T

Как защитить свои права, работая на фэшн-съемке

Самый простой ответ: заключать договор заранее, просить аванс и договориться о компенсации за переработки. Все это зачастую куда проще сказать, чем сделать, так что The Blueprint попросил основательниц юридического агентства Plz составить памятку для фрилансеров, занятых в съемочном процессе.

За каждой модной съемкой, будь то обложка легендарного журнала, каталог провинциальной трикотажной фабрики или цифровой лукбук уличного дизайнера-самоучки, стоит труд самых разных профессионалов, многие из которых, как правило, не связаны с заказчиком съемки трудовыми отношениями, а значит, и не защищены Трудовым кодексом. Наиболее уязвимыми оказываются начинающие специалисты, не успевшие обзавестись ни связями, ни авторитетом. Начиная карьеру в этой индустрии, важно помнить: у фотографов, визажистов, стилистов, продюсеров есть не только обязанности, но и права, разобраться в которых полезно и для чувства собственного достоинства, и для кошелька. У каждого труда на площадке своя специфика, однако некоторые вопросы касаются всех.

Так ли вам нужен договор?


Договор — это всегда лучше, чем его отсутствие. Как минимум составленный контракт помогает понять, в чем состоит суть работы, кто что делает и кто за что отвечает в случае чего. Однако в большинстве случаев составлением и подписанием договора озабочены лишь крупные заказчики, так что с большой вероятностью вам придется взять инициативу на себя. Стесняться тут нечего: предложив скрепить ваши отношения письменно, вы помимо прочего подтвердите свой серьезный подход к делу. Если с подписанием не складывается — максимально подробно обсуждайте все условия работы в письменной форме: в чатах или по почте. Не забудьте сохранить историю сообщений и заскриншотить их. Так, в случае, если заказчик откажется платить, вы сможете их предъявить суду или хотя бы возмущенной общественности в фейсбуке. Правда, нет гарантии, что судья сочтет переписку в мессенджере доказательством. Помогут доказать вашу совместную работу и все косвенные документы: промежуточные акты (приемки-передачи оказанных услуг, выполнения работ), счета на оплату, гарантийные письма, даже аудио- и видеозаписи. Договоры можно заключать в устной форме. Но если заказчик откажется платить или заплатит меньше, чем обещал, вы не сможете использовать даже переписку в почте или месседжерах. Так что договоренности на словах — самые зыбкие.

Что должно быть в договоре?


Самое важное — разделы про ваши права и обязанности. Обращайте внимание на:


1. Сроки, в которые вам нужно закончить работу.


2. Как заказчик будет контролировать ход работы — и будет ли. Обычно это нужно для длительных проектов. Возможно, вам надо будет предоставлять клиенту периодические отчеты. В этом случае будет важно уточнить, в какой именно форме: отдельным документом или, например, сообщением в мессенджере.


3. Кто будет покупать материалы, которые нужны для работы. По умолчанию их оплачивает исполнитель (подрядчик), но можете договориться по-другому.


4. Как будут выплачивать гонорар: на какой счет, в какие сроки, будет ли предоплата и в каком размере.

5. Как будет зафиксировано, что вы сдали работу, а заказчик принял и не имеет к ней претензий. В договоре это обычно называют «порядок сдачи работы», а документ, который для этого используют, — акт приемки-передачи.


6. Какие штрафы могут быть за нарушение сроков, некачественную или частично сделанную работу (и что ею считается).


7. Если по договору передаются права на результат интеллектуальной деятельности, то на что именно (например, ваши фото, видео и так далее), в каком объеме и за какую стоимость.

Какими бывают договоры?


Если вы фрилансер, то договоры, с которыми вы имеете дело, — это гражданско-правовые договоры. Даже если вы не физическое лицо, а ИП или ООО. Чаще всего фрилансеры сталкиваются с тремя категориями договоров.


Договор возмездного оказания услуг. По нему вы с заказчиком договариваетесь, что именно (какие услуги) вы должны сделать и сколько он за это заплатит. Такой тип договора подходит, например, визажистам и стилистам: они работают до съемки и на ней, и им не нужно сдавать результаты работы в каком-то осязаемом виде (фотографии, например). При этом в конце работы желательно подписывать акт приемки-передачи услуг: так вы сможете доказать, что сделали обещанное.


Договор подряда похож, но здесь вы не только выполняете работу, а обязательно сдаете ее результаты. Заказчик, в свою очередь, их принимает, подписывая акт сдачи-приемки работ, и оплачивает результат. Такие договоры обычно подписывают фотографы: они снимают и передают кадры клиенту, клиент подтверждает, что он их получил и одобрил, и оплачивает.


Лицензионный договор касается интеллектуальной собственности: того, что создали и воплотили вы (учтите, что идеи сами по себе — не интеллектуальная собственность). По нему вы разрешаете использовать что-то, созданное вами, одному лицу или нескольким. Вы можете установить разные способы, цели и пределы, в которых будет использоваться ваш продукт. Например, ограничить территорию, на которой заказчик сможет использовать ваши фотографии.

Как быть, если что-то идет не по договоренности?


Если выполняете что-то, что не было оговорено заранее, то имеете право требовать дополнительную оплату. Опирайтесь на договор: и по договору подряда, и по договору возмездного оказания услуг вы должны выполнять только то, что прописано в них.


Укажите в договоре штрафы за просрочку оплаты. Они могут быть твердыми, когда сумма штрафа — конкретная цифра, или зависеть от количества дней просрочки. Например, «1% гонорара за каждый день просрочки».


Если случилось что-то, не согласованное заранее и требующее дополнительной оплаты со стороны клиента, вопрос скорее в ваших переговорных способностях. Можно не писать в договоре на съемку, что цена является твердой и зафиксированной, а предложить формулировку, что при возникновении непредвиденных расходов стороны обсудят порядок их оплаты.


Учтите, что практика возмещения переработок в российской модной/креативной индустрии пока не сформировалась. Исключение — гонорары осветителей/гафферов и моделей. «У первых есть профсоюз и очень четкая киношная система работы, а у вторых — менеджеры, которые отстаивают права своих подопечных. Сейчас стали появляться менеджеры и у фотографов, стилистов, визажистов, но в плане условий работы как в Америке или в Европе мы еще очень далеки», — рассказывает о своем опыте работы продюсер Лиза Колосова.


Остальное зависит от того, кем вы работаете и что именно идет не так. Ниже вы найдете отдельные рекомендации для продюсеров, фотографов, стилистов, сет-дизайнеров, визажистов, стилистов по прическам и мастеров маникюра.

Продюсеры


Вы организуете съемку, а значит, значительная доля ответственности лежит на вас. Все предугадать невозможно, некоторые вещи придется решать на месте. Но несколько мер предосторожности стоит запомнить.


Обговорите возможность взять ассистента. В журналах бюджеты обычно настолько низкие, что гонорара на ассистента может не хватать. В рекламе дела обстоят получше, но и работы куда больше: «В рекламных проектах чаще всего такие большие объемы работы, что без ассистента справиться невозможно», — говорит Колосова.


Чтобы заказчик понял, что ассистент (и даже не один) действительно нужен, обратите его внимание на специфику вашей работы. Часто один человек не может физически все успеть: подписать согласие со всеми участниками съемки (а если их 30?), отследить тайминг, заказать обед, встретить тех, кто привез арендованную технику, и так далее.


Оплата работы продюсера — отдельная тема. «Он ведет проект от первой встречи с клиентом до выхода материала. И каждый из рабочих этапов может затянуться. Единственный способ не допустить этого — прописывать графики работы с каждым из участников съемочной группы. И чтобы не сильно расстраиваться из-за «сверхурочных», заранее оговаривайте тот гонорар, который, по вашим меркам, покроет возможные переработки», — советует Лиза.


Перед любой съемкой пропишите в договоре подходящую для вас и команды неустойку за отмену съемки клиентом за несколько дней. Срок зависит от того, насколько заранее вы планируете ее: за неделю, за месяц, за три рабочих дня. Это позволит перестраховаться с финансовой точки зрения и защитит, если клиент в последний момент (то есть когда у вас уже забронирована команда и студия) захочет по каким-то причинам, кроме фактического форс-мажора типа ковида, перенести съемку.


Допустим, при продуктовой съемке клиент не предоставил продукцию для съемки в согласованном объеме (либо, например, косметические средства приехали с внешними дефектами). Для этого в договоре стоит прописать, что ответственность за товарный вид и количество продукции лежит на клиенте. Заранее договоритесь, будете ли вы снимать косметику, если от клиента она приехала в поврежденном состоянии. Если это не прописать и не снять битые банки, клиент может настаивать на снижении цены договора в связи с тем, что вы не оказали часть услуг.


То же самое касается и работы с модельными агентствами. Если модель приезжает не в том состоянии/виде, о котором заранее договаривались, можно настаивать на скидке: например если были нужны естественные волосы или ногти, а модель приезжает с наращенными, и вам приходится тратить деньги на быстрое снятие маникюра.

Фотографы


Для вас важно обговорить, сколько фотографий вы сдаете, сдаете их с обработкой или без, сколько будете хранить их на носителях или в облаке и в какой срок вы их сдадите. Обязательно укажите, какие права на свою работу вы передаете клиенту (срок и способы ее использования).


Надо на берегу решить, кто будет оплачивать технику или свет, если вы взяли их в аренду. Обратите внимание, что иногда по договору именно на вас может лечь ответственность за вред, причиненный другими людьми (например, кто-то на площадке уронил арендованный фотоаппарат).


Максимально подробно пропишите условия вашей работы. Сверхурочные часы, ночные съемки или съемки с раннего утра (например, с 4 часов) должны оплачиваться отдельно. Скорее всего, у вас будет много техники с собой, так что обсудите возможность оплаты такси для себя и ваших ассистентов. Если на съемке планируют снимать бэкстейдж, скажите, что это не должно мешать вам работать (например, задерживать тайминг или физически мешать при съемке).


Договоритесь, сколько вариантов одного кадра будете снимать. И что вы не будете решать на съемке задачи, которые появляются прямо на месте. То есть вы не должны будете менять утвержденную схему света, локацию (даже выходить на улицу) или снимать фото с другим сюжетом (например, снимать клоуз-апы), если до съемки об этом речи не шло. Договор не заставляет вас отказываться от внезапной творческой задачи, которая покажется вам интересной, но защитит вас от необходимости варить на площадке кашу из топора.


Чтобы избежать переработок на стадии постпродакшена, изначально внесите в договор, сколько итераций фотографий вы сдаете, то есть сколько раундов правок может быть. Чем подробнее будет описано техническое задание, тем меньше у заказчика шансов придраться к результату. И если вы предложите подписать акт сдачи-приемки результата работы, заказчику нужно будет написать, почему именно он не может этот результат принять, — как минимум это заставит его задуматься над тем, к чему он придирается. Иногда этого хватает, чтобы результат приняли.

Стилисты


Проверяйте вещи перед тем, как их берете, если они дизайнерские или не из масс-маркета. «Отдают часто не глядя, а принимают педантичнее», — комментирует стилистка Валерия Пекарская. Как правило, эти подробности указывают прямо в гарантийном письме, но можно подписать и отдельный акт приемки-передачи. В нем стоит указать, что такая-то вещь такого-то размера передана в таком-то состоянии (верхняя пуговица пиджака висит на одной нитке, остальные пришиты как надо). Такой акт можно написать даже от руки. Важно, чтобы на нем были ФИО и подпись лица, выдающего вещи. Отдельного внимания заслуживают сами по себе гарантийные письма. В большинстве случаев материальную ответственность по ним несет не стилист, а заказчик съемки — организация, выпустившая это письмо. Хозяева вещи придут за возмещением ущерба к заказчикам, а вот уже заказчики вполне могут предъявить претензии вам. Если такая неприятность случилась, то, скорее всего, вам придется возмещать убытки — по ст. 1082 Гражданского кодекса размер этого возмещения будет ограничен суммой убытков, то есть реальной (в нашем случае закупочной) стоимости испорченной вещи (или ремонта этой вещи) и упущенной выгоды от ее реализации. Но, скорее всего, дело обойдется без упущенной выгоды — ее слишком сложно доказать в суде.


Если же вам приходится работать без гарантийных писем и доступа к шоурумам, полагаться остается только на законы, защищающие права потребителя. Вещи масс-маркета, которые вы якобы купили, а на самом деле — одолжили на съемку, можно вернуть, если вы сохранили внутренние бирки — закон говорит об этом прямо. Внешней бирки может не быть, но вещь должна быть в товарном виде, а еще у вас должен быть любой документ, который подтверждает оплату. Это может быть товарный или кассовый чек, в крайнем случае подойдет выписка по банковскому счету (если оплата безналом) и свидетельские показания. Еще можно назвать примерную дату покупки: по ней продавец может увидеть у себя в системе, что продажа действительно состоялась.

Модели


Независимо от того, работаете вы через агентство или самостоятельно, читайте договоры. Важно, для чего планируют использовать фото с вами — только в инстаграме или для рекламной кампании на билбордах — и в течение какого времени будут его использовать. В договоре должен быть прописан штраф, который потребуют с клиента, нарушившего это условие, — кроме того, ему придется удалить материалы с несогласованных носителей.


«Либо клиент может выплатить штраф и дополнительный гонорар модели за продление или расширение прав», — уточняет кастинг-директор и автор телеграм-канала о модельной индустрии «Пьер Джорджо» Илья Вершинин. «Обычно такие ситуации решаются без судебных исков и клиенты просто оплачивают расширение прав». Убедитесь, что в вашем договоре с агентством такой случай — и ваша компенсация за него — предусмотрены.


Обсуждайте степень наготы до съемки. Если вам меньше 18, вас нельзя снимать обнаженными (это попадает под статью Уголовного кодекса о детской порнографии, несмотря на то, что определения порнографии в российских законах нет).


В любом случае о степени обнажения стоит договариваться заранее. Если кто-то из команды настаивает на большем обнажении, сразу звоните своему менеджеру. Хотя в целом этот совет касается любых проблем, которые могут возникнуть между клиентом и моделью на площадке.


Вы всегда можете отказаться работать обнаженными или по этическим соображениям сотрудничать с брендами алкоголя, сигарет, сниматься в мехах. «У добросовестных агентств не может быть штрафов за такое. Но это нужно обсуждать заранее, а не когда модель пришла на площадку и внезапно решила, что сегодня она веган», — говорит Илья.


Если вам меньше 18, лучше приходить на работу в сопровождении родителя или букера. На работу с международным клиентом, особенно из A-листа (например, Prada), несовершеннолетние модели всегда летают с сопровождением, рассказывает Вершинин. С другой стороны, по его словам, почти все ключевые клиенты отказываются либо уже отказались от работы с несовершеннолетними моделями.


Изменения внешности клиент должен обговорить с агентом модели заранее. Это может быть стрижка, новый маникюр, обесцвечивание бровей. Вершинин уточняет, что если речь идет о радикальном изменении внешности (например, для рекламы средств для волос), гонорары обычно значительно выше. В таких случаях стоит договориться, что заказчик оплатит восстановление волос, бровей, ногтей, если их испортят. И компенсацию морального вреда — в идеале.


Кроме того, модель Алина Михеева советует всем своим коллегам, особенно начинающим, записывать даты, бренды и остальные детали работ, чтобы отслеживать, какие съемки уже оплатили, а какие — нет.

Сет-дизайнеры


Утвердите перед съемкой, в каком виде нужно сдавать чеки за предметы, которые вы приобрели для этой съемки. Обговорите, можно ли оплачивать эти предметы картой, подходят ли скриншоты или нужны бумажные чеки. Если придется использовать ваши собственные вещи или нужно будет их изготовить, обговорите соответствующую компенсацию.


Если вы начинающий, учтите, что большинство заказчиков договариваются о сет-дизайне под ключ. Так что озвученный гонорар должен включать и работу ваших ассистентов, и логистику, включая грузчиков и такси. Или, если вы сомневаетесь в своей способности предвидеть все затраты, договаривайтесь о гонорарах за вычетом накладных расходов.

Визажисты/hair/маникюристы


Обговорите, со сколькими людьми или образами вам придется работать и в какое время. Для коммерческих съемок имеет смысл уточнить, что именно клиент имеет в виду под натуральным макияжем, вечерним, гримом и так далее.


Часто уже на съемках просят сделать не тот макияж, о котором договаривались, или сделать прическу. Подробные описания работы в договоре подтвердят, что смена ТЗ произошла внезапно и ни к чему вас не обязывает. Если вы захотите сделать работу по новым ТЗ, попросите дополнительный гонорар и, если это технически возможно, подпишите с клиентом дополнительное соглашение с новыми требованиями к услугам/работам.


Перед началом работы с клиентом или моделью уточните, нет ли у них аллергии на определенные ингредиенты или средства. Полностью избежать вероятность аллергии нельзя (она непредсказуема), но можно ее предупредить.


Если участник съемки считает, что визажист, стилист по волосам или маникюрист навредил его коже, лицу, ногтям, волосам или причинил какой-то еще вред здоровью, он может подать в суд. Для этого нужно будет провести медицинскую экспертизу в государственном или независимом учреждении. Ее пострадавший оплачивает сам, и если суд решит, что навредил действительно мастер макияжа, прически или маникюра, возмещать стоимость экспертизы и покрывать вред здоровью будет уже он.

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}