Московский
от А до Я
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
28 октября исполняется 75 лет Андрею Монастырскому — одному из основателей московского концептуализма. А 5 ноября — день рождения еще одного яркого участника этого движения — Дмитрия Александровича Пригова. Напрашивается алфавит, хотя вообще-то он уже есть — это составленный Монастырским «Словарь терминов московской концептуальной школы». Но книжка эта довольно герметична и требует серьезной погруженности в историю отечественного современного искусства. Поэтому Олег Зинцов решил сделать лайт-версию, выбрав из словаря ключевые и яркие понятия и добавив контекст — чтобы читатели The Blueprint тоже могли, как сказал бы Владимир Сорокин, влипаро.
автор
Дмитрий Пригов и Лев Рубинштейн
Пишется с большой буквы, псевдоним поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна, отчасти пародия на идею романтического автора-демиурга. Принципиален разрыв между фигурой Автора и предельно неавторским стилем текстов цикла «Программа работ», начатого Рубинштейном в 1975 году. При этом Автор одновременно — действующее лицо, перформер, зачитывающий тексты, отпечатанные на оборотной стороне библиотечных карточек: «То обстоятельство, что Автор среди нас, придает данному моменту особый смысл». Предполагалось, что все последующие артистические жесты Автора включаются в заявленную программу. Несколько иную фигуру Автора предлагает Пригов — играя в «большого русского поэта» (если Пушкин всегда Александр Сергеевич, то Пригов — всегда Дмитрий Александрович), он одновременно девальвирует этот сакральный образ, нагружая его сознательной графоманией и включая в контекст плановой экономики — в то время как Рубинштейн заявляет о работе по программе, Пригов выдвигает буквально социалистические обязательства и отчитывается об их выполнении. Например, написать 24 000 стихов к 2000 году (факт — 22 500).
агент
Специфическое состояние заброшенности и отчуждения от происходящего, при котором человеку кажется, что он агент
чего-то, ему самому неведомого, десантированный без какого-либо задания и не принадлежащий ни к какой агентуре. Идеально подходит для описания сюжета шпионских триллеров вроде «Идентификации Борна». Термин предложен художником Сергеем Ануфриевым в 1989 году. Определение для «Словаря терминов московской концептуальной школы» предоставлено художником и писателем
Павлом Пепперштейном.
акция
Один из главных, наряду с инсталляцией (см.), жанров концептуального искусства. Произведение мыслится как процесс или действие, причем совершаться то и другое может как в реальности, так и в сознании. В практике московских концептуалистов авторы и зрители акции практически уравнены в правах: все — участники.
другие термины:
инсталляция
Сергей Мироненко. Иосиф Бакштейн. 1992
бакштейн-функция
В «Словаре» определяется как «универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 90-х годов». Термин указывает на чрезвычайную важность фигуры Иосифа Бакштейна (1945-2024) для российской арт-сцены: Бакштейн-функция, очевидно, обозначает острый нюх на все современное, передовое. Комиссар Московской биеннале современного искусства, основатель Института проблем современного искусства, организатор художественной жизни в самых разных ее проявлениях, Бакштейн был вхож в круг московских концептуалистов и участвовал в акциях группы «Коллективные действия» (см.).
Юрий Альберт, Иосиф Бакштейн, Свен Хундлах, 1985
Георгий Литичевский. Эвергрин. 2015
Иосиф Бакштейн и Дмитрий Пригов
Георгий Литичевский. Эвергрин. 2015
бутафория
(и графомания)
Юрий Лейдерман. «Геопоэтика-4» («Греки сидят в начале скамьи, их сила падает»), 2005
Два полюса жанра инсталляции или две крайности, которых, очевидно, должен избегать художник-концептуалист. Под бутафорией в «Словаре» понимается нагромождение предметов (картин, реди-мейдов и прочих художественных объектов), лишенное всякой связности и сюжетных оправданий. Графомания представляет однородный фон текстовых связей и интерпретаций, лишенный всяких предметных опор и озабоченный лишь продуцированием самого себя. Термин предложен художником и писателем Юрием Лейдерманом.
другие термины:
«коллективные действия»
«ветка»
Концептуальный объект Андрея Монастырского, представляющий собой сухую ветку, приклеенную к доске коричневым скотчем. Впервые был выставлен в московской галерее XL в 1996 году. В 2020-м куплен для собрания Третьяковской галереи. «Эта работа сделана как бы на скрещении трех лучей, трех видов искусства, — объяснял сам Монастырский. — Это изображение, сам объект, текст и это звуковой луч, который состоит из двух — из молчания, потому что ветка имплицитна и в себе содержит возможность звука, если ее потянуть вниз, начнется скрежет разматывающегося скотча, и музыковедческий текстовой момент — это о Штокгаузене и Антоне фон Веберне».
«Ветка», Андрей Монастырский, выставка «Рефлексия» в Государственном центре современного искусства, Москва, 2005
влипаро
Погружение в контекст. Слово появляется в рассказе Владимира Сорокина «Памятник» (1983). Д.А. Пригов использует более конвенциональный термин «влипание» — это «погружение в определенный стиль или дискурс до полной идентификации с ними (как раньше говорили: автор умирает в тексте), в отличие от стратегии мерцания (когда текст умирает в авторе)». Но «влипаро» звучит, конечно, энергичнее.
вок
(высшая оценочная категория)
В «Словаре» — оценка, которая выставляется спонтанно и не может быть рационально истолкована. Термин введен в конце 1980-х инспекцией «Медицинская герменевтика» (см.).
«волшебная гора»
Роман Томаса Манна, оказавший существенное влияние на художников круга московского концептуализма. Сын художника Виктора Пивоварова Павел, прочитав «Волшебную гору» в 14-летнем возрасте, под впечатлением от романа слегка переиначил фамилию своего любимого персонажа — Пепперкорна — и сделал ее творческим псевдонимом: так на свет появился художник Павел Пепперштейн. В одной из работ Дмитрия Гутова использована цитата из «Волшебной горы»: «Надо привыкнуть к тому, что привыкнуть к этому нельзя». А главный герой романа упоминается в акции группы «Коллективные действия» «Картины»: «Ганс Касторп исчезает на полях сражения Первой мировой войны».
другие термины:
«медицинская герменевтика»
Андрей Монастырский и Владимир Сорокин
гнойное
гнилое
Слово, возникающее у концептуалистов сразу в нескольких контекстах. «Гнилые Буратино» в терминологии Владимира Сорокина и Андрея Монастырского — «население миров и сфер непостоянства». «Гнилые места золотого нимба» — эстетическая критика наиболее сакральных мест любых идеологий: термин предложен Монастырским во время проведения акции «За КД» (1987), когда участники нашли на обочине дороги две синие шелковые занавески на металлической раме, какими обычно зашторивали задние стекла служебных «Волг». «Гнилые тексты», согласно устному определению Сорокина, — тексты, не способные «засохнуть» во временном пространстве. А в сорокинском рассказе «Кисет» (1983) появляется «гнилое бридо» — это не только нечто бессмысленное («Гнилое бридо необходимо понимать как коричневый творог»), но и образ распадающейся материи, энтропии. «Молочное видо — это сисоло потненько. Гнилое бридо — это просто пирог. Мокрое бридо — это ведро живых вшей».
Состояние метафизического хаоса. Часто встречается в текстах Владимира Сорокина 1980-х годов.
Владимир Сорокин
гройс, борис
Философ и теоретик искусства, автор термина «Московский романтический концептуализм», предложенного в одноименной программной статье 1979 года в самиздатском журнале «А—Я» (издавался художником Игорем Шелковским). Концептуальному искусству, считает Гройс, в целом свойственна абсолютная прозрачность: «В сознании зрителя проект такого искусства должен быть настолько ясен, чтобы он мог повторить его как научный эксперимент». Но это, по Гройсу, прагматичный западный подход. А русский человек не может написать даже «приличную абстрактную картину, не сославшись на Фаворский свет», и мистический опыт представляется в России не менее понятным, чем научный. С этим Гройс связывает и специфический лиризм, свойственный художникам и писателям московского концептуального круга.
Борис Гройс и Илья Кабаков
Павел Пепперштейн Матрешки над пропастью из проекта «ИЛИ — ИЛИ. Нацсупрематизм – проект нового репрезентативного стиля России», 2008
детриумфация
Согласно «Словарю», состояние, в котором та или иная вещь освобождается от своего бытия в качестве именно этой вещи, выходит из состояния «триумфа», которым является ее встроенность в определяемость мира. Термин введен Павлом Пепперштейном в середине 1980-х. Подходит для описания реди-мейдов.
елисейские поля
Согласно «Словарю», динамичное социокультурное пространство, местонахождение которого возможно определить только при знании его стилистико-мифологической топографии. Термин введен художником Вадимом Захаровым в 1995 году. Пример «Елисейских полей» — Гаити из мультфильма «Похождения блудного попугая»: «Прилетаю я как-то на Гаити, а майор Томин мне и говорит...» В самом деле, что еще мы знаем об этом Гаити? Да ничего, нас и здесь неплохо кормят.
ёжики
Высшие онтологические и «культурные» иконы детских текстов и иллюстраций. Автор термина — художник-концептуалист Виктор Пивоваров, много работавший над детскими книгами, — объясняет, что, как всякие иконы, ежики «находятся вне трансмутаций и представляют собой нетленные метаколонны внутри онтологических вихрей». Ну, вы же все поняли?
загородность
Ключевая категория в эстетике группы «Коллективные действия» (см.), проводившей свои акции на природе. В «Словаре» определяется как «метафизическое пространство той или иной области больших советских (российских) городов — Московская область, Ленинградская область и т.д., не привязанное к определенной топографии и возникшее в результате наличия отчетливой границы между «городом» и «не городом».
зайчики
другие термины:
ежики
«коллективные действия»
Разновидность ежиков (см.).
идея/идеология
Основной предмет концептуального искусства, которое занимается не столько созданием форм и образов, сколько работой по осмыслению тех или иных явлений (социальных, культурных, политических). Концептуалисты обращаются не к эмоциям зрителя, а к его интеллекту, вовлекая публику в том числе в поле критики самых разных форм идеологии (см. Гнилое). Искусствовед и куратор Маргарита Тупицына вводит также термин «Идеологическая фактура» — это эффект наложения советских идеологических клише на чисто формальные и технологические аспекты живописи, такие как цвет и материалы — все то, что связано с традицией станкового искусства.
изумительно!
Реакция московских концептуалистов на произведения друзей-художников, а также на любые другие сообщения. Илья Кабаков рекомендует произносить это слово восторженным выкриком. «Никакого отношения к содержанию сообщения или работе оно не имеет, — подчеркивает художник. — Природа его — чисто нервная реакция на внезапное столкновение с чем-то, оказавшимся слишком близко и от которого нельзя быстро и безопасно убежать». Синонимы: «Потрясающе!», «Гениально!», а также «Колбаса» — по Кабакову, «универсальное сравнение, как ни странно, полностью раскрывающее смысл того, с чем сравнивается». «Состояние было ужасное, как колбаса». «Произведение было активное и насыщенное, как колбаса». «Она была веселая, все время танцевала, веселилась, как колбаса».
инсталляция
Пространственная композиция из готовых материалов и форм, создающая цельный художественный образ, воздействующий на зрителя. В практике московского концептуализма этот жанр ярче всего выражен в работах Ильи и Эмилии Кабаковых. Они вводят термин «тотальная инсталляция» — это пространство или среда, воздействующая на зрителя всеми возможными способами — конфигурацией стен,
цветом и светом, текстами и картинами, предметами, звуками, запахами. Своего рода усилитель художественных образов, выкручивающий их на максимальную мощность.
Марсель Дюшан. «Фонтан», 1917
другие термины:
гнилое
Группа «Коллективные действия». Акция «Шар». 1977
капромантия
Гадание по фекалиям. В переносном смысле — мнение, что «судьба» содержится в «отходах». Термин Павла Пепперштейна (с орфографической ошибкой). В каком-то смысле апофеоз структурных изысканий московских концептуалистов, находивших источники экзистенциальной практики и эстетического опыта в самых разных системах — от гексаграмм китайской «Книги перемен»
до схемы столичного метро.
Гексаграммы китайской «Книги перемен»
категории кд
Эстетические методы и приемы группы «Коллективные действия» (см.), которые со стороны выглядят как странное поведение организованной компании людей. Монастырский определяет его как «демонстрацию демонстрации»: это «хождение, стояние, лежание в яме, “люди вдали”, движение по прямой, остановка, выход, составление, “незаметность”, свет, звук, крик, стук, речь, группа, повторы, слушание слушания и т.д.». То есть участники акции играют в игру по определенным правилам, известным только им, поэтому для стороннего наблюдателя происходящее кажется абсурдом.
другие термины:
«коллективные действия»
«каширское шоссе»
Автобиографический роман Монастырского, описывающий его духовный, экзистенциальный и психоделический опыт начала 1980-х. Вот как, например, художник смотрит с маленькой дочкой Машей мультфильм про Красную Шапочку: «Там есть такой эпизод: пионер Витя, действующий на “внутреннем” экране, где протекает сюжет сказки, сходит из него в зрительный зал, откуда он время от времени попадает в сказку. И вот то, что пионер Витя находится то в одной реальности, то в другой, меня чрезвычайно увлекало и возбуждало — это было точь-в-точь наглядным изображением того, что происходило со мной. Я был в эйфорическом восторге от этого совпадения, оценивая его, разумеется, не как случайное, и по ходу мультфильма делал довольно странные замечания, так сказать, метафизического свойства». "Каширское шоссе" входит в четвертый том издания «Поездки за город» (см. «Коллективные действия»).
кейдж, джон
Композитор, художник, философ, один из ключевых героев послевоенного авангарда. Для московских концептуалистов — фигура учителя. Самое известное и радикальное произведение Кейджа — композиция 1952 года «4′33″», во время исполнения которой не играется ни один звук. Смысл в том, чтобы в течение этого периода слушатель сосредоточился на звуках окружающей среды, то есть на контексте. Влияние Кейджа признавали Монастырский, Рубинштейн, Кабаков и другие художники концептуального круга. В конце 1970-х Монастырский написал кумиру письмо — и получил ответ. Художник Константин Звездочетов вспоминал, как мама Монастырского порвала это «послание из враждебного мира», и Андрей потом старательно его склеивал по кусочкам и держал под подушкой.
кикимора
Мифологическая фигура, которую имитировал Дмитрий Александрович Пригов, издавая дикие звуки, предположительно похожие на те, что могло производить это существо.
«коллективные действия» (кд)
Арт-группа, составившая ядро московского концептуализма. Организована в 1976 году художниками Никитой Алексеевым, Андреем Монастырским и Георгием Кизельватером, а также поэтом Львом Рубинштейном, который, правда, участвовал лишь в первой акции КД. Позже к группе присоединились Николай Панитков, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Сергей Ромашко, Сабина Хэнсген. Все акции КД тщательно документировались, материалы (описания, фотографии, схемы, рассказы участников) собраны в пять томов фундаментального издания «Поездки за город» (ПЗГ, составитель — Андрей Монастырский, Ad Marginem, 1998). По этой книге видно, что в орбиту КД входили многие заметные представители неофициального искусства 1970-1980-х годов: акции комментируют, в частности, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров, Сергей Ануфриев, Юрий Лейдерман, Владимир Сорокин, Иосиф Бакштейн, Сергей Летов, Юрий Альберт. Первая акция КД «Появление» манифестировала и образование группы, и ее метод. В томе 1 ПЗГ сообщается:
«Зрителям были разосланы приглашения на акцию “Появление”. Когда приглашенные собрались (30 человек) и разместились на краю поля, через 5 минут, с противоположной стороны, из леса, появились двое участников акции, пересекли поле, подошли к зрителям и вручили им справки (“Документальное подтверждение”), удостоверяющие присутствие на “Появлении”».
Москва, Измайловское поле,
13 марта 1976 г.
А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев, Г. Кизевальтер.
Зрители-участники акции:
А. Абрамов, М. Сапонов, И. Головинская, В. Чинаев, Н. Панитков,
Н. Недбайло, Р. и В. Герловины, А. Рабинович (?) + 20 человек».
колобковость
Согласно «Словарю», мифологическая фигура «ускользания» в эстетическом дискурсе московской концептуальной школы. Возникает в диалоге Бакштейна и Монастырского. Колобок — персонаж русских сказок, запеченный шарик теста, который катится по дороге, постоянно убегая от того, кто его собирается съесть: зайца, волка, медведя и т.д. По мнению Кабакова, это «удачный образ того, кто не хочет быть опознанным, названным, прикрепленным к какой-то определенной роли, к какому-то месту, ускользающий от всего этого». Вторая «фигура ускользания» в мифологии московского концептуализма — «лыжник» (введен Ануфриевым), но Колобок более универсален. Выраженной колобковостью наделен, в частности, парторг Дунаев — главный герой романа Ануфриева и Пепперштейна «Мифогенная любовь каст» (2010).
комментарий
Принципиальное понятие для всего концептуализма. По определению Кабакова, это «смещение внутреннего интереса с изготовления “предмета” — романа, картины, стихотворения — на рефлексию, на создание сферы дискурса вокруг него, на интерес по выявлению его контекста. Уверенность, что “комментирование” намного глубже, интереснее, “креативнее” самого объекта комментирования». Так, воображаемые персонажи серии картин Кабакова, имитирующих жэковские стенды, постоянно заняты комментированием: «Не муха ли это Петра Михайловича Бочкового?» — «Пожалуй».
Илья Кабаков. Анна Евгеньевна Королева: «Чья эта муха»? 1965–1968
коммунальные тела
Описываются философом Михаилом Рыклиным как «коллективные тела на стадии первичной урбанизации, когда их агрессивность усиливается под влиянием неблагоприятного окружения». Достигают апофеоза в текстах Владимира Сорокина, где обваливаются в обсценный дискурс и насилие, не мотивированное практически ничем, кроме выраженного в языке коллективного бессознательного.
лозунг
Использование приемов советской наглядной агитации с целью лишения их идеологического содержания и превращения в чистую форму. Встречается в работах таких разных художников-концептуалистов, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, группа КД (см. Я).
другие термины:
я
Эрик Булатов. «Живу — Вижу», 2004
мани
Московский архив нового искусства. Согласно «Словарю», термин введен в конце 1970-х годов Монастырским (при участии Рубинштейна и Алексеева) для обозначения круга московских концептуалистов. В конце 1980-х МАНИ сменяется на НОМА — термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. По преданию, они были захоронены в разных частях страны, отчего произошло ее деление на территориальные единицы, которые также назывались «номами». Пепперштейн предложил использовать слово для обозначения круга московского концептуализма — это «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Третьим этапом стала МОКША — Московская концептуальная школа. Термин введен Монастырским в 1993 году.
«медицинская герменевтика» (инспекция)
Московская арт-группа, образованная в 1987 году художниками Сергеем Ануфриевым, Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом. Название «Медицинская герменевтика» придумал журналист Антон Носик. Главной эстетической категорией группа объявила «инспекционность», а квазинаучное название (смысл которого, по предположению Ильи Кабакова, был туманным даже для самих медгерменевтов) предполагало соответствующий подход: по словам Пепперштейна, предметом интересов и занятий группы была «инспекция всего». Медгерменевтов можно считать третьим поколением московского концептуализма — после пионеров Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и круга «Коллективных действий». Инспекция заявила о завершении работы 11 сентября 2001 года, в день атаки на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
мерцательность
Согласно «Словарю», «стратегия отстояния художника от текстов, жестов и поведения, которая предполагает временное “влипание” его в вышеназванные язык, жесты и поведение ровно на то время, чтобы не быть полностью с ними идентифицированным, — и снова “отлетание” от них». Термин Д.А. Пригова. Способ избежать «влипаро».
милицанер
В стихах Пригова победитель всякого хаоса и безобразия («Вот придет водопроводчик и испортит унитаз. Газовщик испортит газ. Электричество — электрик. Запалит пожар пожарник. Подлость сделает курьер. Но придет Милицанер. Скажет им: Не баловаться!»). Согласно «Словарю», Милицанер также «носитель идеи небесного государства и государственности и медиатор между государством земным и небесным, поскольку идеи небесной государственности в пределах земного государства невоплотимы, он есть герой культурный, страдающий». Возник в середине 70-х годов, основной сборник — «Апофеоз милицанера» (1978).
«мифогенная любовь каст»
Вышедший в 2010 году увесистый роман Сергея Ануфриева и Павла Пепперштейна, в который включены многие понятия московской концептуальной школы. Действие происходит на полях сражений Второй мировой войны, по большей части метафизических. Главный герой, парторг Владимир Петрович Дунаев, после контузии и поедания галлюциногенных грибов оказывается в мирах и сферах непостоянства, где запросто можно встретить Гнилого Буратино или превратиться в Колобка. Миссия парторга — собрать метафизическое воинство из героев русских сказок, которые дадут отпор всяким Карлсонам и прочим сказочным иноагентам. Повествование может показаться густым потоком измененного сознания, в котором без инспекции медгерменевтов не разобраться, но на самом деле это большая литература, и кто бы знал 14 лет назад, насколько она окажется пророческой.
ортодоксальная избушка
Из определения в «Словаре» термин непонятен. Пепперштейн в письме к Ануфриеву сообщает, что это «название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ». Однако Ортодоксальная избушка играет важную роль в структуре романа «Мифогенная любовь каст». Так названа вторая часть книги, где присутствует сама избушка — как образ чего-то родного, опора среди метафизических вихрей и головокружительных метаморфоз.
открытая картина
Концептуальная картина, противопоставленная классической, которая представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный «мир в себе». Открытая картина, во-первых, «как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем, — пишет Виктор Пивоваров. — И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть “прочитана” только в связи с другими картинами-текстами».
Виктор Пивоваров. «Московская вечеринка», 1971
порнология
В «Словаре терминов МКШ» — «оргиастическое» состояние речи. В православной традиции это «блудные брани»; постепенное «сползание» речи (текста) в состояние «брани». В современной литературе иногда можно провести порнологическую границу — это невидимая граница в тексте, после которой отбрасываются нормы легальной речи (часто встречается в текстах «Номы», особенно в прозе Сорокина). Есть также порнологическая воронка — окончательный «срыв» текста, сопровождающийся распадом речи, что само по себе составляет определенный эстетический фокус (за примерами лучше всего идти опять к Сорокину). Термины использованы Пепперштейном. Михаил Рыклин вводит также термин «порноангелизм», трактуя его как «беззащитность первично урбанизованных коллективных тел перед лицом практик развитой культуры потребления американского и европейского типа; неизбежные деформации этой культуры в новом контексте, делающие ее местами практически неопознаваемой». Объяснение, с одной стороны, понятное, а с другой, очень приблизительно соотносится с самим термином, но слово красивое.
Павел Пепперштейн
сакрализаторы
Альбом Виктора Пивоварова 1979 года, в котором изображаются специальные охранные приспособления для защиты «внутреннего» от «внешнего». «Сакрализаторами, — иронично сообщает художник, — могут быть самые обыкновенные предметы быта. Имея на себе сакрализатор, например, повесив на нос сковородку, а на уши — сапожные щетки, можно появляться в самых “загрязненных” общественных и спиритуальных пространствах и быть защищенным от опасных невидимых излучений». Короче, для тех, кому надоело носить шапочку из фольги.
Виктор Пивоваров
текстурбация (речеложество)
В «Словаре терминов МКШ» — «экстаз говорения, отличительная особенность речевых практик в русской культуре». Сформулировано в беседе Виктора Тупицына с Ильей Кабаковым.
«трактор-пиздец»
(или повторное выведение из потаенности
правителей сянби)
Образец поздней акции КД (номер 121, 2009 год). По сравнению с акциями 1970-1980-х выглядит гораздо более усложненной и перегруженной. В «Поездках за город» описана так:
«В процессе акции с одного конца поля на другой (560 метров) с помощью веревки вытягивался детский пластмассовый трактор (длина — 60 см), покрашенный в золотой цвет, на различных гранях которого были написаны буквы, складывающиеся в слово “ПИЗДЕЦ” (буквы были расположены в произвольном порядке).
За трактором шел Ю. Альберт (в шлеме пилота дирижабля) и читал через мегафон список имен и дат правления правителей сянби с фотоколлажа (размером А2), где этот список был вмонтирован в коллаж с крестьянином, пашущем землю на быке, и самолетом, летящим над полем.
В это время на противоположном конце поля (куда вытягивался трактор) В. Захаров (в шлеме летчика) и Ю. Лейдерман (в шлеме танкиста) смотрели с помощью ноутбука, стоящего на мольберте, видео рекламных роликов машины фрезерной ДМ-121 для уничтожения пней и ямокопателя ДМ-112 (обе машины установлены на тракторах).
После того, как трактор был вытянут с поля, участники акции направились в глубь леса и с помощью веревки повесили трактор на ветке дуба (на высоте примерно 5-6 метров), недалеко от объекта акции А. Монастырского “Путешествие на запад” (осуществленной в рамках группы “Капитон” 16 апреля 2008 г.). Далее группа участников переместилась к объекту акции “Перемещение-3” (зеленый круг с цифрами 113 на дереве) и к железной черепахе акции “Библиотека-2005” (12.09.2005).
Таким образом, был активирован Тайный Выставочный Зал (ТВЗ) в лесу в районе залегания книг акции “Библиотека” (1997) и к трем объектам этого “зала” (плюс 8 оставшихся под землей книг) был добавлен объект “трактор”».
Моск. обл., лес рядом с Киевогорским полем
28.07.2009.
А. Монастырский, Н. Панитков, С. Ромашко, Е. Елагина, И. Макаревич,
Ю. Альберт, В. Захаров, Ю. Лейдерман, А. Малышкин, В. Малышкина,
Е. Калинская, Д. Новгородова, Ю. Овчинникова, Г. Титов, М. Константинова.
убиение времени жизни
удержание в недоносе
По определению художника Вадима Захарова, «постоянное прерывание процесса для создания поля неполноценности, бессилия, вялости, недотянутости, незавершенности». Похоже на прокрастинацию, но сознательно практикуемую.
Пригов называет так «инерционное функционирование творческого организма, посредством многолетней художественно-экзистенциальной практики могущего реализовать себя в узком диапазоне жизнепроявлений, не имеющего других способов и занятий для убиения времени оставшейся жизни». Короче говоря, это поэтическое описание творческого кризиса и выхода художника в тираж.
элементарная поэзия
Серия текстов и объектов Монастырского 1975-1983 годов. Первоначально автор набросал несколько очень коротких сюжетов, которые планировалось читать вслух друзьям-художникам и затем раздавать им листы, чтобы на основе текстов возникли изображения. В итоге появилось несколько книжек со сложными схемами отношений текста и визуально-пространственных структур, а главное — родился метод совместного создания концептуальных работ, который лег в основу акций КД.
«Я ни на что не жалуюсь, мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах»
Текст на красном полотнище 10×1 м, натянутом на холме между деревьями в Московской области близ станции «Фирсановка» Ленинградской железной дороги 26 января 1977 года. Одна из первых и самых известных акций КД получила название «Лозунг-1977» и в дальнейшем претерпела еще несколько редакций, в которых текст был дополнен («Лозунг-1978») или даже удален в «невидимость» («Лозунг-1986», где собственно лозунг лишь подразумевался, но физически не существовал). Если текст первого «Лозунга» можно было прочесть как пародию на советский официозный оптимизм, то в дальнейшем КД расширяют и углубляют рефлексию — воображаемый Я уже не радуется нейтрально-унылому зимнему пейзажу, а испытывает экзистенциальное удивление («Странно, зачем я лгал самому себе, что никогда здесь не был и не знаю ничего об этих местах, — ведь на самом деле здесь так же, как везде, только еще острее это чувствуешь и глубже не понимаешь») и, наконец, обнаруживает уже вполне буддистскую иллюзорность не только идеологических конструкций, но и собственного присутствия в пейзаже, с фотографии которого убраны последние свидетельства того, что здесь кто-то был и что-то происходило.