужда мода. Индивидуальность подчеркивается аксессуарами — солнцезащитными очками, ремнями, галстуками. Возглавляет это общество обогнавший свою эпоху метросексуал по имени Фрэнк (Крис Пайн). Как вожак стаи, он позволяет себе чуть больше, например, единственный ходит с (о боги!) расстегнутой рубашкой.
Есть только одна сцена, в которой можно наблюдать мужей не в костюмах. Вечеринка у бассейна в доме Фрэнка — первый и единственный эпизод, когда мы видим мужчин в расслабленном виде. Рубашки поло с игривыми принтами наконец позволяют взглянуть на героев под другим углом.
В «Не волнуйся, дорогая» есть еще одна вечеринка, звезда которой — королева бурлеска Дита фон Тиз (в фильме — Джиджи) в кадре исполнила свой знаменитый номер с бокалом. Одета она при этом в корсет с боди, полностью расшитый кристаллами Swarovski. «Когда я впервые прочитала сценарий, то подумала: «Вау, тут должна быть Дита фон Тиз, она идеально подходит для этой сцены». Так получилось, что она моя подруга и соседка. Поэтому я невзначай сказала Оливии на встрече: «Тебе нужна Дита». И она ответила: «О, черт возьми, это было бы невероятно. Я даже не знаю, как такое может случиться!» А я добавила: «Ну, позвольте мне просто отправить ей эсэмэс», — рассказывала об этом Филлипс. Эта сцена получилась по-настоящему кульминационной и с точки зрения стиля, и с точки зрения сюжета. В этот момент Элис буквально сходит с ума, и обосновывать этот сюжетный ход не обязательно: она в шикарном пастельно-розовом коктейльном платье, сшитом на заказ, и в винтажных украшениях Bulgari, мы и сами не в себе от восторга.