Blueprint
T

это любовь

ФОТО:
IMAXTREE, GETTY IMAGES

Ирландка Симон Роша — шестой по счету дизайнер, которому Жан-Поль-Готье доверил поработать над кутюрной коллекцией своего бренда. На протяжении всего шоу (к слову, дебютного для Роша в рамках Недель моды Haute Couture) JPG x Simone Rocha Алена Важенина мысленно отвечала на вопрос, повисший в воздухе где-то под сводчатым потолком бального зала в стиле рококо. «‎Вы примите эту розу?» — как бы обращалась к Готье, а заодно и к нам всем Симон. Ответим за себя: «‎да, и еще раз да».

Скажем прямо, путь на неделю моды Haute Couture для Симон Роша был вымощен давно. Потомственная дизайнерка (отец Симон — ирландский дизайнер с китайскими корнями Джон Роша), окончившая Национальный колледж искусства и дизайна (там она еще металась, заняться ли ей скульптурой, освоить стеклоделие или все-таки моду) и Central Saint Martins, с детства усвоила, что ткань и силуэты — это первостепенное, а уже потом идут сказки о смыслах и вдохновении. Сочинить тонкий хлопок, похожий на бумагу, но чтобы на ощупь он был как вуаль. Или напоминающую бумагу тафту, которая бы в руках ощущалась как нейлон. С таких идей или даже вызовов самой себе Симон обычно начинает работу над новой коллекцией. Вероятно, этот подход, помноженный на желание из сезона в сезон усложнять фирменные вышивку и кружево и часто исполнять их вручную, ввел Роша в узкий круг дизайнеров, кого модные критики готовы ласкать безусловно. По крайней мере, именно это в Симон зацепило Готье, который, по словам общавшихся с ним журналистов, не скромничал в комплиментах ирландке и описывал ее работы как уже готовый кутюр. Едва ли он пожалел о своих словах сегодня, когда смотрел линию JPG x Simone Rocha. 

The first look

Свои показы Готье, как правило, открывал образом, не оставлявшим никаких сомнений в мастерстве портного. Для Роша таким начальным аккордом стало платье из серебряной и золотой органзы с вкраплением металлической нити, вручную расписанными мотивами-татуировками (да, показ Les Tatouages сезона весна-лето 1994 — один из ее любимых у Готье) и панье, сразу обозначившим неофициальную тему показа (а на самом деле красную нить всего творчества Симон) — Викторианство.


Выход, впрочем, оказался, скорее, тизером того разбега, который Роша взяла по части кутюра, завладев мощностями дома Готье («У них есть даже специалисты по шлейфу!») Дальше мы увидим искусную работу, например, с техникой pincé (внимание на платье из черной тафты, которое заросло тысячей хрупких стебельков, увенчанных мелкими цветками, — на самом деле это скрученные перья), а также с кружевом. Например, серебряное платье, выполненное из старинного ирландского кружева, сначала было покрыто смолой, а затем дважды опущено в расплавленный металл — так, что получились доспехи. Ну, или панцирь: раскрывается наподобие ракушки и потом защелкивается обратно уже на модели. Не исключено, что при работе над вещью Роша думала о знаменитой упаковке парфюма Готье — хрупкий силуэт, заключенный в алюминиевую банку.


Детство 

К слову, духи в алюминиевой банке — одна из первых вещей, которую еще совсем юная Роша, подрабатывающая у папы в ателье, ассоциировала с Готье, наравне с конусообразным бра и пудрово-розовым атласом. Две последних темы в коллекции тоже отработаны как следует. От конусов Симон взяла идею акцента на груди: тут в ход пошли и принт-татуировка, и фирменное для Роша бра из камней, выложенных поверх платья, и даже острые шипы (осторожно, не обнимать). Из пудрового атласа выполнены многослойные корсеты (кажется, что на модели надето сразу три) с болтающимися подвязками — кстати, ровно такой Жан-Поль вывел на подиум во время своего прощального шоу в 2020 году.

О детстве Готье здесь тоже невольно вспоминаешь: маленький Жан-Поль всегда мечтал о кукле, только вот родители настаивали, что не мальчишеское это увлечение. Так что наряжать в свои первые кутюрные творения Готье приходилось плюшевого медведя Нану. Копию этой игрушки, одетую в конусообразный лиф из газеты (именно такой Жан-Поль сделал в 7 лет), Роша чуть раньше показала на выставке Echo в Антверпене. А теперь как будто закрывает гештальт дизайнера уже по части кукол, даря ему целую коллекцию. Здесь есть и феи драже, и готические принцессы (Роша, как мы помним, уважает сказки и мифы), и морячки, чьи тельняшки украшены атласными бантиками, фирменной приметой Симон, и вообще кто захочешь.


розы

Одна из визитных карточек Симон, цветы всех форматов — скрученные из ткани, выложенные из камней, вышитые или вырезанные — тоже нашла место в коллекции, причем весьма деликатно. Часто эти цветы как бы прячутся за слоями тюля или почти сливаются с вещью, как в случае кремового корсета, переходящего в панье. А иногда сливаются и с самой моделью — например, расцветают у нее на руках вместо вечерних перчаток, которые Готье всегда обожал. Полагаем, это уже задумка верного стилиста Роша, Робби Спенсер, которая сопровождала дизайнера на всех этапах подготовки коллекции.

Главным же цветком и вместе с тем главным аксессуаром показа стала серебряная роза, которую некоторые модели несли в руках. Наравне с шипами на груди и в ушах, она напоминала нам о розах, которые Готье дарил своим моделям за кулисами после показа. Теперь принять цветок Роша просит его самого.

Танец 

Бальный зал в качестве места проведения показа, очевидно, был выбран Симон неспроста. Одни из самых любимых работ Симон у Готье — те, что дизайнер разработал для танцовщицы и хореографа Режин Шопино для документального фильма Le Défilé (1985). И хотя Роша заверяла, что копий жан-полевских вещей у нее в коллекции не будет, одна все-таки нашлась: тот самый образ-серебряная ракушка практически цитирует образы, созданные Готье для Режин.


Прошлась Симон и по балетной теме, которую Готье не раз поднимал в собственных коллекциях, например, в кутюрной Fall 2011, где мы увидели его интерпретацию черного лебедя. Помимо очевидных пачек, на это намекают и туфли в балетном духе, которые на показе часто скрывались под подолом. На пуанты, как мы помним, Готье с удовольствием ставил и мужчин — в том числе как это было на его заключительном кутюрном шоу. 

волосы

Еще по первым образам из коллекции, которые мы видели в качестве тизера к показу, стало понятно, что одно из центральных мест в ней займут искусственные волосы. Завязанные в бант и закрученные в рогалики, пряди выступили в качестве сережек, заколок для волос и декора обуви. Очевидно, таким образом Роша поддержала свою любимую тему викторианства: проститутки того времени продавали свои пряди как сувениры. Есть основания полагать, что к этому историческому факту обращался в свое время и Готье. Так, например, искусственные пряди стали лейтмотивом его кутюрной коллекции Fall 2001, некоторые образы из которой журналисты описывали так: это дальневосточные куртизанки.  

любовь

Слово, которое Роша чаще всего использовала при описании коллекции — это «любовь». Любовь к процессу создания вещей, любовь к ателье, одежде, «обмену и симбиозу», который вышел у ее бренда и дома Готье. Эта тема раскрывается лучше, если знать, что коллекцию JPG x Simone Rocha Симон задумала как центральную часть своего триптиха под названием «Свадьба». По краям — ее линии SS24 и FW24 (ее она представит в феврале на Неделе моды в Лондоне). И тогда белоснежные пачки балерин превращаются в платья невест (и да, иногда невеста принимает облик то ли Мадонны, то ли Бритни — когда на лифе ее платья появляются бдсм-ремни, которые обожал Готье). А розы в руках моделей — в скромный, но изящный подвенечный букет. И в таком случае нам снова хочется сказать Симон: «да». Это любовь.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}