Стиль в фильме «Пятый элемент»
Во время недель моды весна–лето 2022 нас не покидало ощущение, будто, работая над шоу, дизайнеры хором пересматривали «Пятый элемент» Люка Бессона. Оливье Рустен и Джонатан Андерсон показали платья и топы, точь-в-точь как «голый» комбинезон главной героини блокбастера Лилу, а исполнительница этой роли, Милла Йовович, даже прошлась по подиуму Balmain. Мы решили повторить за дизайнерами — и тоже пересмотрели межгалактическое фэнтези, которое почти 25 лет назад перевернуло не только мир кино, но и мир моды.
«Пятый элемент» стал неиссякаемым источником вдохновения не только для молодого поколения режиссеров, но и для дизайнеров. Последние показы Balmain, Loewe, Stella McCartney, Courrèges, Giambattista Valli, Roberto Cavalli это только подтверждают. В коллекциях этих брендов оказалось как никогда много тела, вырезов и разрезов всех мастей, футуристичных силуэтов и материалов. По сути, всего того, что в конце хотел видеть (и в итоге увидел) в своей картине Люк Бессон, пригласив на роль художника по костюмам Жан-Поля Готье. Позже, объясняя свой выбор, режиссер скажет: «Я хотел лучшего, и это Жан-Поль. Он знает цвет, он знает аромат Нью-Йорка».
Loewe ВЕСНА-ЛЕТО 2022
Balmain ВЕСНА-ЛЕТО 2022
Знание аромата Нью-Йорка было таким же важным требованием Бессона к художнику по костюмам, как увлечение эротизмом и футуризмом, ведь именно с Нью-Йорка начинается сюжет картины. 2263 год, на голову таксисту (в прошлом — военному) Корбену Далласу (Брюс Уиллис) в прямом смысле слова сваливается Лилу — героиня Миллы Йовович — генетически совершенное существо в теле рыжеволосой девушки, которое должно спасти планету. Хронология всего происходящего дальше хорошо известна — добро и любовь побеждают зло, а Лилу, не без помощи таксиста, телеведущего и священника, таки спасает мир.
Для Бессона, уверенного в силе воздействия костюма на зрителя, было крайне важно привлечь человека, мастерски работающего с деталями, бесстрашного и даже избалованного — l’enfant terrible от мира моды, коим и являлся Жан-Поль Готье. К тому моменту он зарекомендовал себя не только в мире моды, но и в мире кино: на его счету было сотрудничество с Питером Гринуэем, Педро Альмодоваром, Жан-Пьером Жене и Марком Каро. Но работа над «Пятым элементом» стала для дизайнера одним из самых масштабных проектов в жизни.
Комментируя экспозицию костюмов к «Пятому элементу» на ретроспективе The Provocateur: Jean Paul Gaultier 2011 года в Монреальском музее изящных искусств, куратор Тьерри-Максим Лорио говорил: «Готье создал около тысячи костюмов — это как 10 коллекций, но для одного фильма. Невероятная работа, о которой люди даже не подозревают. Чтобы получить на выходе эту тысячу, он, возможно, отрисовал более пяти тысяч эскизов».
Бесспорно, самый запоминающийся образ — тот, что мы видим при первом знакомстве с Лилу, — комбинезон из стратегически правильно расположенных белых термоповязок. С одной стороны, это логичное продолжение исследования дизайнером темы наготы тела и нижнего белья, которое он проводит в каждой своей коллекции; с другой — символ свободы героини, с третьей — ее максимальной уязвимости, ведь она предстает перед зрителями в «поврежденном виде», будто в бинтах.
«Костюм для Лилу был создан в последнюю минуту и, как ни странно, оказался тем, который помнят все», — рассказывал Готье Vogue в 2017 году, по случаю 20-летия фильма. Дизайнер отметил, что героиня активно двигалась, поэтому от ее одежды в первую очередь требовалось удобство. При виде все тех же «полосок» Бессон предложил покрасить волосы Лилу в огненно-рыжий — для максимального контраста. Готье признался, что до начала съемок этого эпизода Йовович в полном образе никто не видел, но когда актриса появилась в костюме, в воздухе повисла звенящая тишина, хотя на площадке в тот момент находилось 200 человек. Сама же Йовович вспоминает бурю оваций съемочной группы, которая подбадривала ее, ведь все же «костюм был откровенным, чем немного смущал».
Еще один узнаваемый образ Лилу — белый кроп-топ с золотыми брюками на оранжевых подтяжках. В нем режиссер и дизайнер решили задачу по созданию вневременного стиля. «Мы представляли, что в будущем будет только одежда в стиле ретро», — говорил Готье. Учитывая, как часто поклонники фильма делают косплеи на этот образ и как ретро проявляется во всех коллекциях современного дизайнера, предсказать будущее «Пятому элементу» удалось.
Предметы из прошлого дизайнер добавляет и к образам Корбена Далласа. Футуристичные элементы вроде дутых жилетов он дополняет обтягивающей футболкой в тон волосам Лилу. А в финале Даллас предстает в настоящем артефакте — рваной рубашке, какую вполне мог бы носить «крепкий орешек» Джон Макклейн. Вообще, Даллас почти единственный мужской персонаж, в костюмах которого так нарочито подчеркнута маскулинность — в остальных же образах Готье в свойственной ему манере размывает границы гендера с помощью одежды.
Самым ярким высказыванием на эту тему стал костюм Руби Рода (Крис Такер) — экстравагантный ведущий предпочитает леопардовый принт, бархат, комбинезоны с эффектным декольте и броские аксессуары. Историю с эпатажностью и чувственностью поддерживает и оперная Дива Плавалагуна — инопланетянка, похожая на земную женщину. Готье с ее фантастическим телом-платьем бледно-голубого цвета с металлическим отливом оставляет зрителя с вопросом о том, что же это, тело или плотно прилегающий к телу костюм. Кстати, о фантастических телах — смелая униформа из синего неопрена бортпроводниц круизного корабля-отеля «Флостон Пэрадайз» еще одно яркое модное явление в фильме, которое до сих пор волнует многих дизайнеров.
То, что «Пятый элемент» вообще и костюмы Готье в частности окажут значительное влияние на дизайнеров, стало очевидно почти сразу. Через год после премьеры, в 1998-м, Александр Маккуин показал весенне-летнюю коллекцию, в которой было много укороченных и прозрачных рубашек для мужчин и бандажных платьев, напоминающих тот самый первый «выход» Лилу. Позже к фильму не единожды возвращался, пожалуй, главный ученик Готье, Джереми Скотт. Причем и в Moschino, и в собственном Jeremy Scott — коллекцию осень—зима 2018 дизайнер посвятил 20-летию картины и вывел на подиум «двойников» Лилу с цветными каре в ярких футуристичных костюмах.
Jeremy Scott осень-зима 2018
Alexander McQueen весна-лето 1998
Историк моды Сара Идакэвэдж уверена, что образ Лилу запомнился и зрителям, и моде больше всего, потому что в ее костюмах сочетались и панк, и спорт, и кутюр: «Вероятно, именно поэтому фильм может служить источником вдохновения для самых разных дизайнеров и брендов». Сам Готье, оценивая разные цитаты своей работы и в коллекциях современниках, и глядя на интерпретации молодых дизайнеров, лишь поражается тому, как вместе с Бессоном ему удалось сделать по-настоящему вневременной продукт. «Меня до сих пор трогает, что зрители во всем мире по-прежнему любят этот фильм, — говорит он. — Полагаю, хорошо сработала комбинация режиссуры, игры, декораций и костюмов».