Blueprint
T

Мода дома

ФОТО:
ДАША СОЛОМАТИНА, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В Антверпене проходит выставка Роми Коккс «Мода и интерьер: гендерный аспект», главной темой которой заявлена связь дизайна одежды и интерьера, поданная с гендерной точки зрения. Одна из центральных частей экспозиции — работы бельгийских дизайнеров одежды, вдохновленные «домашней» темой. Мы собрали мини-истории о том, как фламандские дизайнеры переосмысляли предметы интерьера в коллекциях одежды, придавая им запах домашнего «очага».

Мотив дома в работах
Дриса ван Нотена

Кадры из фильма «Дрис Ван Нотен», 2017

Один из самых романтичных дизайнеров «антверпенской шестерки» Дрис ван Нотен при создании одежды часто черпал вдохновение в старинных особняках с пышными садами. Так, например, в мужской коллекции весна—лето 2017, наряд из которой представлен на выставке, он взял за основу загородный дом писателя Уильяма Морриса — основателя движения «Искусства и ремесла», которое выступало против индустриализации и прославляло ручной труд, отдавая ремесленным изделиям превосходство над промышленными товарами. Коллекция была представлена как «воображаемый взгляд из дома Морриса на “Искусства и ремесла” сегодня». Это выразилось в романтических образах с будто сошедшими со штор деталями в виде кисточек-бахромы и курток, шорт, пальто с принтами гобеленов.

Загородный дом Уильяма Морриса

Любовь Дриса к особнякам и к оформлению пространства в целом проявлялась не только в его коллекциях, но и в организации магазинов, шоу и собственного дома дизайнера. В 2014 году Vogue побывал в его семейном поместье Рингенхоф под Антверпеном. Этот неоклассический особняк XIX века, окруженный многочисленными пейзажными садами, служил Дрису второй студией. Связь особняка с одеждой ван Нотена настолько плотная, что, дизайнер использует ткани из своих коллекций в предметах интерьера: например, скатерть из шелкового броката с турецкими мотивами лежит на обеденном столе, а окна столовой украшают шторы нежно-розового цвета (тоже из ткани, использованной в коллекции). Подход ван Нотена к интерьеру — это та же работа с материалом, цветом, текстурой, нарративом, слоями и эмоциями.

Образ из коллекции Dries Van Noten весна-лето 2017 (слева) / «Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Рингенхоф, дом Дриса Ван Нотена

Интерьерные
отсылки в коллекции

Вальтера ван Бейрендонка

Еще один представитель «антверпенской шестерки»‎ Вальтер ван Бейрендонк обращается к теме дома в коллекции весна—лето 2014 Home Sweet Home — один из образов оттуда Роми Коккс добавила в экспозицию выставки. На одежду из коллекции ван Бейрендонк нанес принты с деталями интерьера дома, который делил со своим партнером в Антверпене: на пиджаке изображена картина с лошадью, а на шортах — кусок дощатого пола. На других пиджаках из этой же коллекции можно встретить домашние вазы дизайнера с яркими цветами, которые стоят на деревянной полке над пестрым ковром. Эти же мотивы повторяются на туниках, брюках, футболках.

Образ из коллекции Walter Van Beirendonck весна-лето 2014 (справа) /
«Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

«Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Протеже  Ле Корбюзье —
Анн Демельмейстер

В экспозиции также представлен макет единственного в Бельгии дома авторства архитектора Ле Корбюзье, спроектированного для художника Рене Гийета, — в 1983-м здание купила еще одна представительница «антверпенской шестерки» Анн Демельмейстер и ее муж, фотограф Патрик Робин. Для Анн работы Ле Корбюзье и дом Гийета в особенности стали главными источниками вдохновения при создании коллекции — в экспозиции можно увидеть деконструированный брючный черный костюм с красной акцентной водолазкой с рукавами-перчатками из женской коллекции осень—зима 1996/1997 и брючный комплект с открытой спиной из коллекции весна—лето 1996. Последняя особенно связана с работами Ле Корбюзье — строгие и контрастные линии, геометрические формы и простые архитектурные силуэты без украшений, присущие творчеству архитектора.

Дом Гийета, арх. Ле Корбюзье

1

2

① Ann Demeulemeester весна-лето 1996 ② Ann Demeulemeester осень-зима 1996/1997

Еще одной отличительной чертой творчества Демельмейстер стало использование белого полотна. Началось все в 1996 году, когда вместе с мебельным производителем Bulo дизайнер создала стол, обернутый в белое полотно (он тоже представлен на выставке). Материал также становился одним из главных героев ее шоу — в полотно были обернуты приглашения и подиум. Эту фишку дизайнер тоже позаимствовала у Ле Корбюзье, для которого белый цвет в архитектуре был одним из постоянных мотивов. Вторит дому Гийета флагманский магазин бренда Демельмейстер (на выставке представлены его фото), открытый в Антверпене в 1999 году. Там в белое полотно обернуты многие части интерьера. Еще одна отсылка к Ле Корбюзье — белые колонны, напоминающие его любимые сваи. Пространство внутри здания тоже похоже на дом Гийета: четкие геометрические формы, открытое пространство, минималистичные мебель и палитра интерьера.

Флагманский магазин Ann Demeulemeester, Антверпен

Serax x Ann Demeulemeester

Демельмейстер также приложила руку к созданию посуды и мебели. Так, например, с Патриком Робином они разработали несколько коллекций предметов для дома в коллаборации с бельгийским брендом Serax. Линейки выполнены в лаконичном, модернистском стиле, отчетливо напоминающем работы архитекторов и дизайнеров интерьера XX века. Предметы из этой коллаборации тоже можно увидеть на выставке. 

«Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Белый мир
Мартина Маржелы

Творения Мартина Маржелы на выставке встречаются чаще всего. Более того, Маржела лично соорудил точную копию своего белоснежного парижского кабинета, где трудился с 1998-го по 2008-й, — используя оригинальные вещи: от рабочего стола со всеми, даже самыми мелкими, предметами до винилового проигрывателя с коллекцией пластинок. "Белый мир«‎ Маржелы расположен на выставке сразу после зала Ле Корбюзье — дизайнер во многом вдохновлялся творчеством архитектора, о чем говорит и то, как культовые таби Маржелы, «искупанные» в побелке, и вся белоснежная экспозиция дизайнера перекликаются с бесконечными белыми фасадами архитектора.


Интерьер и мода соединяются в коллекции Маржелы осень—зима 2006/2007, где юбки и куртки были выполнены будто из обивок кресел и диванов. Чтобы сомнений, что перед нами предметы интерьера, не оставалось совсем, частью нарядов стали прикрепленные к ним бирки с изображениями той самой мебели. А в коллекции осень—зима 2004/2005 одним из принтов стало изображение дивана. Такой прием создания одной вещи с изображением другой часто встречается в работах дизайнера — и не только в коллекциях одежды. Например, стены магазинов Маржелы часто декорированы распечатанными изображениями предыдущих пространств бренда.

«Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

«Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Мебельщик
Раф Симонс

Заключительная часть выставки посвящена творчеству Рафа Симонса — модельера с дипломом промышленного и мебельного дизайнера. Несколько шкафчиков для хранения аксессуаров его выпускной работы The Corpo из арт-школы LUCA представлены на выставке. Некоторые их силуэты напоминают женские корсеты и были предположительно вдохновлены коллекцией Maison Margiela 1989 года, которую Симонс увидел в Париже. Это шоу стало одним из поворотных для Рафа моментов в его желании заниматься модой. Во всей выпускной работе Раф хотел подчеркнуть связь своих изделий с человеческим телом.

Образы для коллекции Сalvin Лlein осень—зима 2017/2018 /  «Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Кресла Рафа Симонса для Calvin Klein / «Мода и интерьер: гендерный аспект», Антверпен, 2025

Другая часть зала Симонса посвящена его коллекции для Calvin Klein осень—зима 2017/2018, в которой дизайнер использовал стеганые винтажные одеяла для создания верхней одежды. Через год он вернулся к этому же приему для коллекции бренда осень—зима 2018/2019, добавив к пальто из квилта подкладку из майлара, который обычно используют для формы спасателей. В 2018 году Симонс дебютировал на ярмарке Design Miami/Basel с креслами для Calvin Klein, выполненными из того же стеганого покрывала с традиционными американскими узорами.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}