Дольче!
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
На большие экраны выходит картина режиссеров театра La Scala Давиде Ливерморе и Паоло Джеп Кукко «Дольче» (оригинальное название The Opera). Это современное прочтение классической истории любви Орфея и Эвридики, где оперные исполнители играют вместе со звездами кино — Винсентом Касселем, Фанни Ардан, Росси Де Пальмой и Катериной Мурино. Все костюмы к фильму создал дизайнерский дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбаны, собрала их воедино художница по костюмам Мариана Фракассо. И это, пожалуй, лучшее визуальное решение, на которое пошли создатели кинооперы. Специально для The Blueprint с ними поговорил Антон Копылов.

Сюжет
Воплотить на экране гибридный формат — задача не из легких. Получается либо очень таланливо, либо крайне посредственно. Авторы «Дольче» сделали все возможное, чтобы симбиоз оперы, экшна, мифа и драмы понравился зрителю. Для этого действие картины перенесли в воображаемую вселенную, собрали великолепный каст и одели персонажей в модные платья и смокинги.
«Мы стремились вывести оперу на новый повествовательный и визуальный уровень, вернуть этому жанру его актуальность, — отмечают режиссеры ленты Давиде Ливерморе и Паоло Джеп Кукко в интервью The Blueprint. — Наша история — грандиозная сказочная фреска с несколькими пластами чувственного восприятия».
По сюжету Эвридика — ее играет молодая оперная звезда Мариам Баттистелли — гибнет от пули в день свадьбы, и Орфей — в исполнении тенора Валентино Буццы — отправляется в царство Аида, чтобы вернуть возлюбленную. Добраться до загробного мира ему помогает таксист Харон, чью роль Винсент Кассель сделал одной из самых ярких в картине. В «царстве мертвых» главный герой мечется по демоническому отелю «Гранд Аид», проходя через испытания и сталкиваясь с колоритными персонажами, вроде сексапильной консьержки, которую сыграла Катерина Мурино, мойрой в исполнении Росси Де Пальмы, или прекрасной владычицы подземного царства Прозерпины, чья роль досталась Фанни Ардан. Главным антагонистом Орфея в фильме, как и в мифе, становится бог Плутон в исполнении экс-жениха Анны Нетребко бас-баритона Эрвина Шротта.
Эклектичный мурал из спецэффектов, нарядов и образов дополняет соответствующий саундтрек. В фильме звучат арии из опер Пуччини, Верди, Бизе, Россини, «Вальс» Равеля, а еще хит из 80-х The power of love некогда популярной британской группы Frankie goes to Hollywood. Дирижирует оркестром при этом сам Пласидо Доминго.
Место действия
Знакомый многим сюжет греческой легенды сценаристы фильма представили в двух измерениях — реальном и виртуальном, воссозданом на студии Prodea Led в Пьемонте. «Мы объединили миф и современные технологии, — рассказывает Давиде. — В ленте много референсов к эстетике Де Кирико (основатель метафизической живописи) и архитектуре — творениям Пьера Луиджи Нарви и Хуана Пабло Молино. К примеру, дизайн стойки консьержа — одной из основных локаций фильма — во многом повторяет стиль бара в театре Regio в Турине, а экстерьер отеля напоминает входную группу туринского Museo Nazionaledell’Automobile».

Эвридика
«Для Мариам, которая сыграла главную роль в ленте, это было первое большое появление на экране, — говорит Пауло. — И она справилась великолепно: ей удалось сделать мифический персонаж очень человечным, поэтому зритель сопереживает героине и, возможно, видит в ней себя».
На протяжении всего фильма Эвридика одета в свадебное платье с пыльно-розовым корсетом и пепельной шифоновой юбкой. Это копия платья из коллекции Dolce & Gabbana сезона осень-зима 2008/2009.
«Для меня было огромной честью получить полный доступ к архивам бренда, — говорит художник по костюмам Мариана Фракассо. — Все действующие лица фильма, даже эпизодические, одеты в Dolce & Gabbana. Образ Эвридики мы выбирали очень тщательно — в отличие от других персонажей она не меняет свой костюм, поэтому платье должно идеально соответствовать задумке режиссеров. Кроме того, по сценарию героиня оказывается под водой, погружаясь в реку забвения. Поэтому мы не могли использовать оригинал, а сшили костюм из более практичных материалов, которые в итоге дали нужный визуальный эффект. Кроме того, изменилась и палитра вещи: дизайн платья отмечен печатью увядания, тлена, ведь Эвридика — часть мира мертвых, в отличие от Орфея — единственного по-настоящему живого персонажа фильма».


Прозерпина

«Мы все попали под обаяние Фанни Ардан, ее женственности и сексуальности, — говорит Давиде. — Поэтому в фильме она предстает как настоящая дива, перед которой склоняются другие герои». При ее первом появлении на экране актриса драматично выходит ил лифта отеля в кутюрном черном костюме Dolce & Gabbana, отороченном искусственным мехом. «Давайте сделаем прическу выше, я же Прозерпина, смелее! Фанни была готова к экспериментам, — вспоминает Мариана. — Перед началом работы я просмотрела десятки ее публичных выходов и проанализировала ее стиль. Поэтому среди коллекций дизайнеров для актрисы я выбирала только haute couture, причем даже те вещи, которые никогда не был на подиуме. В фильме некоторые персонажи носят черное кружево, которое, конечно же, ассоциируется со стилем Dolce & Gabbana. Но для Ардан я решила сделать исключение — в одной из сцен она облачена в костюм из сицилийского кружева белого цвета».


Харон и Мойра
Вспомогательные персонажи фильма — герои-проводники в греческой мифологии — в «пантеоне» ленты получились едва ли не самыми харизматичными. «Перевозчика Харона, доставляющего души в мир мертвых через реку Стикс, мы решили одеть максимально просто — жилет, брюки из мягкой шерсти и хлопковый лонгслив на пуговицах, — рассказывает Мариана. — Ведь по задумке режиссеров мифический перевозчик воплощен в образе таксиста или водителя автобуса. Поэтому Винсент Кассель в кадре выглядит так, будто собирался на скорую руку, выбирая вещи по принципу комфорта, а не модности».
А вот мойра, которую играет любимица дизайнеров Росси Де Пальма, костюмеры фильма превратили, выражаясь их словами, в «цыганскую королеву». В одной из сцен она носит спортивный бомбер с ярким флористическим принтом из мужской коллекции сублинии D&G, а в другой — появляется в красной пижаме и «мультяшных» слиперах в виде жирафов. «Персонаж Росси — очень яркий и сильный, это гламур, свободный от правил, — поясняет Мариана. — И очень индивидуальный: например, все украшения в образе героини — собственность актрисы».


«Дефиле» в автобусе
В фильме, где за костюмы отвечает итальянский дизайнерский бренд, не могло не случиться показа мод. Сцена «соблазнения» Орфея, которая разворачивается в автобусе, превратилась в попурри коллекций Dolce & Gabbana разных лет. Под вспышки камер «модели» появляются то в платьях с пайетками сезона F/W 2011, то в серебристых корсетах из весенней коллекции 2023 года, то в вещах кутюрной линии Alta Moda. «Перед нами не стояла цель сделать фильм модным, даже в этой яркой сцене, — говорят Паоло и Давиде. — Но мы решили показать разные типажи женщин, которых герой встречал или мог встретить в жизни».
Развязку эпической истории — Орфей терпит поражение и Эвридика навсегда остается в царстве Аида — режиссеры фильма подали нетривиально. «Под занавес» становится понятно, что авторы картины встроили миф в человеческую трагедию по принципу «матрешки». Смерть разлучает героев и в виртуальном мире, переполненном великолепными нарядами Dolce & Gabbana, и в реальном. После финальной сцены смерти Эвридики в госпитале Орфей погружается в рутину повседневности. Мода — достается богам!