Как одежда становилась символом протеста
ТЕКСТ: катя федорова
Одежда — одно из самых доступных средств самовыражения: надев короткую юбку, футболку с надписью или длинные брюки, мы можем продемонстрировать не только свой вкус и индивидуальность, но и причастность к тому или иному движению. По просьбе The Blueprint Катя Федорова вспоминает самые памятные случаи, когда одежда и аксессуары становились символами протеста.
●
Санкюлоты
В конце XVIII века французские аристократы мужского пола носили коротенькие брючки-кюлоты с шелковыми чулками, а бедняков, которые не могли себе позволить столь экзальтированный наряд, называли санкюлотами — или «бесштанниками». 14 июля 1789 эти самые бедные крестьяне и ремесленники в обычных мешковатых длинных штанах ворвались в оружейную королевских солдат, захватили 30 тысяч мушкетов и отправились на Бастилию. Так началась Великая французская революция и также закат тренда на мужские бриджи. В ближайшие годы все, кто поддерживал их идеалы, стали носить простые штаны, а со временем термин «санкюлот» стал нарицательным для любого революционно настроенного человека.
Инкруаябли и мервейезы
Правда, сразу после казни Робеспьера и окончания якобинского террора в знак протеста против него выжившие представители знати и золотая молодежь стали одеваться еще более вычурно и чрезмерно, чем прежде. Именующие себя Les Incroyables юноши носили традиционные цвета поверженной королевской семьи и одежду, утрирующую привычные пропорции человеческого тела: горбатые пальто, гипертрофированные лацканы, чрезмерно узкие брюки. Их подруги Les Merveilleuses предпочитали романтичные полупрозрачные туники в стиле Древней Греции, а также прически, открывающие шею, и ожерелья в виде алых ленточек, символизирующие место, куда может упасть лезвие гильотины. Дабы превратить ужас, который им пришлось пережить, в фарс, они устраивали декадентские «балы жертв», куда пускали только тех, у кого казнили хотя бы одного члена семьи. Именно этой странной роялистской субкультуре посвятил свою выпускную коллекцию молодой Джон Гальяно в 1984 году.
Белые наряды суфражисток
В начале XX века в Великобритании и США набирает обороты движение за права женщин и их возможность изъявлять свой голос на выборах, участниц которого называют суфражистками. Изначально суфражистки назначили три официальных цвета движения: фиолетовый, золотой и белый. Но для публичных протестов активистки чаще всего выбирали последний — именно он стал символичным для всех их последовательниц. Спустя более чем сто лет белый продолжает быть мощным визуальным высказыванием для женского движения. Так, на недавнее ежегодное выступление президента Трампа в Конгрессе США женская половина его противников, включая спикера парламента Нэнси Пелози, пришли в белом, чтобы выразить свое несогласие с его политикой по отношению к репродуктивным правам и другим «женским вопросам».
Береты «Черных пантер»
В конце 60-х прошлого столетия в Америке набирает популярность партия «Черные пантеры», главная цель которой — борьба с расовым неравенством и полицейским беспределом против чернокожих. Члены партии и им сочувствующие носили униформу «городских воинов» — кожаные куртки и черные береты, которые со временем стали самым знаменитым символом движения и продолжают ассоциироваться с ним даже после его распада. Танцоры Бейонсе надевают их на выступления во время Суперкубка в 2016-м, актер Майкл Би Джордан снимается в берете на обложку британского GQ, а пытающийся присоседиться к активизму Dior выпускает их на подиум.
Панк и футболки со слоганами
Панк — пожалуй, самая яркая молодежная субкультура прошлого столетия, приветствующая индивидуальную свободу, анархизм и всяческое противостояние политическому и культурному истеблишменту, — цвела в Великобритании, Австралии и США в конце 70-х – начале 80-х. Крестной феей движения была дизайнер Вивьен Вествуд не без помощи бойфренда Малкольма Макларена. Вивьен одной из первых начала продавать в своем магазине Sex футболки с политическими слоганами вроде Destroy и No future, по которым можно было определить «своих» без лишних слов. Именно этим желанием руководствовалась и ее коллега Кэтрин Хэмнет во время своего визита на Даннинг-стрит к Маргарет Тэтчер в 1984-м. Фото, на котором Хэмнет жмет руку растерянной премьер-министру в футболке с надписью «58% не хотят «Першинга» (в конце холодной войны США хотели разместить свои баллистические ракеты «Першинг» на территории Великобритании), облетела все первые полосы мировых газет, а футболки со слоганами с тех пор стали самой простой и доступной формой протеста.
Балаклава Pussy Riot
21 февраля 2012 года участницы радикальной феминистской панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова*, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в ярких балаклавах на 41 секунду поднялись на амвон и солею храма Христа Спасителя с попыткой спеть песню «Богородица, Путина прогони». Девушек быстро вывели, а позже арестовали и приговорили к двум годам колонии общего режима за хулиганство и оскорбление чувств верующих. Столь строгий приговор имел беспрецедентный резонанс по всему миру, его осветили 86 % мировых СМИ, а во многих крупных столицах прошли акции в поддержку девушек, участники которых надевали похожие броские балаклавы
Худи Трейвона Мартина
В феврале того же 2012-го 17-летний американский школьник Трейвон Мартин, одетый в серое худи — как обычный подросток, — возвращался из магазина домой к невесте своего отца, у которой гостил в тот момент. Однако местному жителю, ответственному за гражданский патруль этого поселка, внешний вид парня показался подозрительным, он позвонил в полицию и последовал за ним. Во время конфронтации, деталей которой мы, вероятно, никогда не узнаем, мужчина застрелил безоружного Мартина — в нескольких десятках метров от дома, куда шел парень. Cмерть Трейвона стала отправной точкой для движения Black Lives Matter и повлекла за собой волну протестов против расовой дискриминации по всей Америке. Их участники, в числе которых были Бейонсе и Трейси Эллис Росс, надевали серые худи, чтобы показать: капюшон на голове вовсе не означает преступных намерений. С тех пор во многих американских школах, а также в социальных сетях годовщину смерти Мартина отмечают, фотографируясь в толстовке с капюшоном под девизом Hoodies up.
Мужчины Бангалора в юбках
Индия по сей день считается одним из самых опасных мест в мире для женщин. В 2013 году 23-летняя студентка Джиоти Синг Пандей умерла после группового изнасилования в общественном автобусе в Дели. Эта трагедия вызвала как волну возмущения со стороны наиболее либеральных местных жителей, так и архаичную реакцию их противников. Консерваторы настаивали, что всему виной «распущенность женщин», — и призывали их перестать носить короткие юбки, чтобы «не провоцировать» противоположный пол. В знак протеста около 200 мужчин в Бангалоре вышли на улицы в коротких юбках — чтобы показать, что в насилии всегда виноваты только насильники, а не форма одежды.
The Pussyhat
В январе 2017 сотни тысяч людей по всем миру присоединились к Женскому маршу в Вашингтоне, чьи участники протестовали против новоизбранного президента США Дональда Трампа. Возмущение марширующих вызвали взгляды и высказывания Трампа о женщинах, а также этнических и сексуальных меньшинствах. На головах многих из них красовались розовые вязаные шапки с кошачьими ушками, которых их создательницы окрестили The Pussyhat. Впрочем, им не довелось стать универсальным символом протеста и последовавших маршей: некоторые активисты заявили, что шапочка с намеком на вагину не олицетворяет всех участников марша (в числе которых, например, были трансгендеры). Тем не менее мы навсегда запомним протест 2017-го как море розового.
Черные платья на красной дорожке
В конце 2017 года и начале 2018-го Голливуд потрясла серия разоблачений сексуальных домогательств и насилия. Движение #MeToo и кампанию Time’s Up поддержали самые знаменитые актрисы современности от Анджелины Джоли до Мерил Стрип; в частности, на красную дорожку 75-й церемонии Golden Globes они вышли в черных нарядах. Многие пригласили с собой на премию и активисток, пытающихся положить конец харрасменту и насилию в киноиндустрии (и не только). Их поддержали и мужчины, прицепившие значки с символикой Time’s Up на свои черные смокинги.
Желтые жилеты
Все в том же Париже, где во время Французской революции санкюлоты шли с мушкетами на богачей, с ноября 2018-го не стихают очередные классовые протесты. Так называемые желтые жилеты — самая малообеспеченная часть населения страны — требуют большего экономического равенства и призывают остановить рост цен и налогов. Яркие жилетки они выбрали своим символом не случайно: их обязаны иметь в своих автомобилях водители грузовиков, которые были одними из инициаторов демонстраций. Так предмет одежды, который должен сделать своего обладателя хорошо заметным на дороге, привлек внимание всего мира. А желтые жилеты уже надевают и протестующие в других европейских странах.
*Признана иноагентом