Blueprint
T

Бледная, с косичками

Текст: Яна Лукина

На Netflix вышел «Уэнсдей» — сериал про самую узнаваемую (Мортиша, прости!) и, пожалуй, самую хладнокровную представительницу семейки Аддамс. Уэнсдей в этой версии — ученица в школе для «изгоев», детей со сверхспособностями, а еще — начинающая писательница и детектив. За самим шоу стоят Альфред Гоф и Майлз Миллар, в начале нулевых запустившие «Тайны Смолвиля» — сериал о юности Супермена. А первые четыре серии снял Тим Бертон, задав тон повествования и напичкав «Уэнсдей» отсылками к собственному творчеству, которые проекту весьма к лицу. Как, кстати, и костюмы, отмечает Яна Лукина.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":282,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Уэнсдей» для проформы пожурили за сходство с проектами CW (канал, специализирующийся на подростковых мелодрамах с элементами фэнтези — и за это же почему-то презираемый). Но в целом приняли благосклонно. Впрочем, даже рецензии со знаком минус не остановили зрителей от того, чтобы за первую неделю потратить на просмотр «Уэнсдей» 341,2 миллиона часов — и тем самым помочь ему побить рекорд, установленный четвертым сезоном «Очень странных дел». И хотя второй сезон еще официально не подтвержден, со стороны Netflix было бы большим упущением не продлить шоу.

Меж тем своим успехом сериал обязан не только Тиму Бертону, но и кастингу, который отмечают даже критики проекта. Создатели «Уэнсдей» сразу решили, что в их вариации у Гомеса Аддамса будет латиноамериканское происхождение (это дань уважения актеру Раулю Хулии, сыгравшему Гомеса в фильмах Барри Зонненфельда). А значит, у дочери должна быть хотя бы половина латиноамериканской крови. В итоге на главную роль утвердили 18-летнюю на тот момент Дженну Ортегу, актрису с мексиканскими и пуэрто-риканскими корнями. Она на наших глазах превращается из диснеевской звездочки в «королеву крика» (до «Уэнсдей» она успела сняться в «Крике» и «Х») — и младшая Аддамс, по ощущениям, находится аккурат посередине.

Дополнительную пикантность сериалу добавляет участие Кристины Риччи, которая и сама играла Уэнсдей — в «Семейке Аддамс» и «Семейных ценностях Аддамсов», вышедших на большой экран в начале 1990-х. И в общем-то срослась с этим образом: до недавнего времени при упоминании Уэнсдей Аддамс вы с большой долей вероятности представляли именно бледную Риччи с двумя косичками. И хотя решение пригласить актрису в «Уэнсдей» кажется почти что очевидным (это довольно распространенный трюк в современной поп-культуре: в новом «Любовнике леди Чаттерлей» миссис Болтон играет Джоэли Ричардсон — леди Чаттерлей из экранизации 1993 года; в новой «Вестсайдской истории» появляется Рита Морено — Анита из оригинала), сложилось все почти случайно. Роль предназначалась Торе Берч, еще одной актрисе, набравшей популярность в 1990-х, в том числе благодаря фильму «Фокус-покус». Но Берч выбыла в процессе съемок, пришлось в срочном порядке искать замену — и уже тогда в шоу появилась Кристина.

Мэрилин Торнхилл

Для Бертона и Риччи «Уэнсдей» — проект-воссоединение: они уже пересекались на съемочной площадке «Сонной лощины». Еще одной участницей тех съемок была художница по костюмам Коллин Этвуд — и ее же привлекли к работе над сериалом. Не зря: Коллин смогла «обновить» хорошо знакомого всем персонажа, а заодно создать несколько новых, с гардеробами не хуже.

Уэнсдей Аддамс

Уже в первые десять минут шоу мы узнаем, что у Уэнсдей аллергия на цвет. «Начинается крапивница, плоть отслаивается от костей», — делится героиня подробностями. Правда это или художественное преувеличение (в конце концов, она писательница), зритель так и не узнает: Уэнсдей весь сезон будет верна своей мрачной палитре, допускающей, помимо доминирующего черного, лишь немного белого и серого. В школе Невермор, где все остальные ученики носят черно-синюю форму, для девушки подготовят специальный вариант: черный с серым.

В этом ансамбле, который легко мог бы быть творением Тома Брауна, можно углядеть отсылку к творчеству Тима Бертона (в «Уэнсдей» он вообще постоянно ссылается на самого себя), для которого полоска — такая же обязательная деталь, как искореженное дерево (оно тоже на месте). Еще один громкий намек на творчество режиссера случится уже во втором эпизоде, когда главная героиня примет участие в Кубке По — гонке частично на каноэ, частично пешком. Правил в ней нет, если не считать того, что каждая команда выбирает для вдохновения один из рассказов самого знаменитого выпускника Невермора Эдгара По. Уэнсдей достается «Черный кот», а вместе с ним — и кэтсьют с ушками. И как здесь не вспомнить, что именно Бертон подарил миру Женщину-кошку в исполнении Мишель Пфайффер? Или, например, то, что в начале 1990-х режиссеру пришлось отказаться от съемок «Семейки Аддамс» как раз из-за работы над «Бэтмен возвращается»?


Если сравнивать новую Уэнсдей с версией из фильмов Зонненфельда, то эволюция налицо. Да, Аддамс по-прежнему носит две косички — но они уже не такие тугие, да еще и с челкой. Да, Аддамс по-прежнему мертвенно-бледна — но в этот раз у нее веснушки. По словам Коллин Этвуд, суммарно все это помогло добавить персонажу уязвимости. Как результат — Уэнсдей куда меньше похожа на ребенка-призрака из фильмов ужасов. Возможно, по той же причине Этвуд не захотела делать в гардеробе героини упор на викториану. Напротив, собирая костюмы, она ориентировалась на 1960-е и 1970-е. Да и современных вещей в чемоданах у Уэнсдей хватает. И впору пошутить, что родители явно не экономят на своей грозовой тучке: есть у нее и кардиган Miu Miu, и не самый бюджетный кожаный жакет LK Bennett. Одежды из массмаркета, впрочем, куда больше. Любопытно знать, как она была куплена, учитывая, что современные технологии хозяйка откровенно презирает — и даже свой роман печатает не на ноутбуке, а на машинке. Неужели идет в Zara лично?

И еще: на экране Уэнсдей часто носит клетку. Возможно, просто потому, что это один из ходовых черно-белых принтов. Но, зная детальный подход Этвуд, хочется предположить, что это не просто клетка, а шахматная доска — как напоминание, что, решив расследовать происходящие в окрестностях Невермора убийства, героиня ввязалась в игру с неизвестным противником, который думает на несколько ходов вперед.

Инид Синклер 

Жизнерадостная Инид (Эмма Майерс) — полная противоположность мрачной Уэнсдей, своей соседки и, как бы та ни сопротивлялась, лучшей подруги. И если у одной аллергия на цвет, то у другой, видимо, на его отсутствие. Голубой, желтый, фиолетовый... Хотя больше всего девочка-оборотень с яркими прядями в волосах любит розовый — даже к стандартной форме Невермора добавляет пушистый розовый рюкзачок с сердечком. И хотя пастельные оттенки — это не то, с чем в первую очередь ассоциируется ликантропия (способность превращаться в волка), в образе Инид нет ничего нелогичного. Сахарная гамма в ее гардеробе как будто указывает на то, что школьница родом из Сан-Франциско, который славится своими «разукрашенными леди» — викторианскими домами жизнеутверждающих цветов. Пушистые вещи вроде уже упомянутого рюкзака и жакета из искусственной овчины намекают не только на характер, но и на сверхъестественные способности: «белая и пушистая» — вполне себе определение для оборотня. А еще существует довольно популярная онлайн-теория, согласно которой радужная палитра свитеров Инид — намек на ее принадлежность к квир-комьюнити.

Другие ученики «Невермора»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В первой же серии Инид устраивает новоприбывшей Уэнсдей тур по Невермору и, в лучших традициях фильмов про школы, объясняет иерархию: «Здесь много видов изгоев, но вот четыре основные группы: Клыки, Меха, Каменные и Чешуйчатые». Они же вампиры, оборотни, сирены и горгоны. У каждой клики — свои атрибуты. Вампиры во главе с Йоко днем носят круглые солнцезащитные очки. У оборотней, которые, видимо, местный эквивалент спортсменов, — пышные кудрявые волосы (и Инид даже в этом смысле что-то вроде исключения: никаких кудрей). Горгоны носят шапки, чтобы скрыть свои щипящие «прически». Сирены, с которыми зритель знакомится чуть лучше, чем с тремя другими группами, неравнодушны к голубому. Главная среди них, местная queen bee Бьянка, в первой же своей сцене держит в руке портфель цвета морской волны.

Ларисса Уимс

В интервью Entertainment Weekly Гвендолин Кристи, сыгравшая директрису Невермора Лариссу Уимс, призналась, что впервые ощутила себя на экране красивой. Стоит признать, что столь конвенционально привлекательную героиню актриса, которой обычно достаются роли андрогинных или просто эксцентричных персонажей, играла впервые.


То, как выглядит Уимс, во многом идея самой Кристи: Тим Бертон фактически отдал ей героиню на откуп, предложив самостоятельно решить, как ее изобразить, — и потом уже вместе обсудить варианты. «Она была изгоем, ходила в школу для изгоев, всегда была на втором месте, находясь в тени Мортиши. И меня постоянно посещала мысль о героине в стиле Хичкока, этой экранной сирене... Мысль, что, возможно, эта молодая женщина обратится к нашему мистическому порталу — кино, чтобы воплотить свои фантазии». Бертон и Этвуд отреагировали одобрительно: тоже, как оказалось, думали в этом направлении. Что немудрено: хичкоковская блондинка — практически синоним саспенса. За основу взяли образы Типпи Хедрен в «Птицах» (поэтому то, что у себя в кабинете Уимс сидит между двух птиц, похоже на пасхалку) и Ким Новак в «Головокружении». От первой достался фисташковый костюм, от второй — оттенок волос и любовь к перчаткам.


А вот золотые украшения, которые директриса носит в течение сезона (среди них, например, брошь Schiaparelli в виде губ), — «собственность модели». Истолковать их можно по-разному. С одной стороны, кажется, что Уимс таким образом подчеркивает свой управленческий статус и то, что больше не «серебро» при «золоте» Мортиши. С другой — в выборе в пользу этого металла можно увидеть трогательную заботу об учениках: с серебром, как известно, у вампиров и оборотней складывается куда хуже.

Мэрилин Торнхилл 

Преподавательница гербологии в исполнении Кристины Риччи — единственная во всем Неверморе сотрудница-нормис, то есть не относящаяся к сверхъестественным существам. И кажется, что нехватку «необычности» она отчасти компенсирует визуально: ее гардероб больше, чем у кого-либо еще в сериале, богат на принты (в частности — флористические); а еще она, например, любит красную обувь.


Кстати, зрители «Уэнсдей», хорошо знакомые с фильмографией Риччи, подмечают, что по манере одеваться ее сериальный персонаж похож на ее же героиню из романтической комедии «Пенелопа» (той, где актрисе, помимо прочего, приходилось носить пятачок — и где в сюжете тоже присутствовала магия).

Школьные танцы

Какой фильм про школу без школьных танцев? В Неверморе они называются Rave’N, и в год, когда на учебу поступает Уэнсдей, объявлен белый дресс-код. Который, как сразу замечает Инид, им с Уэнсдей не подойдет. Себе она в итоге находит платье с розовым отливом и меховой оторочкой на рукавах и воротнике. Сирена Бьянка тоже не хочет играть по правилам: ее платье — из крупных голубых пайеток, имитирующих чешую.


А Уэнсдей — изгой среди изгоев — надевает черное. Свой наряд, фасоном напоминающий платье Лидии из «Битлджуса», она находит в комиссионном магазине. На деле же это Alaia (totally important designer, как говорила Шер Хоровиц) из коллекции осень-зима 2021, которая была переизданием хитов ныне покойного Аззедина Алайи. Коллин Этвуд заприметила платье в бутике марки на Бонд-стрит и поняла: оно. И хотя Уэнсдей пытается озвучить, что выглядит неузнаваемо и нелепо, а то и как «пример женской объективации для мужского взгляда», в глубине души она явно довольна нарядом. Жаждет испытать его в танце. И испытывает, доказывая, что Тим Бертон не прочь процитировать не только себя, но и «Криминальное чтиво».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}