Стиль в фильме «Вонка»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В онлайн-кинотеатрах вышел «Вонка» — красочный мюзикл в стиле 50-х, рассказывающий предысторию Вилли Вонки. Это третья экранизация книги Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и первая, достойная того, чтобы подробно разобрать, во что одеты герои. Что и сделала художница по костюмам, автор Telegram-канала «Кинокостюм для чайников» Анна Баштовая по просьбе The Blueprint.
Начинающий иллюзионист, изобретатель и шоколатье Вилли Вонка отправляется в Европу с мечтой открыть свой магазин шоколада в знаменитом универмаге Galeries Gourmet. Довольно быстро исчерпав скудные сбережения, герой вынужден остановиться в пансионе миссис Скрабитт, где подписывает соглашение, не глядя на пометки мелким шрифтом. Ничем хорошим такая невнимательность обычно не заканчивается — вот и Вонке приходится в песнях и танцах два часа решать свои проблемы, попутно одаривая всех улыбкой и шоколадом.
НЕМНОГО МАГИИ
За костюмы в картине отвечала художница Линди Хемминг, на счету которой «Четыре свадьбы и одни похороны», пять «Бондов» (четыре с Броснаном и один с Крейгом), все нолановские «Бэтмены», две «Лары Крофт», две «Чудо-женщины», один «Поттер» и, что самое важное в данном случае, два «Паддингтона». Именно работая над историей медвежонка, Линди познакомилась с режиссером Полом Кингом, который позже привел ее в «Вонку». «Случилась та редкая необъяснимая „химия“. Он восторгается тканями, обожает цвет, а еще искренне ценит людей.
Это мой идеальный напарник, который создает мой идеальный мир <...> Мы можем часами обсуждать персонажей и нюансы их характеров», — рассказывает художница по костюмам. Идеальный мир «Вонки» нарисован яркими красками, замешан с любовью к сладостям и доведен до совершенства щепоткой магии. И сам Вилли — его квинтэссенция.
«Мы предположили, что его костюм складывался из любви к магии, — говорит Хемминг. — Кроме того, он, вероятно, ценит вещи, у которых есть история». Так, художница вообразила, что пестрый жилет и теплые носки Вонки могла когда-то связать его мама. Брюки, как поет сам герой, ему достались от почтальона из Минска (да, путешественника-Вонку в поисках идеальных ингредиентов и рецептов сладостей судьба завела и сюда), а пальто и цилиндр он позаимствовал у заморского иллюзиониста. Еще у Вилли целая коллекция ярких шарфов — это не только элемент его стиля, но и необходимый инвентарь для фокусов, который всегда должен быть под рукой. Главной задачей было отыскать длинные отрезы легких тканей — такие, чтобы фокусы смотрелись эффектнее. Самой удачной находкой, по признанию Линди Хемминг, оказалась ткань с рисунками молний и звезд. «Это отрез из Liberties of London, знаменитого магазина тканей. Просто фантастическое приобретение в Уэмбли, где распродавали старые куски материалов».
ТО САМОЕ ПАЛЬТО
Самый яркий элемент костюма Вонки — вишневое пальто. Оно, кстати, могло быть ярко-зеленым, но после тестов и советов с командой художница остановилась именно на вишневом. Для пальто Линди Хемминг намеренно выбрала бархат, так как он «играет» при разном освещении, а значит, не наскучит зрителю за два часа экранного времени. Кроме того, бархат не сильно тяжелая ткань, что было важно для динамичных сцен и танцев, в которых костюм должен эффектно развеваться и при этом сохранять форму. С мыслями о танцах художница создала подкладочную ткань: «Я придумала рисунок на основе североафриканских узоров, который особенно интересно смотрится во время вращений». История об этом умалчивает, но предположим, что африканские орнаменты тоже возникли неспроста: один из главных ингредиентов конфет Вонки — молоко жирафа. Едва отшив пальто и украсив его рукава и лацканы ручной вышивкой, создатели костюмов его состарили, подвергнув десяткам манипуляций, например, местами они выстригали ворс, — все для того, чтобы было похоже на вещь с историей.
ДЕЛО В ШЛЯПЕ
Ткань для рубашки Вонки удалось найти на севере Англии на винтажном рынке, где продавались сотканные вручную китайские лен и хлопок. Затем на нее вручную был нанесен полосатый принт. А для работы над цилиндром главного героя Хемминг пригласила известную британскую шляпницу Джейн Смит, которая создает головные уборы для театра и кино с 1968 года. Смит вдохновилась цилиндрами-трансформерами фокусников — которые умеют складываться, а при необходимости даже взрываться. Без шляп-дублеров, правда, в итоге не обошлось: их изготовили разной степени износа — новые, слегка потертые и даже деформированные.
НА ВКУС И ЦВЕТ
«Ключевую идею Пола мы поняли так: все будет ярким, а все персонажи максимально выразительными», — вспоминает Хемминг. В общей сложности костюмерный цех под руководством Линди создал около тысячи разнообразных нарядов, которые отшивались с нуля даже для героев второго плана и актеров массовых сцен. Под каждый музыкальный номер разрабатывалась своя стилистика и цветовая гамма. Так, например, в сцене с уличными танцами есть много верхней одежды и головных уборов серых, коричневых и синих оттенков. А сцена с открытием магазина Вонки решена в лиловых и розовых тонах, которые перекликаются с его пальто, — и костюмы в ней, в том числе друзей Вонки, которые приходят работать в его магазине, — носят фантазийный характер.
Цвет также играет важное значение в облачении трех противников Вонки — его соседей по Galerie Gourmet, состоявшихся шоколатье. Шерсть для их костюмов окрасили в определенный цвет — зеленый для более изобретательного Фиклгрубера, едкий желтый для Продноуза, который все время отпускает ядовитые шутки, и синий для (вроде бы) самого спокойного Слагворта, местного «мозгового центра». Цвета их одежды также сочетаются с интерьером шоколадных лавок, которыми они управляют, а также с цветом оберток их шоколадных конфет.
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
Образ злодейки миссис Скрабитт в исполнении Оливии Колман претерпел много изменений в процессе разработки. По признанию Хемминг, долго было неизвестно, кто исполнит эту роль, поэтому в изначальных набросках фигурировали костлявые домохозяйки, неприятные прачки и женщины с кривыми зубами. И когда на роль владелицы отеля и прачечной утвердили Колман, художнице по костюмам пришлось внести серьезные коррективы в свои идеи, учитывая данные актрисы. К счастью, Колман поддерживала все, что предлагала Хемминг: «Существует не так много актрис, которые наденут полнящие их подкладки под одежду и выйдут из примерочной, говоря: «О, да! Мне все это нравится!».
Вообще, гардероб миссис Скрабитт — один из самых разнообразных в картине: в нем много вязаных вещей, фартуков и чепчиков оттенков зеленого и сиреневого, к тому же он существенно видоизменяется с появлением любовной линии: героиня вдруг начинает носить платья, подчеркивающие грудь. Баварские костюмы напарника героини, Бличера, во многом напоминают костюмы самой миссис Скрабитт, что подчеркивает схожесть героев, а затем и близость.
Увеличить в размере, кстати, пришлось еще одного героя — начальника полиции в исполнении Кигана-Майкла Ки. Как и в случае с миссис Скрабитт, до последнего было неизвестно, кому достанется эта роль, а художница по костюмам держала в голове кого-то коренастого. Но когда утвердили Кигана, родилась идея, что персонаж будет постепенно толстеть, причем буквально на глазах зрителей, для чего Хемминг создала несколько вариантов темно-синей полицейской формы разного размера.
Ряса «предводителя культа шокоголиков» отца Юлиуса в исполнении Роуэна Аткинсона всем своим видом — сиреневой тканью с золотой росписью — напоминает обертку очень большой шоколадки (Milka, например). Что не удивительно, так как священник не только одержим шоколадом, но и помогает противникам Вонки из «Шоколадного Картеля» скрывать шоколад в тайнике под собором, который охраняют пятьсот священников-«шокоголиков».
А ТАКЖЕ ХЬЮ ГРАНТ!
Самая необычная работа на проекте велась над гардеробом сказочного крошечного Умпа-Лумпы (в исполнении Хью Гранта). Хотя тело героя было создано с помощью компьютерной графики, костюмы для желтого человечка с зелеными волосами — свободные белые блузы, полосатые пиджаки, узкие брюки и шелковые платки-галстуки — разрабатывались настоящие, но кукольных размеров. Это было сделано, с одной стороны, для упрощения работы CG-специалистов, чтобы они понимали, какую фактуру и цвет ткани им нужно создать. С другой стороны, маленькие костюмы Умпа-Лумпы использовались во время съемок интерьеров его дома и хранились в его крошечном чемодане. И хотя, говорят, сам Хью Грант возненавидел эту роль, наше сердце он определенно покорил. Да и миллионы других зрителей, которые беснуются в TikTok под завирусившуюся песню Oompa Loompa. Ведь как говорит Хемминг, «смех, радость и волшебный мир — это то, что нужно как детям, так и взрослым. Петь, танцевать, быть добрым и веселиться» — что еще нужно для счастья. Разве что модное пальто и шоколадка.