T

Стиль и ненависть в «Доме Gucci»

2 декабря в российский прокат выходит самый модный фильм года — «Дом Gucci». Новая лента Ридли Скотта по книге Сары Гей Форден «Дом Gucci: сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» посвящена смутному периоду в жизни Gucci — концу 1980-х и началу 1990-х, когда бренд переживал убытки, большие перемены в руководстве компании и убийство Маурицио Гуччи по заказу его бывшей жены Патриции Реджани. Одна из самых сильных сторон фильма, по единогласному признанию критиков, — мощный каст и тщательная проработка образов героев. Художница по костюмам Анна Баштовая согласна с этим заявлением.

За стиль в «Доме Gucci» отвечала Джэнти Йейтс, британская художница по костюмам, для которой это уже 14-й совместный проект с Ридли Скоттом. Начиная с «Гладиатора» в 2000 году Йейтс работает за редким исключением только с ним. Познакомились они на съемочной площадке фильма «Планкетт и Маклейн» Джейка Скотта (сына Ридли). Работа художницы по костюмам настолько впечатлила Скотта-старшего, что он пригласил Йейтс в свою эпическую картину «Гладиатор». Это был важный момент в карьерах обоих. Картина принесла художнице ее первый «Оскар», а Скотту подарила верного друга и соратника. «Это один из самых визуально восприимчивых, „живописных“ режиссеров мира. Ридли окончил Королевский колледж искусств и начинал художником-постановщиком. Он понимает, как важен визуальный ряд, и это всегда стимулирует и вдохновляет мой творческий процесс», — рассказывает она в книге «Профессия: художник по костюмам».


За последние 20 лет Скотт и Йейтс успели поработать вместе в совершенно разных жанрах и над разными историческими эпохами, от картины о крестоносцах «Царство небесное» до «космических» фильмов «Марсианин» и «Прометей». Единственное, чего не было, — проекта, где от художницы требовалось бы исключительное знание мира моды. И вот им стал «Дом Gucci» — несмотря на то, что ни Скотт, ни Йейтс никогда не работали на этой территории, они не спасовали. «Мы с Ридли всегда говорили друг другу: „Ну, у нас не может быть проблем с 1970, 1980 или 1990-ми годами, потому что мы в них жили!“» — рассказывает Йейтс.


К тому же в молодости она серьезно увлекалась модой. «Мой интерес к моде отчасти возник как бунт против материнского вкуса в одежде. За один сезон я сшила не меньше двух-трех десятков мини-юбок для себя и подруг. Но я не только самозабвенно строчила на машинке в студии в свободное время. В 18 лет я изучала дизайн, кройку и шитье в школе дизайна одежды Katinka в Южном Кенсингтоне. Затем работала в оптовом отделе модного дома в Ист-Энде, в журнале Vogue и в компании по изготовлению выкроек Butterick Patterns», — вспоминала Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам». Так что «Дом Gucci» был для художницы проектом мечты.


Год подготовки и почти 300 костюмов

Подготовка к картине, по словам Йейтс, началась еще в 2020 году, во время карантина. Тогда они с командой провели шесть недель, исследуя всевозможные тематические материалы. «Начиная работать над фильмом, я превращаюсь в собаку, учуявшую кость, — не могу думать ни о чем другом. Я покупаю книги стопками, засиживаюсь в библиотеках, хожу в музеи, и эта подготовка затягивается до середины съемок. Я стараюсь заполнить информацией как можно больше папок и часто делюсь своими наработками с мастерами по гриму и прическам. Конечно, сейчас многое можно найти в интернете, но чтобы действительно вникнуть в тему, надо держать вещь в руках, видеть ее, щупать ткань, взвешивать в руке», — рассказывает Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам».

В сентябре 2020-го началось производство костюмов, за которым последовали многочисленные примерки, а на изготовление ушло полгода. В общей сложности команда костюмерного цеха создала около 300 нарядов, в том числе для актеров массовки. Первыми в разработку, конечно же, отправились костюмы главных героев. «Кастинг — важнейший этап любого фильма. Если режиссер хотя бы намекает, кто у него на примете или кого собирается пригласить агент по кастингу, у меня сразу возникает полный образ персонажа в исполнении именно этого актера», — говорила Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам». Так и произошло при работе над «Домом Gucci».

Патриция Реджани

(Леди Гага)

Работать над ролью Леди Гага начала три года назад, а «в шкуре» Патриции провела последние полтора года. И это не оборот речи: Гага настолько серьезно подошла к роли, что девять месяцев говорила с итальянским акцентом как на съемочной площадке, так и вне ее: «Я никогда не переключалась. Я все время оставалась ею».

Сочетание итальянского акцента и светлых волос показалось Гаге совершенно противоестественным: «Мне сразу же пришлось перекраситься [в брюнетку]. И еще я начала жить таким образом, что все, на что я смотрела и к чему прикасалась, во всем этом я видела потенциальные деньги». Еще актриса увлеклась фотографией. «У меня нет доказательств, что Патриция была фотографом, но я подумала, что это будет отличным упражнением по ее жизненным принципам. Я стала везде брать с собой камеру и снимать. Я заметила, что Патриция любила красивые вещи. Так что если у меня получались некрасивые кадры, я их удаляла», — объясняла Гага свой метод.


Интересно, что при таком скрупулезном подходе актриса ни разу не навестила саму Патрицию Реджани, которая сейчас жива и здорова. Та, между прочим, узнав о съемках, была уверена, что однажды в ее дверь постучит Леди Гага. По словам Патриции, ее сильно расстроило, что Гага не проявила должного внимания к ее персоне и не нашла времени встретиться с ней или хотя бы позвонить. Гага, в свою очередь, считает, что ее сближение с реальной героиней могло бы просто-напросто плохо сказаться на игре в кадре. «Никто не должен рассказывать мне, кто такая Патриция Гуччи. Даже сама Патриция Гуччи», — решила она.

<blockquote class="instagram-media" data-instgrm-permalink="https://www.instagram.com/p/CV_L3zwsq7I/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" data-instgrm-version="14" style=" background:#FFF; border:0; border-radius:3px; box-shadow:0 0 1px 0 rgba(0,0,0,0.5),0 1px 10px 0 rgba(0,0,0,0.15); margin: 1px; max-width:540px; min-width:326px; padding:0; width:99.375%; width:-webkit-calc(100% - 2px); width:calc(100% - 2px);"><div style="padding:16px;"> <a href="https://www.instagram.com/p/CV_L3zwsq7I/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" background:#FFFFFF; line-height:0; padding:0 0; text-align:center; text-decoration:none; width:100%;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer"> <div style=" display: flex; flex-direction: row; align-items: center;"> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 40px; margin-right: 14px; width: 40px;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 100px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 60px;"></div></div></div><div style="padding: 19% 0;"></div> <div style="display:block; height:50px; margin:0 auto 12px; width:50px;"><svg width="50px" height="50px" viewBox="0 0 60 60" version="1.1" xmlns="https://www.w3.org/2000/svg" xmlns:xlink="https://www.w3.org/1999/xlink"><g stroke="none" stroke-width="1" fill="none" fill-rule="evenodd"><g transform="translate(-511.000000, -20.000000)" fill="#000000"><g><path d="M556.869,30.41 C554.814,30.41 553.148,32.076 553.148,34.131 C553.148,36.186 554.814,37.852 556.869,37.852 C558.924,37.852 560.59,36.186 560.59,34.131 C560.59,32.076 558.924,30.41 556.869,30.41 M541,60.657 C535.114,60.657 530.342,55.887 530.342,50 C530.342,44.114 535.114,39.342 541,39.342 C546.887,39.342 551.658,44.114 551.658,50 C551.658,55.887 546.887,60.657 541,60.657 M541,33.886 C532.1,33.886 524.886,41.1 524.886,50 C524.886,58.899 532.1,66.113 541,66.113 C549.9,66.113 557.115,58.899 557.115,50 C557.115,41.1 549.9,33.886 541,33.886 M565.378,62.101 C565.244,65.022 564.756,66.606 564.346,67.663 C563.803,69.06 563.154,70.057 562.106,71.106 C561.058,72.155 560.06,72.803 558.662,73.347 C557.607,73.757 556.021,74.244 553.102,74.378 C549.944,74.521 548.997,74.552 541,74.552 C533.003,74.552 532.056,74.521 528.898,74.378 C525.979,74.244 524.393,73.757 523.338,73.347 C521.94,72.803 520.942,72.155 519.894,71.106 C518.846,70.057 518.197,69.06 517.654,67.663 C517.244,66.606 516.755,65.022 516.623,62.101 C516.479,58.943 516.448,57.996 516.448,50 C516.448,42.003 516.479,41.056 516.623,37.899 C516.755,34.978 517.244,33.391 517.654,32.338 C518.197,30.938 518.846,29.942 519.894,28.894 C520.942,27.846 521.94,27.196 523.338,26.654 C524.393,26.244 525.979,25.756 528.898,25.623 C532.057,25.479 533.004,25.448 541,25.448 C548.997,25.448 549.943,25.479 553.102,25.623 C556.021,25.756 557.607,26.244 558.662,26.654 C560.06,27.196 561.058,27.846 562.106,28.894 C563.154,29.942 563.803,30.938 564.346,32.338 C564.756,33.391 565.244,34.978 565.378,37.899 C565.522,41.056 565.552,42.003 565.552,50 C565.552,57.996 565.522,58.943 565.378,62.101 M570.82,37.631 C570.674,34.438 570.167,32.258 569.425,30.349 C568.659,28.377 567.633,26.702 565.965,25.035 C564.297,23.368 562.623,22.342 560.652,21.575 C558.743,20.834 556.562,20.326 553.369,20.18 C550.169,20.033 549.148,20 541,20 C532.853,20 531.831,20.033 528.631,20.18 C525.438,20.326 523.257,20.834 521.349,21.575 C519.376,22.342 517.703,23.368 516.035,25.035 C514.368,26.702 513.342,28.377 512.574,30.349 C511.834,32.258 511.326,34.438 511.181,37.631 C511.035,40.831 511,41.851 511,50 C511,58.147 511.035,59.17 511.181,62.369 C511.326,65.562 511.834,67.743 512.574,69.651 C513.342,71.625 514.368,73.296 516.035,74.965 C517.703,76.634 519.376,77.658 521.349,78.425 C523.257,79.167 525.438,79.673 528.631,79.82 C531.831,79.965 532.853,80.001 541,80.001 C549.148,80.001 550.169,79.965 553.369,79.82 C556.562,79.673 558.743,79.167 560.652,78.425 C562.623,77.658 564.297,76.634 565.965,74.965 C567.633,73.296 568.659,71.625 569.425,69.651 C570.167,67.743 570.674,65.562 570.82,62.369 C570.966,59.17 571,58.147 571,50 C571,41.851 570.966,40.831 570.82,37.631"></path></g></g></g></svg></div><div style="padding-top: 8px;"> <div style=" color:#3897f0; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:550; line-height:18px;">Посмотреть эту публикацию в Instagram</div></div><div style="padding: 12.5% 0;"></div> <div style="display: flex; flex-direction: row; margin-bottom: 14px; align-items: center;"><div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(0px) translateY(7px);"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; height: 12.5px; transform: rotate(-45deg) translateX(3px) translateY(1px); width: 12.5px; flex-grow: 0; margin-right: 14px; margin-left: 2px;"></div> <div style="background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; height: 12.5px; width: 12.5px; transform: translateX(9px) translateY(-18px);"></div></div><div style="margin-left: 8px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 50%; flex-grow: 0; height: 20px; width: 20px;"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 2px solid transparent; border-left: 6px solid #f4f4f4; border-bottom: 2px solid transparent; transform: translateX(16px) translateY(-4px) rotate(30deg)"></div></div><div style="margin-left: auto;"> <div style=" width: 0px; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-right: 8px solid transparent; transform: translateY(16px);"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; flex-grow: 0; height: 12px; width: 16px; transform: translateY(-4px);"></div> <div style=" width: 0; height: 0; border-top: 8px solid #F4F4F4; border-left: 8px solid transparent; transform: translateY(-4px) translateX(8px);"></div></div></div> <div style="display: flex; flex-direction: column; flex-grow: 1; justify-content: center; margin-bottom: 24px;"> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; margin-bottom: 6px; width: 224px;"></div> <div style=" background-color: #F4F4F4; border-radius: 4px; flex-grow: 0; height: 14px; width: 144px;"></div></div></a><p style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; line-height:17px; margin-bottom:0; margin-top:8px; overflow:hidden; padding:8px 0 7px; text-align:center; text-overflow:ellipsis; white-space:nowrap;"><a href="https://www.instagram.com/p/CV_L3zwsq7I/?utm_source=ig_embed&utm_campaign=loading" style=" color:#c9c8cd; font-family:Arial,sans-serif; font-size:14px; font-style:normal; font-weight:normal; line-height:17px; text-decoration:none;" target="_blank" rel="nofollow noreferrer">Публикация от House of Gucci (@houseofguccimovie)</a></p></div></blockquote> <script async src="//www.instagram.com/embed.js"></script>

Такой подход сработал: игру Гаги хвалят и критики, и коллеги по съемочной площадке. Например, сценарист фильма Роберто Бентивеньи рассказывал, что уже ставшую знаменитой фразу «Во имя Отца, Сына и дома Gucci» Гага придумала сама и что это была полная импровизация. Джэнти Йейтес признается, что с Гагой ей было легко и интересно работать. В октябре 2020 года художница отправила актрисе в Лос-Анджелес первые варианты костюмов для удаленной примерки по Zoom. «Многие образы подошли ей, как перчатка. Особенно нас впечатлили два наряда: потрясающий брючный костюм с логотипом Gucci и блуза Gucci в сочетании с коричневой кожаной юбкой. Этот комплект мы видим в фильме, когда Патриция получает документы о разводе», — вспоминает она.

После первой примерки началось самое интересное — поиск костюмов для Гаги по винтажным магазинам, на eBay и Etsy. Хотя сам дом Gucci дал для картины несколько вещей из архивов, основную часть все же искали «в полях». «Мы также копались в личном гардеробе L.G. [так художница называет Леди Гагу], несколько нарядов получили от брендов Alaïa и Valentino, и еще наняли портного и пять швей, которые все время были на подхвате», — отмечает Йейтс. По ее словам, настоящая Патриция не часто носила Gucci, ее любимым брендом и вовсе был Yves Saint Laurent, поэтому идеи одевать Гагу исключительно в Gucci с головы до ног не было — важнее было показать ее дух и вкус. «Мы не хотели, чтобы она была а-ля Джоан Коллинз из „Династии“. То, к чему мы стремились, было больше в стиле Джины Лоллобриджиды. Зная склонность L.G. к крайностям, я сначала немного нервничала по этому поводу. Но во время нашей первой Zoom-конференции с Ридли она объявила, что хочет выглядеть как мама, и это было просто великолепно, потому что дало нам гораздо больше возможностей. И она даже ни разу не упомянула мясное платье!» — шутит Йейтс.

Таким образом архивные фотографии матери Леди Гаги стали для художницы отправной точкой. В итоге актриса провела 54 съемочных дня в 54 разных образах, в которых ни разу не повторилась ни одна деталь, даже серьги. «Драгоценности вообще были очень важны; у нас в образах есть то сразу два ожерелья, то четыре браслета, мы использовали массу аксессуаров», — уточняет Йейтс.

Любимый наряд Джэнти Йейтс из всех, что она создала для Гаги, — свадебное платье. Его она называет «настоящим результатом любви». «Все эти кружева, аппликации вручную делал мой закройщик Доминик Янг. Мы вместе изучили архивные фотографии оригинального платья и пришли к выводу, что в кадре оно не сработает. В итоге свадебное платье стало результатом наших совместных с L.G. идей и фантазий», — говорила Йейтс. Леди Гага в итоге осталась очень довольна.

Паоло Гуччи (Джаред Лето)

Кажется, что Леди Гага и Джаред Лето устроили небольшое дружеское состязание — кто подойдет к роли более скрупулезно. Оба не только научились говорить с естественным итальянским акцентом, но и изрядно поработали над внешностью. Правда, если Гагу-брюнетку не узнавали на улице, то актера — лишь на съемочной площадке. «Аль Пачино играет моего отца, — рассказывает Лето. — И вот я прихожу в свой первый съемочный день и говорю: „Папа“ — а он смотрит на меня и отстраняется. Я думаю: „О, может, он немного не в настроении, не знаю“. Я пробую еще раз. Говорю: „Папа? Это я, Паоло“. Он практически шарахается от меня, мол: „Кто этот подонок?“ Затем кто-то ему прошептал: „Аль, это Джаред“. Он поворачивается и говорит: „Ах, сын мой!“».


Для Лето разработали специальные «утолщающие» накладки на тело, которые тщательно прятали под костюмом, — чтобы облачиться в эту экипировку, требовалось около часа. Плюс три часа на макияж. Все для того, чтобы актер был максимально не похож на себя. В работе над своим персонажем Лето постарался не меньше гримеров. «Если вы берете на себя обязательство сыграть подобное, то должны быть готовы глубоко нырнуть. Даже говоря долгое время с другим акцентом, вы задействуете разные мышцы рта. И если вы научились говорить по-другому, то потребуется больше, чем минута, чтобы переключиться обратно и отпустить своего героя», — говорил актер. В итоге Джаред Лето так сжился со своим персонажем, что еле сдерживал слезы, расставаясь с ним.

Лето активно участвовал и в разработке гардероба Паоло и выступал за то, чтобы его вещи «прославляли цвет» с помощью необычных узоров и ярких тканей. Удивительно, но Паоло Гуччи в фильме — единственный из всего семейства, кто носит костюмы в актуальной сегодня стилистике модного дома. «Сшили специально по моим эскизам. В этом шик!» — говорит герой, который мечтает внедрить свои идеи в Gucci вопреки планам отца и дяди. Вельвет, яркие цвета, многочисленные принты — все то, с чем сейчас ассоциируется Gucci благодаря Алессандро Микеле. Даже в свои худшие времена, когда Паоло потеряет все и вместо костюмов на заказ будет носить спортивные, он продолжит одеваться с «шиком», которым объясняет свою эксцентричность.

Маурицио Гуччи (Адам Драйвер)

«Один из лучших комплиментов для художника по костюмам — „А на костюмы я даже не обратил внимания“. Если бы я делала очень красивое платье для королевской особы или придворной дамы, мне было бы неприятно, если бы на наряд не обратили внимания. Но в современной драме для кино или телевидения нельзя допустить, чтобы костюм играл вместо актера», — подчеркивает Йейтс свое главное правило в работе. Ее кредо воплотилось и в костюмах Адама Драйвера — самого «не Gucci» персонажа во вселенной Gucci. В отличие от своего отца, Родольфо Гуччи, и его брата Альдо, Маурицио почти не носит вещи семейного бренда. «Я не хочу прозябать с тобой в этом музее», — заявляет Маурицио отцу, говоря не только о доме Родольфо, но и о бренде, с которым никак не хочет быть связанным. Поэтому он отказывается от выверенных домашних халатов и жилетов с монограммой Gucci и переодевается в простую футболку и синий рабочий комбинезон, на время став чернорабочим в компании по грузоперевозкам, которая принадлежит отцу его роковой невесты.

Но Патриция желает роскоши — не только для себя, но и для Маурицио тоже. По крайней мере, в этом она его убеждает. В итоге Маурицио все же берется за семейное дело — и сразу начинает носить деловые костюмы, а самым неформальными предметами в его гардеробе становятся однотонные водолазки и вельветовые брюки, которые он позволяет себе лишь во время выходных с семьей.


Практически все вещи Маурицио в фильме, по словам Йейтс, создавались с нуля: костюмы, рубашки, блейзеры, брюки, кашемировые пальто с бархатными воротниками были пошиты портным с Сэвил-Роу Леонардом Логсдейлом, с которым Йейтс уже работала над картиной «Американский гангстер». Но, к сожалению, в середине подготовительного процесса портной заболел, и художница экстренно привлекла к сотрудничеству Zegna.

Маурицио — единственный персонаж «Дома Gucci», чья визуальная трансформация наиболее заметна. После расставания с Патрицией его гардероб приобретает лоск. «Я хотела, чтобы Маурицио выбрался из душного серого двубортного образа. В конце 1990-х он носит бархатный костюм, который Адам изначально не хотел надевать», — рассказывала Йейтс. Этот переход на бархат, разумеется, не случайно совпадает с переходом Gucci под крыло Тома Форда: бархатные вещи — узнаваемый элемент Gucci его эпохи. В фильме именно по решению Маурицио дом пошел на этот революционный шаг, впоследствии возродивший бренд из забвения (в жизни все было не совсем так).


Один из самых эффектных нарядов в гардеробе Драйвера — белоснежный лыжный костюм. «Я пошла в римский костюмерный дом Annamode Costumes и нашла там несколько лыжных костюмов бренда Postscript. Они мне так понравились, что я решила отшить один из них для Адама», — вспоминает Йейтс. С этого белоснежного костюма, как с чистого листа, начинается новая глава в жизни самого Маурицио и Gucci. Хотя, глядя на этот образ, волей-неволей думаешь еще и о том, что Маурицио до последнего оставался белой вороной в своей семье.

За первую неделю после премьеры «Дома Gucci», как сообщают WWD, количество поисковых запросов «сумка Gucci», «одежда Gucci» и «шлепки Gucci» выросло в среднем на 300%. «Такие показатели вполне предсказуемы», — говорит Клэр Робле, директор по финансовым коммуникациям и маркетинговой информации Kering, который владеет Gucci. Что ж, картина вполне оправданно заканчивается словами о том, что именно сейчас, в 2021 году, дом Gucci достиг своего пика — и кажется, скоро улетит в стратосферу. Иронично, что поможет ему в этом в том числе фильм о Gucci, в котором на первом плане совсем не вещи Gucci.

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}