Спешите видеть
ТЕКСТ:
Софья Рындя
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В начале февраля Apple выпустили свою версию очков с функциями искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности. Девайс тут же стал хитом соцсетей: блогеры, готовя подробные обзоры, развлекают себя (и случайных попутчиков) в метро и ресторанах. И пока громкая новинка служит в качестве очень дорогой игрушки (в restore: начальная цена очков — 659 990 рублей), мы задумались, может ли она оказаться действительно полезна в индустрии моды. Спросили дизайнеров, ювелиров и байеров, пригодятся ли им Apple Vision Pro в разработке коллекций, маркетинге и закупках.
Иван Тенгран
основатель ювелирного бренда 10.GRAN, автор телеграм-канала «Тенгран из 10.GRAN»
Кажется, что для полного ухода в виртуальную реальность в плотном контакте с ней должно вырасти не одно поколение. Быстрее это не происходит. Помните бум на диджитал-одежду? Он был громкий, но довольно короткий. Бренды не стали дублировать отшитые коллекции в виртуальной реальности, а все девайсы (например, авторства Google) будто больше шли гикам и геймерам.
Apple, однако, выступил с адаптированной технологией — управление простое: нужны только зрачки и пальцы. Это заявка на массовость, даже несмотря на цену продукта. Вероятно, бренды внедрят девайс в работу, но начнут с маркетинговых активностей. Бренды смогут легко создавать контент, который цепляет и даже поражает. Только представьте, что с вами в комнате сидит Ирина Шейк и рассказывает про платье Mugler, которое на ней надето.
Работа над украшениями лично для меня — полностью физический процесс. Но интересно было бы внедрить в коммуникацию виртуальное пространство: например, моя голограмма рассказывает о бренде, сидя в интерьерах Людвига Мис ван дер Роэ, к архитектурному наследию которого мы с командой отсылаем [в своих работах]. Или, скажем, самостоятельно сконструировать свое модернистское пространство, куда будут встроены украшения. То есть собрать целый мир, через который транслируются идеи и ценности бренда. Также очевидна польза очков в механике онлайн-заказов: можно примерить украшение, оценить его размер. А карточка товара на сайте может развиться до больших масштабов — в очках в нее можно будет буквально «зайти», увидеть [посвященные изделию] тексты и интервью.
Максим Арнаутов
диджитал-художник, сотрудничал с Канье Уэстом
После тестирования Apple Vision Pro я сделал два вывода для себя. Первый, что есть вопрос к их автономности — два часа работы аккумулятора недостаточно для мобильного использования. Поэтому первую версию девайса я бы назвал стационарной. Второй — что Apple снова задрали планку. Это выражается в максимально комфортной посадке, качестве изображений, невероятно плавном и быстром трекинге взгляда и жестов. Взаимодействие с девайсом дает пользователю полное погружение в виртуальный мир, это действительно восхищает.
Мне кажется, мы близки к новой эре контента. Представьте, что вместо привычных нам «плоских» фото или коротких видео мы будем погружаться в объемные сцены из жизни других людей. И заметьте, не зря на iPhone есть LiDar-датчики и приложения для фотограмметрии [3D-сканирование пространств и объектов в их реальных объемах. — Прим. ред.] — Apple все продумали наперед. Так что советую блогерам оснащаться камерами [с обзором] 360° и телефонами с LiDar, скоро их будут часто использовать. И кстати, в YouTube уже давно есть поддержка панорамных видео.
Думаю, бренды будут чаще производить 3D-сканы своих товаров, чтобы их смогли рассмотреть в VR: покрутить модель перед глазами и рассмотреть каждую ниточку. Это же касается и кампейнов — рекламные кампании будут «оживать» с помощью той же фотограмметрии, а [пользователь] будет рассматривать новое платье Balenciaga на Ким со всех сторон. Хотя некоторые бренды уже делают VR-версии показов, из-за отсутствия массовости технологий и девайсов мало кто обращает на них внимание.
Что касается моих профессиональных интересов, то я подожду как минимум второй версии девайса и бóльшего количества софта. Пока что в самой концепции Apple Vision Pro слишком много маркетинга в соотношении с функционалом. Я не хочу отдавать больше $5000 за то, чтобы в дополненной реальности ставить таймер над духовкой, вешать календарь на холодильник и размещать окно плеера для просмотра фильмов. Это можно сделать и в физической реальности. Когда я пойму, что подобный девайс позволит мне решать задачи, которые нельзя решить с помощью компьютера или телефона, — тогда я задумаюсь о покупке.
Диляра Минрахманова
дизайнер, соосновательница бренда Outlaw
Думаю, что AR может упростить работу над целыми направлениями и процессами: скажем, подбор фурнитуры, нанесение принтов и вышивок, их расположение, снятие мерок, комбинаторика вещей при разработке ассортимента в коллекциях, подготовка к съемкам и так далее. Но не скажу, что я супер «за» внедрение дополненной реальности в сугубо физическое ремесло и креативный процесс. Наши глаза и руки — это мышцы, которые надо тренировать каждый день, чтобы они видели и делали то, что ты воображаешь у себя в голове. В этом и есть суть ремесла, и наша работа — не исключение. Очки с AR в пару к соцсетям станут инструментом расфокуса для и так рассеянного внимания у большинства людей. Будут не только ослаблять наше умение видеть и замечать, но и унифицировать видение каждого отдельного человека, возможно, разнообразие будет еще быстрее уничтожаться. Думаю, что и в построении одежды очки могут сыграть злую шутку.
Безусловно, виртуальные примерки в CLO|3D [программа для 3D-моделирования одежды. — Прим. ред.] это полезный инструмент, чтобы быстро показать задумку и исключить глобальные ошибки в лекалах. Вероятно, фичу даже быстро внедрят в функционал очков. Но они не смогут заменить физические примерки. Чем больше мы будем заменять физический опыт виртуальной симуляцией, тем хуже и уродливее будут сидеть на нас вещи. Думаю, ключ к эффективной интеграции такого инструмента в новую реальность — дать время для улучшения технологий.
Даже если очки приживутся, то, скорее всего, в ближайшее время повлияют на моду только в маркетинговом плане: добавятся новые форматы рекламы и постов. Кроме того, очки вполне помогут улучшить клиентский экспириенс в e-сommerce: от банального прикинуть как вещь будет сочетаться с остальным гардеробом до виртуальной примерки с возможностью посадки вещи по фигуре, как в программе CLO|3D.
Мария Смирнова
дизайнер, основательница бренда INSHADE
Дизайнерская деятельность крепко привязана к тактильности и физическому миру: постоянные переключения от мелких образцов к крупным объемам, примерка драпировок и текстур. При этом мне кажется, нашей команде было бы классно использовать Apple Vision Pro для виртуального просмотра макетов. Мы могли бы в 3D отсматривать посадку новых моделей, а не делать это в ателье. Сейчас конструктор пробно собирает изделие, дальше мы примеряем его на модель и делаем фотографии с разных ракурсов. Виртуальная примерка была бы эффективнее. Еще из возможностей применения — визуализация принтов, которые сейчас примеряют на изображения одежды в программе CLO|3D, и разработка происходит в пропорциях экрана. Очки могли бы быть полезны для примерки в реальных размерах (то есть на виртуальном человеке), чтобы точнее оценить сочетаемость паттерна и силуэта платья. Так время на разработку могло бы существенно сократиться. Особенно если несколько человек в шлемах видят одно и то же и способны вносить изменения.
Думаю, все идет к тому, что эскизная и мудбордная часть уйдет в диджитал (мы и сейчас используем Miro [онлайн-доску для совместной работы. — Прим. ред.]. С очками перед глазами всей команды был бы объемный мудборд, который бы менялся в режиме реального времени. Единственный момент про управление взглядом: у меня лично не видит один глаз, я работаю так с 18 лет. Поэтому сложно представить, как в очках будут чувствовать себя люди с несимметричным зрением.
Елизавета Комогорова
креативный директор бренда The VOW
Будто бы этой идее очков с AI (пусть даже авторства Apple) нужно дать время настояться — они войдут в жизнь точно не в ближайшие несколько сезонов. Я вижу, что дизайнеры не то чтобы активно используют искусственный интеллект для разработки коллекций, а если и применяют технологии, то в духе жидкого платья Coperni. И до сих пор в цене реальный craftsmanship (то есть ручная работа), его значимость как будто даже сильнее возросла в последнее время. Еще создатели одежды и аксессуаров часто смотрят в прошлое, обращаются к винтажным предметам. Поэтому «играть» с очками и технологиями, которые в них встроены, дизайнеры будут только в случае, если все это станет ощутимой частью нашей повседневности. И то, вспоминая пример пандемии и цифровых показов, сложно в это поверить — люди смотрели неохотно. Когда все прошло, все были рады выдохнуть и снова встречаться лично — впитывать атмосферу показа.
Я бы не внедрила очки в свою работу сейчас по тем же самым причинам. Я ценю то, что я могу сделать своими руками. Это более настоящее, «от меня», а не созданное с помощью высоких технологии. Но могу представить, как очки запустят новый круг моды на определенные категории аксессуаров, как было с часами Apple Watch или их же большими наушниками.
Юлия Бегунова
бренд-директор Peak
[Удаленная закупка коллекций] — это невозможно: все нужно смотреть вживую, трогать изделия. Мы уже «набаловались» удаленными заказами в пандемию, не хочется к этому больше возвращаться. Ничего не заменит живое общение: встречи с партнерами и вещами.
Александра Боголюбская
руководитель байинг-отдела KM20
При всей творческой прогрессивности индустрия моды очень неохотно принимает технологические новинки. До сих пор не все бренды перешли на онлайн-платформы для заказов и продолжают распечатывать лайншиты [изображения и описания предметов из коллекций. — Прим. ред.] из Excel. Конечно, локдаун взбодрил многих и расширил возможности для удаленных заказов и просмотров показов. Но после снятия ограничений все дизайнеры и байеры с радостью вернулись в Милан и Париж — в физические шоурумы. В настоящее время для себя я не вижу смысла в этом девайсе. В процессе отбора вещей в шоуруме для меня важно не только увидеть вещь и примерить ее на модели — это возможно сделать, сидя в офисе в очках, — но я также хочу потрогать материал, понять, насколько он мягкий или колючий, чтобы не ошибиться в выборе. Очки бы могли пригодиться для оперативного доступа к файлам с заказами предыдущих сезонов или таблицам с аналитикой, чтобы в моменте формирования заказа свериться с цифрами.
Впрочем, первый айфон тоже вызвал неоднозначную реакцию у людей, а теперь мы не можем представить жизнь без него. Посмотрим, смогут ли очки стать для нас такой же незаменимой вещью.