Мария Грация Кьюри vs Ким Джонс
Dior весна–лето 2021 — безусловно самое обсуждаемое шоу только что начавшейся недели моды в Париже. И пока Сьюзи Менкес привычно восхищается всем, что видит, независимые критики куда более скептично высказываются о том, что им показали вчера в саду Тюильри.
Претензия первая — новая коллекция не такая уж и новая. Мария Грация в который раз показывает одни и те же силуэты. Вторая — впечатление от роскошного сет-дизайна с семиметровыми витражами-коллажами было смазано итальянским женским церковным хором. И если глобально идея живых песнопений кажется очень удачной, на практике новая коллекция Dior и музыкальное сопровождение оказались почти несовместимыми. Ну а третья — даже активистка, которая прорвалась на подиум с плакатом «Мы все — жертвы моды», выглядела настолько неестественно, что в сети появились слухи: «А не могла ли сама Кьюри срежиссировать ее появление?».
Но это, кажется, был бы слишком смелый ход для Марии Грации Кьюри, которая боится и провокаций, и экспериментов. Весь этот бесконечный ансамбль пассивного феминизма выглядит особенно печально на контрасте с коллекциями и показами Кима Джонса, возглавляющего мужскую линию Dior. Он и с мировой повесткой работает намного ярче, и спектр тем затрагивает куда более широкий, и инфлюенсеров привлекает посвежее. Сравниваем Dior Марии Грации и Кима и наглядно в этом убеждаемся.
DIOR, ВЕСНА-ЛЕТО 2021
Прошлое
Мария Грация Кьюри 25 лет работала в тандеме с Пьерпаоло Пиччоли, восемь из которых они совместно возглавляли Valentino. Кутюрная коллекция осень–зима 2016 стала последним выступлением дуэта, после которого Мария Грация отправилась в женский Dior. Сольная работа Кьюри обнажила ее слабости — дизайнер будто бы боится брать на себя ответственность за коллекции-заявления, ограничиваясь — максимум — пресловутыми лозунгами на футболках. Ким Джонс же всегда работал сольно (по крайней мере, позицию креативного директора с ним никто не делил). И еще когда Ким возглавлял мужскую линию Louis Vuitton, рисковать он не боялся — именно ему принадлежит их самая громкая коллаборация XXI века — с Supreme. Эта спайка уличной и люксовой моды запомнится как одна из самых знаковых (и, увы, безвкусных) коллабораций в индустрии. Мария Грация же не может похвастаться даже выдающимися неудачами.
LOUIS VUITTON X SUPREME, ОСЕНЬ-ЗИМА 2017
Работа с повесткой
Эра женского Dior под руководством Кьюри — эра феминизма. И Мария Грация говорит об этом почти в лоб. Да, уже почти культовая футболка We Should All Be Feminists безусловно стала коммерческим хитом, но с тем, чтобы искать новые углы и форматы, у Кьюри большие проблемы. Яркий пример — вчерашний показ весна—лето 2021, саундтреком к которому послужили песни итальянского женского церковного хора. В итоге то, что должно было олицетворять женскую свободу, равенство и сестринство, превратилось в почти комичный перформанс, который быстро превратился в интернет-мем. Джонс же с повесткой работает более глубоко. И здесь тоже за примером далеко ходить не надо — в разгар акций Black Lives Matter Ким объединился с художником Амоаком Боафо, исследующим в своих работах африканскую культуру, и выпустил с ним совместную коллекцию. Джонс, как и Кьюри, выступил с заявлением прямолинейным, но ярким, красивым и небанальным.
рианна в футболке Dior
Dior Men, весна-лето 2020
художник: Амоако Боафо
Коммерческие вещи
Здесь Кьюри надо отдать должное — почти в каждой ее коллекции есть коммерческие хиты. Но объясняется это не тем, что она создает что-то смелое и новое, а тем, что у женского Dior большая и прочная клиентская база — люди, для которых преданность марке намного важнее, чем дизайнерские эксперименты. Самыми популярными оказываются, конечно, сумки — придуманная еще Гальяно в 1999-м Saddle Bag и изобретенная самой Марией Грацией Book Tote. У Кима Джонса (пусть он и пришел в Dior существенно позже Кьюри) коммерческих хитов значительно больше — это и пиджаки с запахом, и всевозможные вариации той же Saddle в коллаборациях с разными дизайнерами, и украшения, над которыми в Dior Men трудится Юн Ан из Ambush. Даже игрушки, разработанные Джонсом совместно с художником Kaws, моментально раскупили и выставили на реселл-платформы за миллионы долларов.
Впрочем, и к Джонсу возникают вопросы, когда художник в нем проигрывает битву маркетологу. Часто, замечая успех того или иного силуэта, Ким повторяет его из сезона в сезон, лишь слега его видоизменяя. Хороший пример — как раз те пиджаки с запахом, которым Джонс остается верен вот уже девять коллекций подряд.
dior Book Tote
Kaws Dior
Dior men, весна-лето 2020
Коллаборации
Здесь Мария Грация тоже осторожничает, сотрудничая исключительно с художниками. Вернее, художницами — ведь это укрепляет феминистские позиции Кьюри. Джонс же к работе над своими коллекциями привлек сначала Юн Ан и KAWS, затем Даниэля Аршама, после — легендарного основателя Stussy Шона Стусси, и напоследок покорил сникерхедов кроссовками из коллаборации с Nike. Кроссовки, скажем честно, гениальным дизайном не отличаются, потому рассчитаны были скорее на тех, кто питает слабость к самому Dior, но в этом безусловно чувствуется почерк Джонса. Очередное столкновение люкса и спорта было обречено на денежный успех.
Dior men Pre-Fall 2020
Инфлюенсеры
Помните свадьбу Кьяры Ферраньи с итальянским рэпером Fedez? Белоснежное платье Dior, в котором блогер вышла замуж, стало более медийным, нежели Givenchy Меган Маркл. А переплюнуть герцогиню Сассекскую в наше время — выдающееся достижение. Но давайте посмотрим правде в глаза — утонченная блондинка с голубыми глазами, восседающая на всех шоу Dior в первом ряду, — достаточно устаревший типаж инфлюенсера для большого бренда по меркам 2020-го. Джонс и в этом смысле более свеж — его вещи носят молодые рэперы вроде Трэвиса Скотта и A$AP Rocky, сыновья Дэвида Бекхэма и автогонщик Льюис Хэмилтон. Конечно, вышеперечисленные мужчины вряд ли появятся на красной дорожке в расшитом бисером платье Марии Грации, но ведь и среди девушек много менее конвенциональных селебрити, чем Кьяра Ферраньи.
Кьяра Ферраньи в Dior
A$AP Rocky На показе Dior 2019 Menswear