Свежая кровь
ФОТО:
ИЯ РАЕВА
Школа дизайна НИУ ВШЭ провела на «Винзаводе» традиционный смотр работ студентов-дизайнеров третьего курса. Проект этого года называется H.A.R.D, а тема посвящена работе с архивами и гласит «Сохрани мою вещь навсегда». Среди работ молодых дизайнеров мы отметили балетную коллекцию Анастасии Симеютиной, пекинскую Жасмин Ходжановой и ведьминскую Романа Зимогорского, а теперь знакомимся с их создателями поближе.
Анастасия Симеютина
лебеди и несбывшаяся мечта
Моя коллекция посвящена несбывшейся мечте. Я родилась в Калуге, с двух лет живу в Москве и до школы около трех лет занималась балетом в доме культуры, было очень страшно и некомфортно, занятия и выступления проходили со слезами. Но однажды нам открыли дверь гримерной со множеством мерцающих костюмов. «Когда вы станете взрослыми, наденете эти пачки», — сказала наш педагог. Сейчас мне 21, и я понимаю, что желание быть сопричастной к «сказочному миру балетных пачек» никуда не ушло.
Еще лет 15 назад я под впечатлением от первого в жизни большого балета — «Лебединое озеро» — попросила купить мне статуэтку с лебедем. Она стоит у меня на полке над кроватью среди другого фарфора и стала «опорным архивом», точкой отсчета для коллекции.
Коллекцию я шила 2 месяца — долго, потому что в ней много ручной работы. Один из главных образов — светло-желтое платье с поднятой выше головы юбкой. Я три дня прошивала на машинке каждую сборку, чтобы создать эффект жатой ткани. Сама ткань — с цветочной вышивкой, это отсылка к булавке-цветку, которой мама закалывала мне пучок. Еще вспоминая балетное прошлое, я решила сделать на голубых колготках принт в виде лент от пуантов, правда, сместив его выше колена.
Шляпка-лебедь — отсылка и к тому самому лебедю с полки — я слепила ее из скульптурного пластилина, потом сделала роспись. На вуали тоже есть вышивка с птицей. Ее же я превратила в принт, который поместила на колготки и юбку из шелкового батиста. [Объемное] платье-пачку я шила больше двух недель, в нем воплощено воспоминание о той сияющей гримерной. А вот сумку-пуанты придумала задолго до создания этой коллекции и очень ждала, когда наступит ее час.
До ВШЭ я закончила школу дизайна на Цветном бульваре. Меня вдохновляет мода рубежа ХIХ-ХХ столетий, романтизм Симон Роша, а также Molly Goddard, берлинский Madomorpho и лондонский Elena Dawson. Мне и самой хочется создавать не базовую одежду, а что-то более художественное. Так что размышляю про маленькую мастерскую-ателье, где я смогу создавать работы без ограничивающих факторов вроде постоянного выпуска коллекций. Цель — научиться захватывать внимание клиента настолько, чтобы в нем пробудился почти коллекционерский азарт. А клиентка мечты — Наталья Водянова.
Жасмин Ходжанова
улицы Пекина и ленты из кожи
Родилась я в Казахстане, но почти там не жила. Подростковые годы провела в Канаде, год проучилась в Парижской школе дизайна и маркетинга IFA. А в детстве 10 лет прожила в Китае — мама повезла меня туда, потому что выяснила, что там лучше всего лечат витилиго, которое проявилось у меня в 4 года, а потом она познакомилась с моим отчимом, так мы и остались. Собственно форму браллетта для коллекции я позаимствовала у скутера — важной части жизни китайского общества. Когда я была маленькой, то любила наблюдать за мельтешением скутеров на улицах Пекина. Мне было очень интересно, как они лавируют — в отсутствие правил схемы движения и маршруты выстраивались на основе личной адаптивности к среде и способностей к навигации. Можно сказать, что это был такой организованный хаос. Это ощущение меня и вдохновило.
Чтобы придать бралетту форму как у руля скутера, я напечатала его на 3D-принтере, а потом обмотала черными кожаными лентами. Для меня это и есть тот самый «организованный хаос» шумного Пекина.
Роман Зимогорский:
латекс, female rage и китч
Я из Санкт-Петербурга, учился в гимназии при Художественной академии Штиглица, а потом понял, что заниматься академическим рисунком и живописью не хочу, и поступил в Вышку на брендинг в индустрии моды. Обнаружил, что это совсем не мое, потому что привык делать все «ручками» (во всех диджитал-штуках я, мягко говоря, туповат). Мне повезло, что в группе у Марии Смирновой в Школе дизайна было свободное место и она согласилась меня взять. Считаю, что это одно из лучших моих решений!
Меня с детства привлекали фильмы ужасов. Особенно те, в которых главным действующим лицом и при этом злодеем оказывалась женщина, разрушающая своим образом всевозможные стереотипы. Люблю Эми Эллиот из «Исчезнувшей», Аню Тейлор Джой в «Ведьме», ведьм из триптиха о трех матерях тьмы Дарио Ардженто и, например, Панночку из советского «Вия». Возможно, я своеобразно интерпретирую эти агрессивные референсы, но для меня это все не просто психопатки, ведьмы или убийцы, а скорее воплощение того, что называется female rage. Так что в коллекции я вдохновлялся как новым проектом «Пэрл» Тая Уэста (с Мией Гот в главной роли), так и «Ведьмой любви» Анны Биллер 2016 года.
Еще я обожаю красные туфли «Мэри-Джейн», которые есть почти у всех моих любимых героинь. Отсюда в коллекции красный цвет, в который окрашены самые разные материалы: от латекса до поплина в клеточку. Каркас латексной юбки я сделал из строительного пеноплекса — это легкий материал, который при этом отлично держит форму. Еще для меня было важно показать, как изделия ведут себя и драпируются без корсетной основы, поэтому на показе одна из моделей выходила в платье без нее. А финальную точку в создании жутковатого, китчевого настроения в духе джалло-фильмов ставит принт на футболке: та самая туфелька и женские глаза.