Последний показ Александра Маккуина
Ровно 12 лет назад не стало Ли Александра Маккуина. 11 февраля 2010 года общепризнанный гений и «хулиган английской моды», не справившись с тяжелой депрессией (вызванной или усугубленной смертью матери), повесился в собственной квартире в центре Лондона. За полгода до этого он успел показать коллекцию весна–лето 2010, озаглавленную Plato’s Atlantis — и этот показ запомнился как один из самых зрелищных в истории моды.
Коллекция названа в честь древнегреческой легенды
Plato’s Atlantis в переводе означает «Атлантида Платона». Древнегреческий философ в своих «Диалогах» упоминал об острове, который существовал за 9000 лет до того и на котором было построено идеальное, по его мнению, государство. Вот только оказалось оно не вечным: в результате сильного землетрясения и наводнения остров якобы буквально за сутки ушел под воду.
Современные историки не смогли найти реальных подтверждений существования Атлантиды, и сегодня история о ней считается мифом. Что касается Маккуина, то он опасался, что судьбу мифической Атлантиды могут повторить реально существующие континенты, если в результате глобального потепления растают ледники и поднимется уровень Мирового океана. В числе прочего коллекция стала для него способом высказаться о тревожившей проблеме.
Успех не был бы таким оглушительным без Леди Гаги
Показ Plato’s Atlantis должен был транслироваться на онлайн-платформе Ника Найта SHOWstudio. В преддверии показа Леди Гага сообщила в Twitter, что на шоу состоится премьера ее нового трека (Bad Romance), и прикрепила к твиту ссылку на лайв, из-за чего сайт моментально обвалился. Уже через пару секунд после того, как певица опубликовала анонс показа, на SHOWstudio было больше 29 тысяч пользователей.Сайт подвисал и очень медленно грузился, но несмотря на это Сьюзи Менкес написала в NY Times, что этот инцидент еще раз напомнил: Маккуин — «гений шоу». Пожалуй, именно последний прижизненный показ Маккуина стал первым шагом на пути глобальной диджитализации моды.
Кстати, о премьере Bad Romance вообще никто, кроме Маккуина и Леди Гаги, не знал — модели ходили на репетиции под песню из заставки «Русалочки» и не знали, что на них будет смотреть не 300 человек приглашенных гостей, а 6 миллионов (именно столько зрителей в итоге было у онлайн-трансляции).
... без ботильонов Armadillo
Именно в коллекции весна—лето 2010 Маккуин представил свои легендарные ботильоны Armadillo на тридцатисантиметровом каблуке. Armadillo в переводе с английского означает «броненосец», и когда модели на бэкстейдже увидели эти творения, мгновенно заявили: «Мы не будем их надевать!» Фотограф Ник Найт вспоминает: «Маккуин отводил моделей в сторонку, что-то им говорил (что именно — неизвестно), и все они надевали Armadillo. В итоге ни одна модель не упала. Даже не споткнулась».
Кстати, камерами на подиуме никто не управлял. Все их передвижения были заранее запрограммированы, и падение (даже одной!) модели сбило бы с толку всю систему. К счастью, все обошлось.
... и без высоких причесок
Над прическами моделей работал британский стилист по волосам Гвидо Палау. Парики достигали 60 сантиметров в высоту и делали и без того высоких моделей (не забываем про 30-сантиметровый каблук!) еще выше. Камеры, которые транслировали шоу, настраивали на репетиции, а репетировали модели без париков, поэтому в конечном итоге разглядеть прически можно было только на общем плане — камеры бокового вида просто обрезали моделям полголовы.
Зрители тоже стали частью шоу
Еще один важный момент — зрители показа. Маккуин сделал их непосредственной частью шоу. Камеры выводили на большой экран не только моделей и детали их образов, но и гостей, которые сидели в первом ряду. «Ли никогда особенно не хотел, чтобы на его показы ходили звезды, — вспоминает Ник Найт. — Он превратил первый ряд в настоящее шоу, чтобы все могли посмотреть на лица людей, которые там сидят, и почувствовать их силу. Он вывернул все наизнанку».