Blueprint
T

Стиль в знаковых spooky-фильмах

Приближается Хеллоуин! И если отправляться на вечеринку сейчас небезопасно, то нарядиться в ведьм и вампиров и устроить домашнюю вечеринку — самое то. Идеальные образы можно подсмотреть у героев наивных и уютных комедийных хорроров. В нашем топе — «Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Иствикские ведьмы», «Ведьмы» и «Фокус-покус».

«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975

В мюзикле Джима Шармена «транссексуальная Трансильвания» смешалась с историей о Франкенштейне, перешла на поле бурлеска, а закончилась и вовсе в духе шекспировских трагедий (еще и с инопланетными вкраплениями). Канонический сюжет фильмов ужасов — пара молодоженов заблудилась и свернула в мистический особняк — превращается здесь в сексуальную рок-оперу. Сама картина, несмотря на абсурдность и гротеск (а может, и благодаря им), стала культовой. И это не преуменьшение: о фильме писал ни много ни мало Умберто Эко: «„Шоу ужасов Рокки Хоррора“ можно разбирать на цитаты, порывая связи между кусками, до бесконечности».

На цитаты разбирают в первую очередь визуальные решения и костюмы: на хеллоуинских вечеринках часто можно заметить кого-то в корсете и чулках, как у Фрэнк-эн-Фертера, или блестящем смокинге а-ля Коламбия. Художница по костюмам «Рокки Хоррора» Сью Блейн настолько опередила модные тренды, что сейчас мюзикл вполне можно использовать как источник вдохновения для модных образов в абсолютно разных стилях. Взять хотя бы открывающую сцену — свадьбу друзей главных героев, где Джаннет Вайс (Сьюзен Сарандон) одета в лавандовый костюм-двойку. Похожие мы совсем недавно видели в коллекциях Dior и Miu Miu весна—лето 2022. А образ жениха Джаннет Бреда Мейерса, состоящий из куртки-бомбера, рубашки, жилета и светлых брюк, вполне можно представить на показах Prada или Lemaire.

Обитатели Трансильвании не менее стильные. Доктор Фрэнк-эн-Фертер, например, — настоящая икона стиля не хуже Принса или Гарри Стайлза. Он носит туфли на каблуках, чулки с дырками, корсет, нитку жемчуга, яркий макияж и выглядит как настоящая дива. А образ Коламбии, вдохновленный то ли кабаре, то ли цирком, вполне вписывается в концепцию dopamine dressing — можно последовать ее примеру и надеть на себя все самое яркое и блестящее сразу. Как писали CR Fashion Book, Сью Блейн придумала, как объединить панк и моду задолго до того, как дизайнеры решили обратиться к этому приему, — и «Шоу ужасов Рокки Хоррора» тому подтверждение.

«Иствикские ведьмы», 1987 

Однажды Шер, Сьюзен Сарандон и Мишель Пфайффер решили провести ведьминский ритуал и призвать идеального мужчину. У них вышло то, что лучше бы не выходило. Примерно так можно описать сюжет классической картины о магии Джорджа Миллера по роману Джона Апдайка. Правда, как и любой хороший фильм, этот гораздо больше своего сюжета. Его можно воспринимать на нескольких уровнях сразу: как идеальный фильм для дождливого осеннего вечера в канун Хеллоуина или как остросоциальную драму (или даже черную комедию) о дружбе, силе сплетен и месте женщины в мире.


А еще можно следить за трансформацией героинь через их стиль. В кульминационной сцене у бассейна в образах подруг собраны все тенденции праздничных нарядов 1980-х — золотое платье без бретелей на Сьюзен Сарандон, черное платье с люрексом на Шер и богемный комбинезон и белые кеды на Мишель Пфайффер. Составить модный по меркам 2021-го лук можно и по сцене с ритуалом, когда на всех героинях шелковые кимоно и пижамные комплекты с принтами (очень в духе Etro или Fendi). Фильм до сих пор смотрится как модный показ, и в этом, безусловно, заслуга художницы по костюмам Эджи Джерард Роджерс. Именно благодаря ее работе редакторы глянца продолжают разбирать «Иствикских ведьм» на вечные стилистические приемы, от роскошных пижам Джека Николсона до боди в горох для игры в теннис Сарандон и искрящихся платьев.


«Ведьмы», 1989

Еще один классический фильм о злых ведьмах снял Николас Роуг — обладатель каннской «Пальмовой ветви» и режиссер «Человека, который упал на Землю» с Дэвидом Боуи в главной роли. «Ведьмы» начинаются со страшных историй, которые бабушка рассказывает своему внуку Люку. Но, как оказалось, все в этих сказках — правда. Ведьмы действительно существуют и охотятся за Люком, который случайно узнал их секрет.

Роль предводительницы и самой древней ведьмы исполнила Анжелика Хьюстон. И она сама, и ведьмы в ее ковене скорее похожи на кинодив, чем на колдуний в лохмотьях, согнувшихся над котлом с зельем (во всяком случае, пока носят свои «человеческие» лица). Для важного шабаша героиня Анжелики Хьюстон выбрала черное платье с открытыми плечами и шлейфом, а чтобы скрыть свои страшные когти, дополнила его парой длинных черных перчаток, поверх которых надела массивные кольца и браслеты. Вообще собрание ковена больше похоже на модный показ конца 1980-х. На других ведьмах можно разглядеть костюмы-двойки с массивными плечами, жакеты с акцентными пуговицами и платья в крупный цветок. Художнице по костюмам Марит Аллен вообще хорошо удаются многогранные и завораживающие женские образы. Кроме самих «Ведьм» в ее портфолио это доказывают байопик Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете» с Марион Котийяр в главной роли (фильм как раз принес Аллен «Оскар»), драма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» и загадочный «Таинственный сад» режиссера Агнешки Холланд.

«Фокус-покус», 1993

Канун Дня всех святых. Сара Джессика Паркер в пышной юбке из тюля. Правда, дело происходит не в Нью-Йорке, как можно было подумать, а в Салеме. И вместо туфель Manolo Blahnik образ актрисы дополняют корсет и метла. Да, это не очередной эпизод «Секса в большом городе», а «Фокус-покус». По сюжету подростки случайно воскрешают трех могущественных ведьм, которых казнили в Салеме несколько сотен лет назад. Теперь колдуньям предстоит свыкнуться с современным миром и закрепиться в новой реальности. А для этого, само собой, нужно съесть парочку детей.

Кроме захватывающего сюжета следить стоит и за образами героинь. В 1990-е силами Жан-Поля Готье и Вивьен Вествуд продолжается мода на корсеты, и ведьмы в исполнении Бетт Мидлер, Сары Джессики Паркер и Кэти Нэджими попадают в тренд. За их средневековые наряды отвечала Мэри Е. Вогт, которая до этого занималась фильмом «Бэтмен возвращается» Тима Бертона, а после взялась за «Людей в черном». «Я начала работу с костюмов для Бетт. В кадре у нее должны были быть рыжие волосы — я подумала, что зеленый будет отлично с ними сочетаться. А зеленый всегда хочется поставить в пару с фиолетовым — так мы и сделали, украсив костюм „древними символами“. С ними стоило быть аккуратнее, потому что не хотелось случайно навлечь на кого-нибудь беду, использовав реальный древний символ зла. Поэтому мы использовали что-то из рунического алфавита, что-то из Стоунхенджа, а затем немного видоизменили их так, чтобы они были почти неузнаваемы. Как круги на полях», — рассказывала Вогт.

Самый запоминающийся, а оттого и цитируемый образ ведьмы достался Саре Джессике Паркер. Во многом потому, что ее костюм получился почти сказочным, что не просто так. «Сара, по сути, сыграла королеву красоты среди ведьм.... Она больше походила на принцессу из „Спящей красавицы“, чем на злую колдунью. Я хотела сделать из нее принцессу-ведьму. А Кэти больше похожа на какого-нибудь алхимика, так как всегда смешивает зелья. Поэтому она у нас ведьма-повар, вечно занятая своими рецептами», — уточняла художница по костюмам. И все же наряды всех трех ведьм получились и зрелищными, и по-настоящему устрашающими — наверное, потому, что Вогт одновременно вдохновлялась иллюстрациями к сказкам, например, теми, что рисовал Артур Рэкхэм, и зловещей серией офортов Франсиско Гойи Los Caprichos.

Двое подростков, которым предстоит не допустить массового пожирания детей, воплощают гранж 1990-х. На Омри Каце — бомбер и свободные синие джинсы, а еще футболка с принтом тай-дай. На Винессе Шоу — объемный кардиган крупной вязки и белый топ в рубчик. В такой одежде вполне можно представить и сегодняшних подростков. А глядя на готику и отсылки к историческим костюмам, которые вновь заполонили подиумы, кажется, что, если бы салемских ведьм воскресили сегодня, их корсеты и длинные юбки не вызвали бы удивления не только в Хеллоуин, но и в любой другой день.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}