Олимпиада-80
![](/upload/17007/vms/05fe8a093b9f54a8f3be1f722d719ea4.jpg)
Ровно сорок лет назад под песню Пахмутовой и Добронравова олимпийский мишка улетел со стадиона «Лужники» «в свой сказочный лес» — произошла церемония закрытия Летних Олимпийских игр. Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает о том, что осталось в советской и постсоветской моде после Олимпиады-80.
![](/upload/17007/vms/29e968a7f56373ac7d39d0ebe8da2e6f.jpg)
Двери открываются
Советская мода при всей социалистической самобытности даже в 1940-е годы негласно подсматривала у капиталистического Запада. Но оказавшись за железным занавесом, фэшн-индустрия СССР ушла в тень, будто стыдясь своих мещанских (сейчас бы сказали «консюмеристских») задач. Выходила обратно на свет она буквально пару раз — когда занавес приподнимался ради Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году и, конечно, ради московской Олимпиады в 1980-м.
При всем уважении к советским модным учреждениям — от районных домов моды до Общесоюзного дома моделей одежды, главными проводниками новых идей и веяний становились обычные и необычные иностранные туристы. После любых более-менее масштабных международных мероприятий в стране всегда оседало много иностранной одежды, как физически (фарцовщики старались на славу), так и в виде идей (увиденную на улицах западную одежду копировали как простые обыватели, так и художники-модельеры). На Олимпиаду-80 в Москве приехало больше 40 тысяч иностранцев, так что даже всесильные органы государственной безопасности не могли проконтролировать контакты всех интуристов или помешать им менять бесценные джинсы на дешевую черную икру.
![](/upload/17007/vms/f21bf7e0680923a6f5657fb498c056a4.jpg)
![](/upload/17007/vms/a7f160665aab54143465069938a9902a.jpg)
На две недели самой модной тусовкой на «одной шестой части суши» стала дискотека в Олимпийской деревне, где избранные советские молодые люди внимательно подмечали все детали одежды иностранцев. Наиболее вожделенными предметами были, конечно, фирменные джинсы и вельветовые брюки — обеспечивающие владельцу восторженные взгляды на улицах. Вельвет в принципе станет главным модным материалом начала 1980-х: из него будут шить брюки, пиджаки, сарафаны, кепи. Из-за дефицита ткани рукодельницы научатся вытравливать или вырезать рубчик на длинноворсном бархате. Еще один тренд лета 1980 года в Москве — платья сафари всех оттенков хаки и с карманами. Купить готовое опять же невозможно, зато сшить сафари из габардина или хлопка куда проще, чем превращать бархат в вельвет.
Уличное движение
![](/upload/17007/vms/cccd9b746c887aa1bded0408886d23e4.jpg)
Важнейшим результатом Олимпиады стал выход спортивного стиля на улицы. До конца 1970-х спортивные вещи в строго регламентированной жизни советского человека считались подходящими исключительно для физкультуры. Олимпиада же вывела спортивные вещи в ежедневное пространство, более того, одежда, связанная с Олимпиадой, особенно фирменные костюмы и кроссовки (прежде всего adidas), были предметом статуса, особой гордости. Купить фирменные вещи было непросто (но возможно), однако их можно было получить и бесплатно. Участники церемонии открытия Олимпиады, например, как и многие волонтеры, получили специальную спортивную форму (ее выдавали в спортивных магазинах, например «Олимп» у метро «Улица 1905 года»): олимпийку, спортивные брюки с лампасами и синие кеды с фирменным мишкой. Такой комплект можно было выгодно перепродать или обменять. Еще один, более простой вариант волонтерского обмундирования — «бумажная» ветровка. Она производилась из тонкой «мятой» синтетической ткани с изображением олимпийской эмблемы или медведя. Этих «жеваных» курток было больше, чем адидасовских олимпиек, и они разошлись не только по Москве, но и по всему Союзу. Ткань отличалась повышенной износостойкостью, потому «бумажные» ветровки донашивались на дачах вплоть до нулевых.
![](/upload/17007/vms/11e90fe1b861e817f4e4b649cb030374.jpg)
Спортивный шик
![](/upload/17007/vms/ba8db27b6d5d5a5afb237e2bb724ddab.jpg)
Журналы и альбомы мод по всему Советскому Союзу окончательно легитимизировали спортивную моду на улицах, заполнив осенние и зимние выпуски 1980–1981 годов моделями в спортивном стиле. Однако на самих Играх советские атлеты оказались не только быстрее, выше, сильнее, но и элегантнее многих конкурентов. Парадную форму для сборной изначально разрабатывал Дом моделей спортивной одежды, однако после дизайном занялся Вячеслав Зайцев. Экспериментов со стилем решили не делать, организаторы остановились на довольно сдержанных и при этом безусловно летних комплектах — жакеты, юбки и пиджаки — светло-бежевые, мужские брюки — хаки, аксессуары — темно-красные. «Считалось, что советская делегация на параде должна выглядеть «элегантно и празднично. <…> в целом смелость и эксперименты в этой области не очень любили: главный художник ДМСО (Дом моделей спортивной одежды) Надежда Большунова, например, вспоминает, что партийные чиновники были консервативны, как зачастую и сами спортсмены. В результате более смелые или более остромодные предложения часто отвергались, а ставка на Олимпиадах делалась на проверенные решения», — расшифровывает ДНК советской олимпийской презентабельности Катерина Кулиничева, историк спортивного дизайна, сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ.
![](/upload/17007/vms/b1d51eb6a7dfdc2e3bf9cdb8650b1781.jpg)
Тройная сплошная
Открытие собственного производства фирменной спортивной одежды adidas вначале в Москве, а позднее и в других городах было чуть ли не важнейшим событием в советской индустрии моды начала 1980-х. История появления знаменитой спортивной марки в СССР тем не менее неоднозначна и, увы, окружена огромным количеством легенд и домыслов. Так, например, миф о том, что представители власти заставляли спортсменов и сотрудников Олимпиады спарывать три фирменные полоски с одежды и обуви, действительности не соответствует. Конечно, поговорка «Сегодня носит «Адидас», а завтра Родину продаст» довольно быстро вошла в число народных, но для большинства советских молодых людей «фирмА» (ударение ставили на последний слог) значила куда больше, чем эта натужная рифма. Советское же руководство видело в западногерманских акулах спортивного капитализма надежных и проверенных партнеров.
Катерина Кулиничева рассказывает историю прекрасной дружбы вкратце: «Адидас» неофициально сотрудничал с советским спортом много лет, еще с 1950-х, это было выгодно обеим сторонам. А в 1979 году бренд и Спорткомитет заключили официальное соглашение. Скорее всего, это в любом случае произошло бы, но Олимпиада-80, очевидно, дополнительно поспособствовала этому процессу. Помимо поставок экипировки это соглашение включало организацию в СССР лицензионного производства обуви adidas. Плюс «Арена», дочерняя компания Хорста Дасслера, получила контракт на поставку экипировки для персонала Игр. А сам Хорст, один из главных отцов современного спортивного бизнеса, выполнял функцию неофициального внешнеполитического советника [Спорткомитета] СССР в сложный период бойкота (из-за ввода советских войск в Афганистан в 1979 году московскую Олимпиаду бойкотировали спортсмены из 65 стран, включая США и ФРГ. — Прим. The Blueprint)».
![](/upload/17007/vms/f56491aff12ac61ff8087bd4646e1c8f.jpg)
![](/upload/17007/vms/64ad9abf0c365f46abfa6fd34dfe930f.jpg)
![](/upload/17007/vms/edda435788eec90edb877aac0306f116.jpg)
![](/upload/17007/vms/e5fc16fcc41126c0e3a7dd6a7e70ff44.png)
![](/upload/17007/vms/2bb6baeb66ee83074cceda4f45115eaa.png)
Дизайн всего
![](/upload/17007/vms/16d4203667aaae83328ab6f5e33ab1fd.jpg)
Олимпиада стала вызовом не только для текстильной, но и практически для всей остальной промышленности СССР. Разрабатывался огромный пласт предметов — от мебели для спортивных и инфраструктурных объектов до сувенирной продукции. По словам директора Московского музея дизайна Александры Саньковой, к подготовке к Олимпиаде были привлечены «практически все организации в стране», но особенно серьезный вклад внес Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели, отвечавший за «начинку» спортсооружений, и секция промграфики Московского союза художников — объединение, разработавшее, в частности, логотипы Большого театра и Союзплодимпорта, для Игр создало собственную систему пиктограмм. При этом сам логотип Олимпиады — беговые дорожки, образующие узнаваемую московскую высотку, придумал студент Строгановского училища Владимир Арсентьев.
![](/upload/17007/vms/8c80479fcabf035cf3369e21fffe16fd.png)
Олимпийской символикой украшали посуду всех видов, продукты питания и даже единственную широко доступную в СССР бытовую электронику — радиоприемники. Выпускалась масса игрушек на спортивную тематику и, конечно, миллионы олимпийских мишек, придуманных художником Виктором Чижиковым. Издавались даже специальные книги-каталоги, в которых были зафиксированы все олимпийские товары и сувениры с ценами, которые, кстати, не кажутся слишком демократичными. Одеколон «Миша» стоил 12 рублей, а большой игрушечный олимпийский медведь — 26 (при зарплате молодого специалиста в 120–130 рублей. — Прим. The Blueprint). Олимпийские сумки из кожзаменителя делали с надписями как на русском, так и на английском языках. «Экспортный» вариант, разумеется, пользовался большей популярностью.
«Брендбука» Олимпиады не существовало, но были художественные советы, через которые нужно было утверждать продукцию, рекомендуемую к выпуску. В каждой проектной организации был такой совет» — так Александра Санькова описывает особенности советского олимпийского брендинга.
![](/upload/17007/vms/9c0ceea27559bb1ff18ca2b2cf669dd5.png)
![](/upload/17007/vms/e5fc16fcc41126c0e3a7dd6a7e70ff44.png)
Изделия с олимпийской символикой были выпущены огромными тиражами, а их качество нередко было существенно выше, чем у обычных аналогов. Многие товары были выпущены в балтийских республиках, что для всей остальной страны было равно знаку качества, или вовсе за границей (часть продукции для Олимпиады была произведена в Финляндии). В результате олимпийские вещи (одежда, аксессуары, посуда) стали важной деталью быта советских граждан на десятилетие вперед. Впрочем, даже в моем детстве в 1990-х олимпийский мишка то и дело мелькал на разных предметах и одежде. «Предметами с олимпийской символикой пользуются до сих пор. СССР не предполагал консюмеризма, вещи покупали один раз и навсегда», — отмечает Александра Санькова.
![](/upload/17007/vms/2a8b2a9d31e601d7f7b65b5b0605308e.jpg)
Олимпийский плакат, автор: Мирон Лукьянов