Стиль в спектакле «Царская невеста»
ФОТО:
БАТЫР АННАДУРДЫЕВ, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ, GETTY IMAGES, ТАСС
ПРОДЮСЕР:
ВИКТОРИЯ СЛАЩУК
20, 21 и 22 сентября в МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко большая премьера. Показывают оперу «Царская невеста» — про царя, любовь, «голых» невест и отраву. Костюмы придумывала дизайнер Светлана Тегин. Редактор The Blueprint Полина Садовникова собрала ее главные референсы: от посмертного слепка головы Марфы Собакиной до древнерусских фресок и кафтана Анны Павловой.
«Каждый строит планы на жизнь и пытается верить в то, что все произойдет так, как он задумал. Но когда вступает в силу воля государства, человеческая жизнь и судьба превращается в ничто» — так режиссер-постановщик «Царской невесты» Дмитрий Белянушкин описывает идею оперы Римского-Корсакова, которой в МАМТе открывают новый театральный сезон. Действие «Царской невесты» происходит в Александровской слободе. «Городе-государстве в государстве под началом Ивана Грозного, станы которого кажутся нерушимыми и надежными, — объясняет The Blueprint художник-постановщик Александр Арефьев. По его задумке на большой сцене МАМТа возвели огромное каменное сооружение (всех секретов не раскрывают, но сделано оно из „современных легких материалов, для декораций не предназначенных“). — Образ полуразрушенной, но при этом полной жизни древнерусской крепостной башни мне показался идеальным для этого максимально драматического произведения».
Костюмы поручили дизайнеру Светлане Тегин. В конце прошлого года основательница бренда Tegin стала перебирать все возможные референсы: от сказочных иллюстраций Ивана Билибина до своих любимых «Русских сезонов». В стоп-лист попали ушанки и телогрейки, гжель и хохлома. «В поисках русского стиля для нашего спектакля, мы [с Александром Арефьевым] рассуждали о том, что же для нас исконно русское, — вспоминает Светлана Тегин. — Находили картинки в стиле а-ля рюс, помещали в макет сценической декорации и от всего отказывались. Все придумки казались нам избитыми или банальными».
Так ничего толком и не придумав, Светлана Тегин уехала на новогодние каникулы в турецкий Олимпос, прихватив с собой пачку бумаги и пастель. Там, посреди византийских развалин, у нее наконец-то сложилась подходящая концепция. «Я решила, что в нашем придуманном мире герои будут увлечены модой средневековой Византии. Декор отсылает к византийской роскоши. Струящиеся силуэты, шлейфы, покрытые головы и многослойность — к иконописи». Про многослойность стоит сказать отдельно: по словам Светланы Тегин, это — главное, что объединяет все костюмы. «Мне хотелось, чтобы читались разные фактуры тканей, чтобы между слоями был воздух и театральный свет, проходя через несколько слоев ткани, создавал ощущение глубины, которого добиваются живописцы с помощью лессировок. В образе я решила задействовать не менее трех разных по плотности тканей: бархат, органзу и хлопок или вискозу, шифон и вуалевую сетку. Отдельное внимание я уделила эффекту мерцания. Его мы создавали разными способами. Я подбирала фактуры ткани с золотой нитью, мы наклеивали стразы, расписывали ткани золотом и серебром, делали аппликацию люрексом и вышивку золотым шнуром. Хотелось, чтобы костюмы, как драгоценности, переливались светом в темных декорациях».
МАРФА СОБАКИНА
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Купеческая дочь, невеста боярина Ивана Лыкова, а потом — царя (тот выбирает ее на смотре девушек). Заболевает «неизвестной болезнью» после того, как ей в стакан подмешивают отраву. Теряет рассудок, когда узнает о казни Лыкова.
«Костюм Марфы Собакиной, главной героини, я сделала очень лаконичным по силуэту и цвету. Одела ее в креповый тяжелый шелк сложного голубого цвета — нужный оттенок мы выбирали долго. Этот цвет передает мои представления о юности, невинной свежести и чистоте. Платье — струящегося силуэта в пол, с очень длинными рукавами, которые могут служить платком и покрывать голову в церкви. Свадебный наряд Марфы Собакиной по цвету объединен со свадебной рубахой ее жениха, Лыкова. Голову венчает роскошный кокошник, расшитый жемчугом и бисером с фатой из шелка ручной работы».
Головной убор с посмертного слепка головы Марфы Собакиной, жены Ивана Грозного
Анна Павлова
ГРИГОРИЙ ГРЯЗНОЙ
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Опричник. Влюблен в Марфу, помолвленную с боярином Иваном Лыковым. Свою любовницу — Любашу — больше не любит. Просит царского лекаря Бомелия приготовить приворотное зелье — и подливает его в стакан Марфы, но приворотное зелье оказывается отравой. Сваливает вину на Лыкова.
«Опричники в нашей истории — служители и каратели. У них своя униформа: защитные кожаные жилеты и нарукавники, широкие брюки и передники, как у буддистских монахов. Их капюшоны по форме напоминают секиры. На кейпах — крестообразный орнамент. Он тут не случаен: такие же кресты мы видим на декорации в центре сцены. Эти кресты — отсылки к одеждам монахов на средневековых фресках. Такие кресты есть, например, на псковских фресках времен Ивана Грозного, выставленных в Эрмитаже. Грязной и Малюта на фоне опричников выделяются. Они одеты одинаково — в черные кейпы с воротниками
из шкуры яка».
Фреска Святой Софии Византийского Константинополя
ИВАН ЛЫКОВ
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Боярин, помолвленный с Марфой и казненный по ложному обвинению.
«Свадебная рубаха Лыкова сшита из толстого шелка цвета слоновой кости с росписью, которая имитирует вышивку серебряной нитью. В течение всей оперы мы видим, как Марфа вышивает рубаху. Подобную рубаху я углядела на выставке одежды Петра I в Эрмитаже. Подумала, что наша героиня тоже могла вдохновиться царским гардеробом и вышить своему жениху такую же. Конечно, я изменила цвета, объединив их со свадебными образом Марфы. Костюм Лыкова по цветам созвучен костюму Марфы. Они с детства — нареченная пара. Лыков носит шоколадного цвета пальто с мехом шиншиллового кролика, а еще — коричневые брюки и бархатный жилет в тон. Все ткани мягкие, гармонично спокойные в своем сочетании. Никакой агрессии и сопротивления».
БОМЕЛИЙ
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Царский лекарь. Безответно влюблен в Любашу, любовницу опричника Грязного. Мастер приворотных зелий и отрав.
«Он герой драматический, иностранец, который работает на царя. Его костюм должен был отличаться «заморским» флером. Для его образа я придумала вещи стилистически чуть более вычурные, чем у остальных героев. Брюки в полоску, лаковые туфли с перфорацией, белый обтягивающий гольф, очки, ярко-синее пальто, бордовый жилет и букашка с галстуком».
ЛЮБАША
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Любовница опричника Грязного. Мучается из-за того, что Григорий ее разлюбил. Просит Бомелия приготовить зелье, которое погубит красоту Марфы.
«В ее костюме сразу должна была читаться драма. Я решила передать ее цветом. В костюме сталкиваются глубокие и насыщенные цвета фиолетового и изумрудно-зеленого. Поль Пуаре говорил, что «платье может быть рыдающим» — таким, на мой взгляд, и получился наряд Любаши. Драпировка платья отсылает к античным складкам Фортуни, а халат из тяжелого шелкового бархата — к боярским кафтанам и восточной роскоши. Жемчужное ожерелье — символ слез. Платок, обрамленный длинным ворсом яка, указывает на принадлежность героини миру опричников. При всей драматичности образа это героиня яркая, желанная и притягательная».
ДУНЯША
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Подруга Марфы. На царских смотринах ее — в числе дюжины девушек — отбирают в претендентки на роль царской невесты. Все считают, что царь возьмет в жены именно ее (спойлер: но вы и так это уже знаете — выбрали Марфу).
«Вот кто действительно хотел стать царской невестой. В костюме Дуняши должно было читаться это намерение. Все в ее образе привлекает и манит: украшенный камнями кокошник из бархата, длинная коса, яркая помада, глубокое декольте, кафтан, платье с корсетом нежно-персикового цвета, перья. В реальности после смерти Марфы Собакиной Иван Грозный женился именно на этой претендентке».
ГОЛЫЕ НЕВЕСТЫ
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Претендентки на роль царской невесты, которых свезли на смотр в Александровскую слободу.
«Режиссер-постановщик Дмитрий Белянушкин хотел, чтобы смотр невест походил на современный конкурс красоты. При этом должен был читаться ужас всей ситуации: девушек согнали со всех концов страны на угоду царю. В опере Домна Сабурова поет о том, что с девушками беседуют, все оценивают их дорогие наряды. В реальности же оценивали не только это: девушек в том числе осматривали обнаженными».
ЦАРЬ
Кто:
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
Просто царь
«Царь ненадолго появляется в одной сцене — в длинном золотом кафтане, подбитом лисьим мехом, и золотой маске-очках, которая скрывает его лицо».
СВИТА
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
«В костюмах приближенных царя на балаклавах, пальто и жилетах мерцают золото и серебро. Рубашки — со стойками, кафтаны — с длинными рукавами. Все сшито из жесткой шерсти, бархата и меха с коротким ворсом».
НАРОД
Светлана Тегин:
Светлана Тегин:
«Костюмы для народа я решила объединить теплыми землистыми цветами — всевозможными вариациями коричневого и серого, болотно-зеленого и какао — и рыхлыми фактурами. Шерсть, текстильный трикотаж и мягкий неопрен соединяются с вязанными вручную (очень крупной вязкой) накидками, капюшонами, палантинами и шапками. На головах женщин — серые балаклавы из сетки и кожаные задрапированные кокошники с пирсингом. Из костюмов народа получилась бы небольшая вневременная фэшн-коллекция».