Blueprint
T

Знаковый показ 

ФОТО:
LAUNCHMETRICS SPOTLIGHT, GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

На показе Dior Pre-Fall 2024 в Бруклинском музее над залом будто парили в воздухе неоновые ладони, раскрытые и соприкасающиеся указательными и большими пальцами. Спортсмены приняли бы этот знак за волейбольную стойку, влюбленные — за сердечко, а люди, умеющие читать пресс-релизы, обнаружили, что это работа художницы Клэр Фонтен. Кто скрывается за этим именем и как связаны ладошки, итальянский феминизм 70-х и наш легендарный мудборд вагин, разбиралась главный редактор велнес-приложения Clatch Ольга Страховская.

16 апреля 2024 года. К зданию Бруклинского музея — одной из крупнейших американских арт-институций — съезжаются Шарлиз Терон, Аня Тейлор-Джой, Диана Крюгер и другие гости показа Dior Pre-Fall 2024. Именно сюда три года назад из Парижа привезли грандиозную выставку Christian Dior: Designer of Dreams. Это любимый нью-йоркский музей Марии Грации Кьюри — и точка на карте, куда она спешит первым делом, приехав в американскую культурную столицу. Ничего удивительного, что для своего первого нью-йоркского шоу дизайнер выбрала Бруклин. А еще это ненавязчивый намек: этим модным образам — самое место в музее, современный Dior равно современное искусство.


Dior Pre-Fall 2024

Dior pre-fall 2024

И современное искусство — по крайней мере, несколько его представителей — поддерживают эту идею двумя руками. Буквально. Шоу прошло под неоновым знаком из двух женских рук, сложенных в жест, напоминающий сердечко (оказавшееся сейчас в России под угрозой чуть ли не бана). Такие же знаки сияли неоном и на стенах зала: это — работа художницы Клэр Фонтен. Под этим именем скрывается творческий дуэт итальянки Фульвии Карнавале и британца Джеймса Торнхилла, политически заряженных концептуалистов, предпочитающих оставаться в тени придуманной ими квир-персоны Фонтен.

Dior Pre-Fall 2024

Четыре года назад Клэр Фонтен уже «украшала» сет показа Dior осень-зима 2020 набором неоновых феминистских слоганов: Consent (принцип согласия в сексе), Women’s Love Is Unpaid Labor («Любовь женщины — это неоплачиваемый труд») и Feminine Beauty Is A Ready Made («Женская красота — это редимейд»). Все эти тезисы отлично вписываются в каталог слоганов, которые Мария Грация любит цитировать и печатать на футболках Dior. Но на этот раз художники и дизайнер решили обойтись без слов — жестом.


Dior

В своей художественной практике Карнавале и Торнхилл переосмысляют уже где-то виденное и кем-то созданное. И их неоновые руки не исключение — это оммаж книге художницы, феминистки и активистки Сьюзан Санторо Towards New Expression: коллекции черно-белых изображений вульвы и женского тела. Книга, вышедшая в середине 70-х в Италии под эгидой главного местного фемактивистского движения Rivolta Femminile, была протестом против «неясной и подавленной» репрезентации женских гениталий в искусстве. И да, сложенные пальцы двух женских рук на самом деле обозначают вагину. Этот знак итальянские феминистки в свою очередь позаимствовали из тантрической традиции, чуть «пересобрав» на пальцах йони-мудру: жест, символизирующий женское начало.

Towards New Expression

60-летняя Кьюри, выросшая в Риме, возможно, даже помнит местный женский бунт 1977 года — и тихие сидячие протесты в центре города, и митинги, на которых итальянки поднимали в воздух сложенные ладони в знак несогласия с антиабортной политикой властей. И его уж точно помнит Сьюзан Санторо, активная участница этих действий — а теперь почетная гостья и коллаборатор показа Dior. По такому поводу ее работы тоже собрали и выставили в Бруклинском музее — а еще специально под показ отпечатали новый тираж книги Towards New Expression.

Феминистская демонстрация в Риме, 1977
Феминистская демонстрация в Риме, 1977

Феминистская демонстрация в Риме, 1977

«Мы изобразили руками вагину — так, чтобы ее было видно, чтобы она твердо и ясно символизировала женское, а не отсутствие мужского, в позитивном, вдохновляющем ключе», — объясняют Карнавале и Торнхилл. Все неоновые руки на показе Dior, как и все вагины на свете, как будто похожи, но на самом деле уникальны. Все они — своего рода «слепки» конечностей женщин, приложивших руку к показу: швей, кураторов, организаторов. Эти руки, поднятые вверх, — напоминание о женщинах, которые не захотели оставаться невидимыми. Как полвека назад на беспокойных улицах Рима, так и сейчас в, казалось бы, безопасном пространстве искусства и моды.

Мария Грация Кьюри

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}