Стиль в фильме: «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса
Текст:
Дарья Блинова
Брючные костюмы, объемные шубы и закрытые купальники: перед специальным показом в «Гараже» разбираем выдающийся стиль знаменитого нуара.
Палящее солнце вместо проливного дождя, платиновый боб вместо рыжих локонов, хронометраж в 90 минут вместо 150. Фильм Орсона Уэлсса — нетипичный представитель жанра нуар, пускай в нем и есть место убийствам, роковой женщине и плотной завесе сигаретного дыма. История о любовном треугольнике из хмурого главного героя, загадочной красотки и ее влиятельного мужа не впечатлила ни критиков, ни зрителей. Признание к «Леди из Шанхая» пришло намного позже.
На роль леди пригласили жену Уэлсса — Риту Хейворт. Студия Columbia надеялась на привлечение зрителей за счет растиражированного образа рыжей бестии из ее предыдущего фильма «Гильда». Чтобы повторить коммерческий успех, на должность художника по костюмам позвали создателя знаменитого платья Гильды — Жана Луиса. На этом фоне решение режиссера превратить Хейворт в короткостриженую платиновую блондинку втайне от руководства студии и инвесторов казалось немыслимой дерзостью. Тем не менее сама актриса в дальнейшем благодарила бывшего мужа за смену имиджа, говоря, что мужчины путали ее с вымышленным персонажем: «Они засыпали с Гильдой, а просыпались со мной».
Balenciaga ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
КУПАЛЬНИК norma kamali
Поначалу ничто не выдавало в главной героине хладнокровную убийцу. Наоборот, впервые мы видим ее в образе «девушка в беде»: платье миди в горох, серьги-гвоздики и застенчивая улыбка. Сделав своего героя боцманом и променяв дождливые улицы мегаполиса на пляжи экзотических стран, Орсон Уэлсс привнес в нуар неожиданный для этого жанра морской стиль. Уже в следующем десятилетии мир шокируют откровенные бикини, но пока, в сороковые, на экране слитные купальники и шорты с высокой талией. Спустя почти полвека постером с изображением Риты Хейворт в черном сатиновом купальнике заклеят подкоп в фильме «Побег из Шоушенка».
Max Mara RESORT 2018
Художник по костюмам наградил каждого из влюбленных двумя экземплярами капитанской фуражки — черного и белого цвета соответственно. Героиня Риты Хейворт — Эльза — комбинирует их с черным бушлатом с декоративными аксельбантами и двубортным пальто белого цвета, а мистер Майкл О''Хара Орсона Уэлсса оба головных убора носит с парусиновыми рубашками, что еще раз подчеркивает социальное расстояние между любовниками. Есть и другая рифмующаяся пара нарядов, которая явно напоминает костюм жениха и платье невесты. Эльза сбегает на свидание к Майклу в роскошном белом платье, похожем на подвенечное. Шифон развевается и мерцает так, что затмевает даже панораму ночного Акапулько. И если в жаркой Мексике преобладал белый цвет, то по возвращении в Америку оттенки серого просачиваются в гардеробы персонажей так же, как туман на улицы Сан-Франциско. Загорелые руки спрячутся в перчатках, глухой воротник сменит глубокий вырез, а небрежно развязанный галстук затянется потуже.
Во второй половине фильма изменится не только климат, но и Эльза. Если раньше ее привлекательность строилась вокруг облика жертвы, то ближе к развязке соблазнительность главной героини приобретает все более хищный характер. Ее двуликость проявляется как нельзя лучше со сменой гардероба. Когда лицо закроет вуаль, на плечи ляжет роскошный мех шуб, на шее заблестят дорогие украшения, от той, за кого она выдавала себя в самом начале, не останется и следа. Развязка происходит в закрытом на сезон парке аттракционов, и одежда героев слабо видна во тьме. Однако финальная встреча в холле зеркал, где каждое отражение дробится, помогает рассмотреть их наряды со всех ракурсов. Муж Эльзы одет представительно, как и любой другой успешный адвокат, а сама она в строгом черном блейзере и юбке, прикрывающей колени, выглядит так, будто уже подготовилась овдоветь, осталось лишь нажать курок.
Jacquemus ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Несмотря на все визуальные достоинства картины, ее постигла несправедливая участь. Номинацию «Художник по костюмам» «Оскар» ввел только на следующий год, оставив заслуги Жана Луиса незамеченными, а продюсеры обвинили режиссера в том, что его операторские изыски отвлекают зрителей от сюжета. Но время все расставило по местам — влияние фильма ощущается до сих пор не только в кинематографе, но и в моде. Брючные костюмы свободного кроя, шубы из неокрашенного меха, закрытые купальники и скромные женственные платья — вдохновение в этом нуаре найдут и те, кто готовится к мрачным осенним дням, и те, кто собирается отправиться в круиз.
Показ фильма состоится 6 сентября в рамках программы ЦДК «Кино о кино» в летнем кинотеатре Garage Screen в Парке Горького.