Blueprint
T

Недостижимая планка

ФОТО:
ЮЛИЯ МОРОЗОВА, ТАСС, GETTY IMAGES

Вчера в возрасте 72 лет скончался Дерк Сауэр, журналист, издатель и бизнесмен родом из Амстердама, основавший в России издательский дом Independent Media, куда входили такие журналы, как Esquire, Harper’s Bazaar, Playboy, Cosmopolitan, а также газета «Ведомости». Бывший главный редактор Harper’s Bazaar Россия и Италия Дарья Веледеева специально для The Blueprint вспоминает своего первого в жизни начальника и ментора.

Не уверена, что Дерк бы похвалил этот текст, но играть словами и смыслами всегда проще, когда на клавиатуру не капает из глаз. Только представьте — я познакомилась с Дерком Сауэром в 17 лет, когда пришла работать младшим редактором в журнал Marie Claire. Бодрый, энергичный, улыбчивый, спортивный и совсем не страшный начальник с вечно приоткрытым кабинетом, куда всегда можно было зайти поздороваться, обсудить новости и спросить совета — причем даже мне, неопытному и по факту малозначащему подростку. Ему всегда были интересны все детали редакционной жизни: над чем работаешь, какой заголовок, а что с выносом? И он всегда умудрялся даже критику вложить в форму совета — так, чтобы мы все жутко старались еще и еще, чтобы заслужить его похвалу (а уж тут Дерк никогда не скупился). А еще Сауэр не только знал всех сотрудников по именам, но и был в курсе их семейных историй.

Дальше Marie Claire перейдет в Hachette Filipacchi Shkulev, мы редакцией начнем паковать вещи для переезда в другой офис, и к нам придет Дерк с объятиями и искренним «Мне очень жаль, что вы уходите». Я еще пару лет поработаю в Marie Claire, а оттуда уйду в Vogue, со всеми его знаменитыми играми престолов. Для 22-летней меня это окажется непосильной нагрузкой — и однажды, заметив на каком-то мероприятии мои грустные глаза, Дерк отведет меня в сторонку и спросит: «А хочешь к нам обратно?». Так я стала главным редактором журнала про красоту и здоровье Top Santé, а потом и Yoga Journal — последний Дерк, как увлеченный йог, задумал как свой hobby project, который мы вырастили в большой прибыльный проект с йога-конференциями, на которые приезжал сам Б.К.С. Айенгар. При этом Дерка совершенно не смущало, что в йогу я втянулась только по пути — «ничего-ничего, как раз проследишь, чтобы было понятно и для новичков тоже». Дальше был запуск журнала Grazia, который мы решили сделать не таблоидом, а первым модным еженедельником в России, — и вот тут-то Дерк стал моим настоящим ментором. Свою журналистскую карьеру он тоже начинал с еженедельного формата, поэтому любил повторять, что если я научусь работать в этом графике, то потом смогу все. Собственно, эти слова на протяжении всех последующих лет меня и подбадривали.



Дерк Сауэр

Не думаю, что когда-то смогу испытать то, что мы чувствовали тогда, в начале 2000-х, — слоганом издательского дома Independent Media были Fun & Profit, и более точных слов для того времени и той компании придумать было сложно. И в части фана, и в части профита, и в части про независимость. Было совершенно немыслимо представить себе ситуацию, чтобы мы как-то сложно утверждали обложки или темы или выбирали героев. Так было и в Top Santé, так было и в Harper’s Bazaar — подход никогда не менялся. У нас была колоссальная свобода и полная ответственность за свой продукт, не отягощенная бесконечными согласованиями и битвами мнений. Дерк просто откуда-то знал, что мы можем, — даже когда в редакции Grazia работали совершеннейшие дети, которые каким-то чудом каждый раз умудрялись отправлять журнал в печать в пятницу вечером.



Дерк Сауэр, 2008

Помню, был какой-то год, когда мы заработали рекордное количество денег, и Дерк решил шикануть и отвезти весь менеджмент на Villa d’Este на Комо. А когда результаты не задались, мы перемещались в Подмосковье, — но грустнее никому от этого не становилось, мы даже экономили как-то с огоньком. Не знаю, как не скатиться тут в какое-то морализаторство про ценности, но поход в гости к Дерку и Элен на годовщину свадьбы (не представляю, что сейчас чувствуют Элен и сыновья) всегда был важнее возможности летать бизнес-классом или размахивать корпоративной картой, за которую так держались коллеги из конкурирующих организаций. Впрочем, когда Дерк продал компанию, все сотрудники Independent Media получили бонус. Просто потому что. Сауэр — человек такой невероятной харизмы (простите, я не могу написать «был»), что мы все жутко веселились, когда он приглашал на корпоративные тренинги лекторов, призванных прокачать наши ораторские умения, а потом во время своей речи нарушал все правила разом, — а все и дальше слушали его не отрываясь. Когда тебе выпадает удача учиться у такого лидера, тем более в самом начале своей карьеры, это и проклятие, и благословение — потому что потом до этой планки никто и никогда не дотянется. И в первую очередь ты сам, как бы ни пытался.



{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}