Стиль и ненависть в «Доме Gucci»
2 декабря в российский прокат выходит самый модный фильм года — «Дом Gucci». Новая лента Ридли Скотта по книге Сары Гей Форден «Дом Gucci: сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» посвящена смутному периоду в жизни Gucci — концу 1980-х и началу 1990-х, когда бренд переживал убытки, большие перемены в руководстве компании и убийство Маурицио Гуччи по заказу его бывшей жены Патриции Реджани. Одна из самых сильных сторон фильма, по единогласному признанию критиков, — мощный каст и тщательная проработка образов героев. Художница по костюмам Анна Баштовая согласна с этим заявлением.
За стиль в «Доме Gucci» отвечала Джэнти Йейтс, британская художница по костюмам, для которой это уже 14-й совместный проект с Ридли Скоттом. Начиная с «Гладиатора» в 2000 году Йейтс работает за редким исключением только с ним. Познакомились они на съемочной площадке фильма «Планкетт и Маклейн» Джейка Скотта (сына Ридли). Работа художницы по костюмам настолько впечатлила Скотта-старшего, что он пригласил Йейтс в свою эпическую картину «Гладиатор». Это был важный момент в карьерах обоих. Картина принесла художнице ее первый «Оскар», а Скотту подарила верного друга и соратника. «Это один из самых визуально восприимчивых, „живописных“ режиссеров мира. Ридли окончил Королевский колледж искусств и начинал художником-постановщиком. Он понимает, как важен визуальный ряд, и это всегда стимулирует и вдохновляет мой творческий процесс», — рассказывает она в книге «Профессия: художник по костюмам».
За последние 20 лет Скотт и Йейтс успели поработать вместе в совершенно разных жанрах и над разными историческими эпохами, от картины о крестоносцах «Царство небесное» до «космических» фильмов «Марсианин» и «Прометей». Единственное, чего не было, — проекта, где от художницы требовалось бы исключительное знание мира моды. И вот им стал «Дом Gucci» — несмотря на то, что ни Скотт, ни Йейтс никогда не работали на этой территории, они не спасовали. «Мы с Ридли всегда говорили друг другу: „Ну, у нас не может быть проблем с 1970, 1980 или 1990-ми годами, потому что мы в них жили!“» — рассказывает Йейтс.
К тому же в молодости она серьезно увлекалась модой. «Мой интерес к моде отчасти возник как бунт против материнского вкуса в одежде. За один сезон я сшила не меньше двух-трех десятков мини-юбок для себя и подруг. Но я не только самозабвенно строчила на машинке в студии в свободное время. В 18 лет я изучала дизайн, кройку и шитье в школе дизайна одежды Katinka в Южном Кенсингтоне. Затем работала в оптовом отделе модного дома в Ист-Энде, в журнале Vogue и в компании по изготовлению выкроек Butterick Patterns», — вспоминала Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам». Так что «Дом Gucci» был для художницы проектом мечты.
Год подготовки и почти 300 костюмов
Подготовка к картине, по словам Йейтс, началась еще в 2020 году, во время карантина. Тогда они с командой провели шесть недель, исследуя всевозможные тематические материалы. «Начиная работать над фильмом, я превращаюсь в собаку, учуявшую кость, — не могу думать ни о чем другом. Я покупаю книги стопками, засиживаюсь в библиотеках, хожу в музеи, и эта подготовка затягивается до середины съемок. Я стараюсь заполнить информацией как можно больше папок и часто делюсь своими наработками с мастерами по гриму и прическам. Конечно, сейчас многое можно найти в интернете, но чтобы действительно вникнуть в тему, надо держать вещь в руках, видеть ее, щупать ткань, взвешивать в руке», — рассказывает Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам».
В сентябре 2020-го началось производство костюмов, за которым последовали многочисленные примерки, а на изготовление ушло полгода. В общей сложности команда костюмерного цеха создала около 300 нарядов, в том числе для актеров массовки. Первыми в разработку, конечно же, отправились костюмы главных героев. «Кастинг — важнейший этап любого фильма. Если режиссер хотя бы намекает, кто у него на примете или кого собирается пригласить агент по кастингу, у меня сразу возникает полный образ персонажа в исполнении именно этого актера», — говорила Йейтс в книге «Профессия: художник по костюмам». Так и произошло при работе над «Домом Gucci».
Патриция Реджани
(Леди Гага)
Работать над ролью Леди Гага начала три года назад, а «в шкуре» Патриции провела последние полтора года. И это не оборот речи: Гага настолько серьезно подошла к роли, что девять месяцев говорила с итальянским акцентом как на съемочной площадке, так и вне ее: «Я никогда не переключалась. Я все время оставалась ею».
Сочетание итальянского акцента и светлых волос показалось Гаге совершенно противоестественным: «Мне сразу же пришлось перекраситься [в брюнетку]. И еще я начала жить таким образом, что все, на что я смотрела и к чему прикасалась, во всем этом я видела потенциальные деньги». Еще актриса увлеклась фотографией. «У меня нет доказательств, что Патриция была фотографом, но я подумала, что это будет отличным упражнением по ее жизненным принципам. Я стала везде брать с собой камеру и снимать. Я заметила, что Патриция любила красивые вещи. Так что если у меня получались некрасивые кадры, я их удаляла», — объясняла Гага свой метод.
Интересно, что при таком скрупулезном подходе актриса ни разу не навестила саму Патрицию Реджани, которая сейчас жива и здорова. Та, между прочим, узнав о съемках, была уверена, что однажды в ее дверь постучит Леди Гага. По словам Патриции, ее сильно расстроило, что Гага не проявила должного внимания к ее персоне и не нашла времени встретиться с ней или хотя бы позвонить. Гага, в свою очередь, считает, что ее сближение с реальной героиней могло бы просто-напросто плохо сказаться на игре в кадре. «Никто не должен рассказывать мне, кто такая Патриция Гуччи. Даже сама Патриция Гуччи», — решила она.
Такой подход сработал: игру Гаги хвалят и критики, и коллеги по съемочной площадке. Например, сценарист фильма Роберто Бентивеньи рассказывал, что уже ставшую знаменитой фразу «Во имя Отца, Сына и дома Gucci» Гага придумала сама и что это была полная импровизация. Джэнти Йейтес признается, что с Гагой ей было легко и интересно работать. В октябре 2020 года художница отправила актрисе в Лос-Анджелес первые варианты костюмов для удаленной примерки по Zoom. «Многие образы подошли ей, как перчатка. Особенно нас впечатлили два наряда: потрясающий брючный костюм с логотипом Gucci и блуза Gucci в сочетании с коричневой кожаной юбкой. Этот комплект мы видим в фильме, когда Патриция получает документы о разводе», — вспоминает она.
После первой примерки началось самое интересное — поиск костюмов для Гаги по винтажным магазинам, на eBay и Etsy. Хотя сам дом Gucci дал для картины несколько вещей из архивов, основную часть все же искали «в полях». «Мы также копались в личном гардеробе L.G. [так художница называет Леди Гагу], несколько нарядов получили от брендов Alaïa и Valentino, и еще наняли портного и пять швей, которые все время были на подхвате», — отмечает Йейтс. По ее словам, настоящая Патриция не часто носила Gucci, ее любимым брендом и вовсе был Yves Saint Laurent, поэтому идеи одевать Гагу исключительно в Gucci с головы до ног не было — важнее было показать ее дух и вкус. «Мы не хотели, чтобы она была а-ля Джоан Коллинз из „Династии“. То, к чему мы стремились, было больше в стиле Джины Лоллобриджиды. Зная склонность L.G. к крайностям, я сначала немного нервничала по этому поводу. Но во время нашей первой Zoom-конференции с Ридли она объявила, что хочет выглядеть как мама, и это было просто великолепно, потому что дало нам гораздо больше возможностей. И она даже ни разу не упомянула мясное платье!» — шутит Йейтс.
Таким образом архивные фотографии матери Леди Гаги стали для художницы отправной точкой. В итоге актриса провела 54 съемочных дня в 54 разных образах, в которых ни разу не повторилась ни одна деталь, даже серьги. «Драгоценности вообще были очень важны; у нас в образах есть то сразу два ожерелья, то четыре браслета, мы использовали массу аксессуаров», — уточняет Йейтс.
Любимый наряд Джэнти Йейтс из всех, что она создала для Гаги, — свадебное платье. Его она называет «настоящим результатом любви». «Все эти кружева, аппликации вручную делал мой закройщик Доминик Янг. Мы вместе изучили архивные фотографии оригинального платья и пришли к выводу, что в кадре оно не сработает. В итоге свадебное платье стало результатом наших совместных с L.G. идей и фантазий», — говорила Йейтс. Леди Гага в итоге осталась очень довольна.
Паоло Гуччи (Джаред Лето)
Кажется, что Леди Гага и Джаред Лето устроили небольшое дружеское состязание — кто подойдет к роли более скрупулезно. Оба не только научились говорить с естественным итальянским акцентом, но и изрядно поработали над внешностью. Правда, если Гагу-брюнетку не узнавали на улице, то актера — лишь на съемочной площадке. «Аль Пачино играет моего отца, — рассказывает Лето. — И вот я прихожу в свой первый съемочный день и говорю: „Папа“ — а он смотрит на меня и отстраняется. Я думаю: „О, может, он немного не в настроении, не знаю“. Я пробую еще раз. Говорю: „Папа? Это я, Паоло“. Он практически шарахается от меня, мол: „Кто этот подонок?“ Затем кто-то ему прошептал: „Аль, это Джаред“. Он поворачивается и говорит: „Ах, сын мой!“».
Для Лето разработали специальные «утолщающие» накладки на тело, которые тщательно прятали под костюмом, — чтобы облачиться в эту экипировку, требовалось около часа. Плюс три часа на макияж. Все для того, чтобы актер был максимально не похож на себя. В работе над своим персонажем Лето постарался не меньше гримеров. «Если вы берете на себя обязательство сыграть подобное, то должны быть готовы глубоко нырнуть. Даже говоря долгое время с другим акцентом, вы задействуете разные мышцы рта. И если вы научились говорить по-другому, то потребуется больше, чем минута, чтобы переключиться обратно и отпустить своего героя», — говорил актер. В итоге Джаред Лето так сжился со своим персонажем, что еле сдерживал слезы, расставаясь с ним.
Лето активно участвовал и в разработке гардероба Паоло и выступал за то, чтобы его вещи «прославляли цвет» с помощью необычных узоров и ярких тканей. Удивительно, но Паоло Гуччи в фильме — единственный из всего семейства, кто носит костюмы в актуальной сегодня стилистике модного дома. «Сшили специально по моим эскизам. В этом шик!» — говорит герой, который мечтает внедрить свои идеи в Gucci вопреки планам отца и дяди. Вельвет, яркие цвета, многочисленные принты — все то, с чем сейчас ассоциируется Gucci благодаря Алессандро Микеле. Даже в свои худшие времена, когда Паоло потеряет все и вместо костюмов на заказ будет носить спортивные, он продолжит одеваться с «шиком», которым объясняет свою эксцентричность.
Маурицио Гуччи (Адам Драйвер)
«Один из лучших комплиментов для художника по костюмам — „А на костюмы я даже не обратил внимания“. Если бы я делала очень красивое платье для королевской особы или придворной дамы, мне было бы неприятно, если бы на наряд не обратили внимания. Но в современной драме для кино или телевидения нельзя допустить, чтобы костюм играл вместо актера», — подчеркивает Йейтс свое главное правило в работе. Ее кредо воплотилось и в костюмах Адама Драйвера — самого «не Gucci» персонажа во вселенной Gucci. В отличие от своего отца, Родольфо Гуччи, и его брата Альдо, Маурицио почти не носит вещи семейного бренда. «Я не хочу прозябать с тобой в этом музее», — заявляет Маурицио отцу, говоря не только о доме Родольфо, но и о бренде, с которым никак не хочет быть связанным. Поэтому он отказывается от выверенных домашних халатов и жилетов с монограммой Gucci и переодевается в простую футболку и синий рабочий комбинезон, на время став чернорабочим в компании по грузоперевозкам, которая принадлежит отцу его роковой невесты.
Но Патриция желает роскоши — не только для себя, но и для Маурицио тоже. По крайней мере, в этом она его убеждает. В итоге Маурицио все же берется за семейное дело — и сразу начинает носить деловые костюмы, а самым неформальными предметами в его гардеробе становятся однотонные водолазки и вельветовые брюки, которые он позволяет себе лишь во время выходных с семьей.
Практически все вещи Маурицио в фильме, по словам Йейтс, создавались с нуля: костюмы, рубашки, блейзеры, брюки, кашемировые пальто с бархатными воротниками были пошиты портным с Сэвил-Роу Леонардом Логсдейлом, с которым Йейтс уже работала над картиной «Американский гангстер». Но, к сожалению, в середине подготовительного процесса портной заболел, и художница экстренно привлекла к сотрудничеству Zegna.
Маурицио — единственный персонаж «Дома Gucci», чья визуальная трансформация наиболее заметна. После расставания с Патрицией его гардероб приобретает лоск. «Я хотела, чтобы Маурицио выбрался из душного серого двубортного образа. В конце 1990-х он носит бархатный костюм, который Адам изначально не хотел надевать», — рассказывала Йейтс. Этот переход на бархат, разумеется, не случайно совпадает с переходом Gucci под крыло Тома Форда: бархатные вещи — узнаваемый элемент Gucci его эпохи. В фильме именно по решению Маурицио дом пошел на этот революционный шаг, впоследствии возродивший бренд из забвения (в жизни все было не совсем так).
Один из самых эффектных нарядов в гардеробе Драйвера — белоснежный лыжный костюм. «Я пошла в римский костюмерный дом Annamode Costumes и нашла там несколько лыжных костюмов бренда Postscript. Они мне так понравились, что я решила отшить один из них для Адама», — вспоминает Йейтс. С этого белоснежного костюма, как с чистого листа, начинается новая глава в жизни самого Маурицио и Gucci. Хотя, глядя на этот образ, волей-неволей думаешь еще и о том, что Маурицио до последнего оставался белой вороной в своей семье.
За первую неделю после премьеры «Дома Gucci», как сообщают WWD, количество поисковых запросов «сумка Gucci», «одежда Gucci» и «шлепки Gucci» выросло в среднем на 300%. «Такие показатели вполне предсказуемы», — говорит Клэр Робле, директор по финансовым коммуникациям и маркетинговой информации Kering, который владеет Gucci. Что ж, картина вполне оправданно заканчивается словами о том, что именно сейчас, в 2021 году, дом Gucci достиг своего пика — и кажется, скоро улетит в стратосферу. Иронично, что поможет ему в этом в том числе фильм о Gucci, в котором на первом плане совсем не вещи Gucci.