Стиль американа захватил неделю моды в Лондоне
22 февраля завершается неделя моды в Лондоне. Хотя большинство шоу показали в Великобритании, местами казалось, будто действие происходит в США. Настя Сотник рассуждает о том, что за повод для такого трансатлантического перелета.
Неделю моды в Лондоне принято считать пространством для экспериментов. Такой имидж за ней закрепился благодаря многим факторам: нонконформизм, в авангарде которого стояли Вивьен Вествуд и Александр Маккуин, крепкая связь с британской музыкой, особенно с панк-культурой; и, конечно, Мекка всех модных экспериментаторов мира, Central Saint Martins, коллекции студентов и выпускников которого стабильно становятся самыми обсуждаемыми и мемоемкими (помните надувные штаны Хари Кришнана или платья — воздушные шары Фредрика Тьярандсена?).
На самом деле есть у британской моды и другой узнаваемый почерк, более сдержанный. Это направление больше ассоциируется с выдержанным Paul Smith или с дизайнерами — интерпретаторами стиля британской аристократии, например, Эрдемом Моралиоглу (Erdem), Грейс Уэльс Боннер (Wales Bonner) или более юным Стивеном Стоки Дэйли (S.S. Daley). Высококлассный крой, педантичность, рубашки и блузы с романтичными оборками и, конечно, цветы, будто сорванные в саду у дома, а потом перекочевавшие в принты и даже шляпы, — все в наличии. Но сейчас британской моде, похоже, стало тесно в этих рамках — и на подиумы пришла другая, заокеанская волна, которой вынесло на подиумы стиль американа.
ALEXANDER-MCQUEEN, весна-лето 2000
CONNER IVES, осень-зима 2022
Nicholas Daley, осень-зима 2022
При просмотре отдельных показов было впечатление, будто некоторые участники недели моды в Лондоне перепутали год и попытались придумать идеальный наряд для Met Gala 2021, темой которого была «Американская независимость». Тогда гости вечера истолковали ее всеми ожиданными и неожиданными способами, от ковбойского стиля до модных интерпретаций американского флага. Воздержался, пожалуй, лишь фаворит недели моды в Нью-Йорке весна—лето 2022, финалист LVMH Prize 2021 Коннер Айвз, чья муза Наталья Брайант просто надела его знаковое платье-шар, усыпанное аппликацией в виде цветов. Юный дизайнер, похоже, отыгрался в этом сезоне, правда, переместившись с показом из нью-йоркского расписания в лондонское.
Хотя шоу на неделе моды в Лондоне Айвз закрывает гештальт, образовавшийся после отмены выпускного показа Сentral Saint Martins в 2021-м (когда Коннер как раз окончил свой университет мечты), показ Hudson River School и, собственно, всю коллекцию он посвятил родной Америке. Здесь все, от Y2K-нарядов, вдохновленных стилем любимых героинь фильмов 2000-х, до образов, созданных будто для girls-next-door, а также тусовщиц-старшеклассниц, без которых до сих пор не обходится ни один американский подростковый ромком. Есть даже так называемый «образ для госпожи вице-президента» — кремовое платье из шали, которое Айвз мечтает увидеть на Камале Харрис.
Еще в коллекции Коннера есть современные cowgirls: они ходят в принтованных джинсах с заниженной талией, а вместо ковбойской шляпы повязывают платки на голове в виде бандан. С ковбойской темой вдоволь поиграл и другой участник недели моды в Лондоне, Николас Дэйли. Впрочем, в его случае это больше дань стилю великих музыкантов 1970-х (а у музыки, как известно, нет границ). В мудборде этой коллекции фотографии американца Джорджа Клинтона висят рядом со снимками Слэша — гитариста, родившегося в Британии, но прославившегося участием в американской группе Guns’N’Roses. Поэтому ковбойские шляпы, рубашки и жилеты с кожаной бахромой в коллекции сочетаются здесь с юбками в клетку и вариациями шляп-цилиндров. Дэйли действительно очень любит и музыкальную историю, и саму музыку, поэтому его показы часто превращаются в тусовки, на которых он же и стоит за диджейским пультом. Так, вслед за треками любимых исполнителей он ловко сводит и характерные элементы моды двух стран.
ALEXANDER-MCQUEEN, весна-лето 2000
Показ-событие на неделе моды в Лондоне — ожидаемо шоу лауреата прошлогоднего International Woolmark Prize Мэти Бована. Вновь безумная гипертрофированность во всем, от объемов до декоративных элементов. Бовану мало просто платьев — он делает огромные накидки-шары с кучей слоев тюля. Ему мало просто бомберов — он превращает их в пальто и платья. И да, ему мало просто принта в виде американского флага — полосы и звезды захватывают все, от джинсов до курток, разрастаются объемными шубами из мишуры и кейпами на пышной подкладке.
На этот «Циклон» (так Бован назвал свою коллекцию), который ворвался в склеп знаменитой приходской церкви St Martin-in-the-Fields на Трафальгарской площади, дизайнера вдохновили два месяца в Коннектикуте, которые он провел со своим бойфрендом. А также символы американской поп-культуры, которые из скреп нации превратились в универсальные развлечения для всех. «Их очень весело подрывать. Как и Англия, они на самом деле никому не принадлежат», — объяснял он свое увлечение журналистам накануне шоу.
matty bovan, осень-зима 2022
Ahluwalia, осень-зима 2022
matty bovan, осень-зима 2022
В этой фразе, брошенной Мэти Бованом, кажется, и есть ответ на вопрос, почему на показах в Англии так много Америки. Великобритания, а вместе с ней и все, что и кто ее наполняет, последние годы пребывает в некой уязвимости. Брекзит вроде бы был жестом независимости, но пандемия оставила серьезные шрамы на экономике и общем эмоциональном состоянии британцев после жестких локдаунов. На фоне этого мир в реальном времени следит за тем, что же станет с главным столпом, на котором держится сила британского народа, — монархией. Нерадивые Меган Маркл и принц Гарри на пару с антигероем принцем Эндрю делают все, чтобы подорвать авторитет британской короны, пока та, на чьей голове она держится последние 70 лет, борется за свое здоровье. На фоне этого почва под ногами не то что не крепчает — у особенно впечатлительных она просто-напросто уходит из-под ног. А чтобы идти дальше, развиваться, всем без исключения, от политиков до творцов, необходимо ее все же нащупать.
Кто-то из дизайнеров в итоге обретает ее в обращении к истории, кто-то в поп-культуре, а кто-то — на новой, заокеанской земле. Подпитываясь ее поп-культурой или убеждаясь, что проблемы есть не только у родной страны. Осенью 1999-го, размышляя на схожие темы в коллекции весна 2000, в финале показа, который проходил в Нью-Йорке, британец Александр Маккуин снял с себя брюки, показав всем свои трусы с принтом в виде американского флага. Сегодня дизайнеры делают хоть и не столь смелые, но не менее эффектные заявления без слов.