Blueprint
T

Собрание уцелевшего

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

До 7 июля в «ГЭС-2» дают выставку «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993—2005». Мы сходили в Дом культуры на Болотной набережной и выбрали восемь артефактов из экспозиции, о которых расспросили кураторов и дизайнеров — от Марии Цигаль до Игоря Чапурина.

«Модную среду того времени отличала творческая свобода и ощущение, что на пустом поле можно создать все, что захочется: было бы желание — возможности найдутся», — говорят кураторы новой выставки «ГЭС-2»‎ Людмила Алябьева, Светлана Сальникова и Александра Тумаркина о 1993–2005 годах, времени, когда молодежь читала «Птюч» как «Правду» коммунисты, а российские дизайнеры в ночных клубах не только отдыхали, но и работали — вовсю проводили показы. Осталось от них, если верить экспозиции, не слишком много: кроме воспоминаний документами эпохи считаются пригласительные, фотографии 10 на 15, газетные вырезки и десяток подиумных образов, которые на выставке распределены по трем разделам — «Между искусством и клубной культурой», «Медиаархивы российской моды» и «Недели моды и конкурсы».

Съедобное-несъедобное

Выставку собирали по крупицам — прежде всего потому, что рассортированных по подписанным белоснежным коробкам архивов, какие мы постоянно видим в модных документальных фильмах вроде «Диор и я» или «За день до показа», у доброй половины российских дизайнеров просто нет. «Нам рассказывали, что они были утеряны, пропали в потопе или пожаре, выброшены во время переездов или находятся в недоступном месте. Многие участники тех событий архивы не собирали потому, что занимались делами и жили свою лучшую жизнь», — объясняет Сальникова и заключает, что выставка — «не собрание лучшего, а собрание уцелевшего».


1

Снимок Андрея Шарова с Вивьен Вествуд на Неделе высокой моды в Москве

2002


Андрей Шаров, дизайнер, художник 

Фотографий с Вивьен Вествуд у меня сохранилось, к счастью, много. В 2002 году она приезжала в Москву с показом — на неделю высокой моды в концертный зал «Россия», которого больше не существует. У нас был общий бэкстейдж: я мог посмотреть, что творилось у нее, она заходила ко мне, мы уже были знакомы. В то время я много работал в стиле панк, поэтому и музыка для того показа была вдохновлена Sex Pistols. Когда шоу началось, Вивьен бросила своих моделей и выскочила выпускать на подиум моих — кричала «дайте им просраться, девчонки!». Бабушка панка заводила всех. В финале того же дня значилось празднование, какой-то официоз с мэром Москвы. Ей на нем, конечно, стало скучно, и мы по-тихому слиняли. Вивьен попросила показать ей ночную Москву, а меня просить дважды не нужно. Я провел ее по всем знакомым злачным местам, по подпольным ночным клубам. Неохотно расстались мы, помню, часов в 6 утра. Причем примерно в 11 утра у нас была огромная пресс-конференция, на которую Вивьен, конечно, не встала. А я как-то притащился из последних сил и отдувался за обоих.


2

Обложка журнала i-D с моделью в платье Masha Tsigal и цитатой Дониса Пуписа

2002


Александра Тумаркина, куратор фонда V-A-C, сокуратор выставки «ГЭС-2»

Этот номер журнал i-D выпустил в феврале 2002 года. Внутри него — проект о моде Восточной Европы с текстом Джо Фурнисс и фотографиями Глеба Косорукова. Он, к слову, на тот момент уже снимал по просьбе i-D представителей московской андеграундной сцены — в 1989-м для материала «Моды Петровского бульвара». В заглавие статьи вынесена цитата фотографа: «Существует ностальгия по коммунистического прошлому, но пути назад нет. Сейчас люди пытаются быть более реалистичными», а в съемку вошли модели Masha Tsigal, Nina Donis и других российских дизайнеров.


3

Буклет с фотографиями коллекции Masha Tsigal весна-лето 2004

2003


Мария Цигаль, дизайнер, основатель бренда Masha Tsigal

Коллекция называлась «Пять звезд» и была сделана в стиле спортивного гламура. Плюс в то время я очень любила рэп, поэтому есть в ней и что-то рэперское (по подиуму тогда даже прошелся Децл). Вообще, идея коллекции заключалась в том, что все мы — мегазвезды. Не в прямом смысле, а звезды по жизни. В ней были, например, бархатные костюмы на золотистых подкладках со звездами, были розовые костюмы, ставшие суперпопулярными, когда один надела на «Фабрику звезд» певица Алекса. У меня до сих пор спрашивают, можно ли его заказать. В экспозиции тоже есть подобный розовый костюм, но на его спине красуется японский комикс в стиле хардкор 1980-х. Он из коллекции осень—зима 2003, с которой я вернулась в Москву после обучения в Лондоне и которая положила начало тому самому спортивному гламуру. Причем в экспозиции рядом с костюмом стоят и расписанные вручную сюжетом из манги кеды adidas — это одна из моих первых коллабораций. Я, наверное, была одним из нескольких дизайнеров, начавших в тот момент сотрудничество с западными брендами.


4

Куртка Denis Simachev

2001

Людмила Алябьева, культуролог, сокуратор выставки «ГЭС-2»

Лишь два манекена в экспозиции повернуты к зрителю спиной: первый в платье Tegin и второй — товарищ в кожаном жакете Denis Simachev. Нам важно, что это узнаваемая вещь (надпись «СССР» на тех же олимпийках помнят все), но не менее важно, что она не спортивная — это сложный объект, созданный из разных типов кожи, да еще и идущий с обувью в комплекте. Это реверанс факту из творческой биографии Дениса Симачева, о котором не всегда помнят: Текстильную академию дизайнер заканчивал по специализации «Обувь» — работа с кожей его конек.


5

Лукбук коллекции Chapurin Весна-Лето 2005

2004


Игорь Чапурин, дизайнер, основатель бренда Chapurin

Коллекция весна—лето 2005 в какой-то степени предвосхитила тот стиль, которого я придерживаюсь и сегодня, — вслед за критиком Сьюзи Менкес мы назвали его russian smart fashion. В 2005-м я уже понимал, что через год войду в пул дизайнеров недели моды в Париже, поэтому эта коллекция — обещание. Я делал ее одновременно со своими первыми костюмами для Большого театра. Делал не в стрессе, а в некой эйфории. Тогда же мы наладили работу с итальянскими и французскими фабриками, поэтому ткани, которые я использовал, были великолепны: плотный шелк, хлопок с пропиткой. Большую часть вещей с подиума выкупили клиенты, заказы от байеров были достаточно скромны. Гораздо активнее бренд Chapurin станут заказывать после успеха в Париже в 2006-м, когда я представил свою первую международную коллекцию, посвященную балету.


6

Плакат группы «Вжик»

1996


Людмила Алябьева, культуролог, сокуратор выставки «ГЭС-2»

На плакате изображены сами участники арт-группы — Донис Пупис, Нина Неретина и Галина Смирнская. Его дизайн с рисунком и фотографией сделан Ниной и Донисом. Группа была активна в 1990-е годы, в частности, стала победителем международного фестиваля авангардной моды «Альбо-мода», организованного Федором Павловым-Андреевичем. Тогда среди участников жюри был бельгийский дизайнер Дирк Биккембергс, который и вручил трио дизайнеров корону.


7

Снимки коллекции Inshade Весна-Лето 2005

2004


Мария Смирнова, дизайнер, основатель бренда Inshade

До определенного момента мы делали и женскую, и мужскую одежду и лишь позднее сосредоточились только на женской. Поэтому в коллекции, представленной на выставке, можно увидеть и мужские образы тоже. К сожалению, не сохранилось видео, а на показе этой коллекции был очень занятный саундтрек, основанный на композициях группы Stereo Total, которую мы всегда очень любили, — например, там точно была песня Music Automatique. Как и композиция Porno Person авторства Doktor Kosmos, которая идеально подходила нашим флегматичным моделям в коронах и вещах с принтами из диснеевского мультфильма. Для разработки этих принтов мы намеренно использовали кривые сканы «паленой» детской раскраски про Белоснежку, а также фотографии стоп-кадров с экрана лампового телевизора, по которому проигрывался мультфильм. Некоторым персонажам мы еще и закрывали глаза черной плашкой — чтобы они выглядели как «пожелавшие остаться инкогнито». В общем, коллекция — это история про сложные взаимоотношения персонажей, запретные плоды и сомнительность того, что and they lived happily ever after. Помню, что на следующий день после ее показа в «Коммерсанте» вышел обзор Ольги Михайловской на неделю моды, в котором было несколько лестных строк и о нашем шоу, но главное, что иллюстрациями к этой статье стали три огромные картинки исключительно нашего показа. Мы были счастливы.


8

Корсет «Большие человеческие слабости» Андрея Шарова

1996


Светлана Сальникова, основатель бренда fy:r, сокуратор выставки «ГЭС-2»

Корсет создавался для проекта «Цирк высокой моды», куда Андрей Шаров был приглашен художником по костюмам. Для будущего конкурента Cirque du Soleil была создана специальная мастерская, где проектировали и шили платья с механическими деталями (например, открывающимися глазами или кошельками), модели из стекла и металла — всего около 70 образов. Чтобы точно повторить контуры тела, ложки для корсета гнули не на манекене, а прямо на модели — Ларисе Ивановой из агентства Red Stars, которая в интервью для исследования рассказывала, что процесс занимал больше четырех часов. Проект «Цирк высокой моды» не состоялся, а часть коллекции Андрей Шаров представил на показе в рамках недели высокой моды в 1997 году, после которого проснулся знаменитым — об открывающихся глазах на платьях и корсетах из столовых приборов написали все.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}