Blueprint
T

Главные выставки мая

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Майские праздники — отличный повод сходить на выставку. The Blueprint собрал самые яркие художественные события последнего месяца весны — от ярмарок независимого искусства Port Art Fair и «Контур» до Первой международной биеннале экологического искусства и Российской триеннале искусства текстильного.

«Другое измерение»

26.04 – 22.06
МАММ, Москва

В Мультимедиа Арт Музее открывается экспозиция художника Гарифа Басырова — покажут его главные серии 1970–1980-х, офорты «Космос» и «Спящие», рисунки «Горожане за городом» и «Обитаемые пейзажи». Закончив в 1968 году художественный факультет ВГИКа, Басыров переключился на графику и в 1975-м стал постоянным иллюстратором журнала «Химия и жизнь». 15 лет он работал над рассказами Айзека Азимова, Станислава Лема и Рэя Брэдбери — большой поклонник Джорджо де Кирико и Рене Магритта, Басыров использовал их наработки для того, чтобы отточить свой собственный, «метафизический» стиль. Фантасмагорические сцены из жизни обитателей спальных районов Москвы, экзистенция микрорайона на тонированном картоне — по словам бывшего директора Музея архитектуры имени А.В. Щусева Давида Саркисяна, Басыров произвел в журнале «эстетическую революцию». Советский сюрреализм, в котором чувствуется и тяга к освобождению, полету (проходящая лейтмотивом через все отечественное неофициальное искусство) и личное прошлое, связанное с репрессивной советской машиной (Гариф родился в Карагандинском исправительно-трудовом лагере, его отца расстреляли, а мать провела в Карлаге в общей сложности десять лет).

Гариф Басыров, «Снежная крепость», из серии «Обитаемые пейзажи», 1987–1988

3-я Перкиннале современного искусства «Дом сомнений»

Вова Перкин,  «Очередь будничных новостей», 2024

Чуть менее десяти лет назад художник Вова Перкин (участник Международного фестиваля Сергея Курехина, ярмарки Cosmoscow; в 2023-м ММОМА представил масштабную ретроспективу художника «Перкуссия») сформулировал элементы художественного стиля «перкинизм»: «...двухмерное изображение, сказочный вымысел на грани безумия, яркая (близкая к кислотной) палитра, тотальность форматов, растягивающихся на метры холстов и скульптур». Нынешняя Всероссийская перкиннале — «Дом сомнений» — третья по счету. Она состоит из трех частей-выставок. Первая, «Навязчивая идея», открылась в конце марта в казанской галерее «БИЗОN». Вторая, «Гормон стыда», начнется сейчас в Нижнем Новгороде. В августе две первые части «Дома сомнений» торжественно объединятся в Москве — в пространстве ГУМ-Red-Line. В Нижнем 7 художников (участники коллектива «Наша Утопия» — сам Вова Перкин, Дима Маконда, Лиза Плакса, Арчиликий — керамистка Инна Крыжановская, художники Рома Peeks и Юрий Татьянин) представят свои рассуждения на заглавную тему — как бороться с подавляющим чувством стыда и отображать его в живописи, вышивке, скульптуре. Яркие разноцветные образы, будто бы сотканные из лоскутков самых разных стилей, бросают вызов традиционному пониманию стыда как тоскливой и чрезвычайно контрпродуктивной эмоции.

30.04 – 15.06
Галерея «Терминал А», Нижний Новгород

«Время собирать»

Художники-монументалисты из творческого объединения «Пространство» работают в самых разных техниках — мозаика, вышивка, масляная живопись, керамика, травление по металлу — неизменной остается только большая форма, соответствующая их амбициям. И заявленным темам: «Время собирать» — это, по словам кураторов, выставка о «человечности и роли художника как проводника гуманистических идей в современном обществе». Более 70 работ (большинство будет продемонстрировано впервые) Алины Мальцевой, Эдуарда Мишкина, Анны Котельниковой, Анастасии Харитоновой, Ирины Ардовой и других художников, разделенные на пять групп: «Игра», «Воля», «О природе вещей», «Рядом» и «Негасимое». Открывающая экспозицию «Игра» будет посвящена, как нетрудно догадаться, игре (инопланетные пейзажи, рыбы, написанные тушью по рисовой бумаге, и прочие кунштюки, удивляющие зрителя), «Воля» расскажет о поиске свободы, как в панно Анны Котельниковой «Сорока», выполненном в технике маркетри (деревянная мозаика из фигурных кусочков шпона), а завершающий раздел «Негасимое» будет посвящен непреходящим ценностям — в первую очередь, собственно, человечности, олицетворенной в «Прометее, создающем человека» Эдуарда Мишкина.

Эдуард Мишкин, «Прометей, создающий человека», 2019

01.05 – 08.06
Всероссийский музей декоративного искусства, Москва

«В шкафу»

Олег Васильев, Без названия, 1986

Радий Матюшин, «Парадокс», 2007

Радий Матюшин, «Парадокс», 2007

Алексей Григорьев, «Письмена», 1995

Образовательный центр ММОМА продолжает исследование московского концептуализма и его влияния на совриск в рамках программы «Концепция. Точка обзора». На этот раз центральным мотивом окажется личное пространство — как буквальное, в виде дома или квартиры, так и метафизическое. Отталкиваясь от персонажа Ильи Кабакова «Вшкафусидящего Примакова» (он появляется в альбомах художника — Примаков жил в шкафу родительской квартиры, а затем пропал), кураторы собрали произведения художников разных эпох — от оттепельных работ Ирины Лавровой до новейших — Ани Желудь и Алины Глазун, объединенных темой клаустрофобического темного пространства. Бок о бок с классиками московского концептуализма (Иван Чуйков, Илья Кабаков) они подталкивают увидеть сквозь сдавливающие оконные перекрестия (а также вечную российскую политическую духоту) свет, проникающий внутрь несмотря ни на что.

14.05 – 29.06
ММОМА, Ермолаевский переулок, 17, Москва

Port Art Fair

Третья независимая ярмарка современного искусства Port Art Fair (Port — потому что проводится в питерском «Севкабель Порту») получится масштабной: 87 художников (дизайнер Паша Аделев, керамист Вера Вольтер, мультидисциплинарный художник Ада Морозова), 34 галереи (центр современной культуры «Смена», Школа дизайна НИУ ВШЭ, фиджитал-галерея «Охра») — значительно больше, чем в прошлом году (в 2024-м в ярмарке приняли участие 61 художник и 26 галерей). Барнаул, Казань, Петрозаводск, Саратов; разумеется, Москва и Санкт-Петербург, а также, например, Кейптаун и Бангкок — география художников тоже впечатляет. Даже максимально широкая тема 2025-го — arts & craft — как будто предполагает самые разнообразные ее прочтения; так, вероятнее всего, и случится. Вырастающие из пальцев керамические «Цветы» Арины Бороденко и фантастический летающий дом-маяк с digital-работы Павла Дикого Port объединяют разве что любовь к экспериментам и дикая фантазия.

15 – 18.05
Севкабель Порт, Санкт-Петербург

Евгений Гурвич, «Последняя осень», 2022

Viselitsa Голова

Алина Буглеева, «Лучик»

Ярмарка графики «Контур»

А вот ежегодная ярмарка «Контур», наоборот, выглядит монолитной. Вернее, распадается на две половины, но очень цельные сами по себе — одна посвящена графике и соберет под своим крылом такие галереи, как FUTURO, Anna Nova, ЦСИ «Терминал А», a-s-t-r-a, студию «Тихая», а другая, новая, фотографии — Ruarts, pop/off/art, «ПиранезиLAB»; всего 68 галерей. Особенного внимания заслуживает программа событий «Контура»: 16 мая в Лектории на Большой Покровской улице пройдет открытая запись подкаста Насти Четвериковой «Искусство для пацанчиков», на следующий день кураторы, художники и галеристы в формате быстрых — не более 15 минут — выступлений расскажут о ценах на искусство и оригинальности в цифровых медиа, а в последний день работы «Контура» эксперт в области сохранения фотографического наследия Анна Асеева проведет мастер-класс по фототехникам XIX века, дагерротипам и бромосеребряной желатиновой печати.

15 – 18.05
Нижний Новгород

Глеб Нестреляев, «Сонная башня», 2024

V Российская триеннале текстильного искусства и современного гобелена

Марина Кручинина, «Прерванный сон», 2020

«Многообразие связей. Нити, разрывы, соединения» — тема Пятой триеннале текстильного искусства в Москве. Родилась она, по словам организаторов, после самоизоляционного 2020 года, когда «...в условиях географической разделенности пришлось искать новые способы взаимодействия и преодолевать не только пространственную, но и идейную разобщенность». До самого конца осени в Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» и на территории парка будет представлено 83 работы художников из России, Молдовы, Белоруссии и Аргентины. За годы, прошедшие с самой первой триеннале, ее концепция заметно расширилась — теперь здесь бывают гобелены из пластика и даже алюминия. В основную программу триеннале входит конкурс произведений художников, в экспертном совете — основатель и директор ярмарок Cosmoscow и blazar Маргарита Пушкина, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГИК Галина Габриэль, историк искусства, куратор, преподаватель The British Higher School of Art and Design и СПБГУ Марина Ширская. Так что за качество работ можно не беспокоиться.

Юлия Тамаровская

16.05 – 30.11
Музей-заповедник «Царицыно», Москва

Международный фестиваль медиаискусств НУР

Инсталляция НУР

И снова юбилейный — пятый — фестиваль. За кулисами крупнейшего в России международного фестиваля медиаискусства — казанская студия formate. В переводе с татарского «нур» означает «луч», а на русском оказывается аббревиатурой; расшифровка следующая: «Новая Уникальная Реальность». За нее в 2025 году отвечают инсталляции и маппинг-шоу (видеопроекции на тот или иной объект) по всей Казани от зарубежных и отечественных художников: в числе прочих JesterN (Италия) — с работой, смешивающей осциллографы, ранние игровые консоли и ультрафиолетовые лазеры (а изначально посвященной 125-летию Мариуца Эшера), или Надин Захарова и Дмитрий Масаидов — с двумя роботами-манипуляторами, растягивающими загорающуюся электричеством нить. А также VPM Creative Lab (Испания) — с маппингом на Спасской башне Казанского кремля, а еще formate (Россия), Aka Chang (Тайвань) и другие. Кроме того, запланирована музыкальная программа ТОН в секретной локации — с аудиовизуальными перформансами и выступлениями электронных музыкантов (диджея Raw Takes, артиста Dob-S и питерского проекта Exact Point).

Инсталляция НУР

22 – 25.05
Казань

«Облако, озеро,
башня»

Персональная выставка Бориса Кочейшвили, приуроченная к его 85-летию. Важнейший для российского искусства художник, чьи работы находятся в собраниях Пушкинского и Русского музеев, Музея Востока, Третьяковской галереи; Кочейшвили участвовал в международных экспозициях (нью-йоркской «Прямо из Москвы!», парижской FIAC, Art Brussels) и общался с Эдуардом Лимоновым, Дмитрием Приговым и Фазилем Искандером (он и сам автор многих сборников стихотворений). Кураторы Майя Авеличева и Тамара Вехова выбрали для экспозиции очень удачное название — в честь одноименного рассказа Владимира Набокова о персонаже, воображающем идеальный пейзаж и мечтающем в нем остаться. В мастерской художника, как в этом пейзаже, есть все — от скульптурных рельефов и архитектурной графики до работ из гипса и акрила (вроде поздних кочейшвилиевских «Белого моря», «Ветра» и «Ворот»). Вишенка на торте — посетители выставки смогут заглянуть в мастерскую художника (расположенную буквально за углом от Фонда Андрея Чеглакова, в Чистом переулке) и познакомиться с ним. А еще это тот случай, когда на экспозицию тянет благодаря организаторам — научным консультантом проекта выступила искусствовед, лауреат Премии Андрея Белого Надежда Плунгян.

Борис Кочейшвили, «Триумфальная арка», 2021

22.05 – 15.06
Фонд Андрея Чеглакова, Москва

Борис Кочейшвили, «Барокко II», 1980-e

Борис Кочейшвили, «Ева и Адам», 2024

«Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания»

Евгений Тыкоцкий,  «Чудак с Луны прыгнул (Ева)», 1996

Культовый андеграундный художник Евгений Тыкоцкий прославился в конце 1970-х, но в особенности стал известен после своего переезда из Москвы в Ленинград в 1984-м; Тыкоцкий начал работать в арт-центре «Пушкинская, 10» в момент его основания и проработал там до самой своей смерти в 2019 году. Ранние офорты и поздние живописные работы художника объединяет мечтательное настроение и неуловимая странность (летающие люди с треугольными головами, вездесущие петухи, как будто сбежавшие с ненаписанного полотна Марка Шагала), причем странность удивительно светлая. Модернистская позиция художника-медиума, восприятие искусства как магии делали его чрезвычайно архаичным автором для второй половины XX века — и вместе с тем вневременным. Как сказано в анонсе выставки, он писал «...произведения, которые безмерно располагают к себе легкостью сюжетов и эмоциональной насыщенностью».

23.05 – 17.08
Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург

«Ты будешь яблоко напополам?»

Башкирская художница Алина Савельева — участница ярмарки blazar и еще более 40 выставок — представляет в Уфе экспозицию — размышление о преломлениях библейского сюжета о Древе познания: как структурировать беспорядочность вселенной в XXI веке, эпохе постправды, Google и искусственного интеллекта? Чтобы разобраться, художница сталкивает друг с другом несовместимые объекты: мусорный бак — с выброшенными цветами, угловатых черных птиц — с белоснежными костями. Савельева не боится идти по краю социального художественного высказывания (в 2021 году ее обвинили в оскорблении нации за серию картин, посвященных культуре башкирского народа); ждем злободневных и точных сюжетов о нашем информационном столетии.

23.05 – 13.06
Галерея «Мирас», Уфа

Алина Соловьева, «Весеннее настроение», 2025

«Кожа Земли»

Елена Соколова, «Мегаполис-насекомых»

18 апреля в Нижнем Новгороде открылась Первая Международная биеннале экологического искусства — она продлится до 20 ноября и будет включать в себя множество событий (проект «Земное / Планетарное» в Арсенале, «Зона пчел» в Нижегородском государственном художественном музее, «Цифровые надежды» в пространстве ЦЕХ, etc., etc.), а пока мы предлагаем обратить внимание на центральную выставку Биеннале «Кожа Земли». Она посвящена тонкой оболочке Земли, почвенному слою, хранящему память прошлого и историю планеты вообще. Объединяя науку (в частности, представление о почвенном слое как об интерфейсе между глубинной сферой Земли и созданной человеком техносферой), экологию, философию и современные художественные практики, участники выставки представят работы, рефлексирующие о «коже Земли». Не пропустите инсталляцию A Draught of the Blue Минервы Куэвас (ее выставки проходили в Центре Помпиду и SFMoMA; художница участвовала в берлинской, лионской, стамбульской биеннале) о жизни коралловых рифов и инсталляцию Лероя Нью, известного по проектам, вдохновленным филиппинскими лодками балангай.

30.05 – 15.10
Мытный рынок и гостиница Ермолаевых, Нижний Новгород

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}