Фаррелл Уильямс
Louis Vuitton, весна-лето 2024
Louis Vuitton
дебют Фаррелла Уильямса в Louis Vuitton
Культ личности
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В первый же день недели мужской моды в Париже весна-лето 2024 состоялся самый ожидаемый показ сезона — дебют Фаррелла Уильямса как креативного директора мужской линии Louis Vuitton. Настя Сотник насладилась отличным шоу, но не модным показом — и вот почему.
Кто такой идеальный креативный директор сегодня? Это дизайнер? Стилист? Инфлюенсер? Новатор? Менеджер? Капитан команды? Лояльный наемный сотрудник? Самобытный художник? Прилежный отличник? Хулиган? Фигура с именем в индустрии или неожиданно открытый талант, который растет на глазах? Ответ индустрия ищет уже несколько лет — и, судя по последним кадровым перестановкам как в глобальных, так и в нишевых брендах, не очень может определиться.
![](/upload/28059/vms/d74db2dc4463381b5bc82baa7dcb63f4.gif)
![](/upload/28059/vms/cceae782c631b78ea8d334fcfd066998.gif)
Конгломерат LVMH ищет правильный ответ, пожалуй, даже активнее других. Для него задача еще и со звездочкой — не упасть ниже рыночной стоимости, которая в 2023 году составила 500 миллиардов долларов, а еще лучше вырасти в ней. И учитывая, что Louis Vuitton — бренд, с которого, по сути, началась история корпорации, вопрос, кто идеальный креативный директор его мужской линии, стоит особенно остро.
В разное время дом отвечал на него по-разному. Работал и с настоящими художниками, и с ремесленниками, и с дизайнерами, тонко чувствующими коммерческую жилу. В каждом случае были свои нюансы, пока в 2018 году все запросы, казалось, не сошлись в одной личности — Верджила Абло. И после его смерти перед домом встал еще более сложный вопрос, можно ли найти идеального креативного директора дважды? Попыткой ответа на него стало назначение Фаррелла Уильямса.
![](/upload/28059/vms/4220be9e961ffa9c7208e03f1b40abaa.gif)
![](/upload/28059/vms/b0a966eada9c0dd919bbf236222419ca.gif)
Музыкант, икона стиля, лидер сообщества, предприниматель, продюсер и даже отельер. Обладатель целой палитры талантов, в показе Louis Vuitton он, кажется, продемонстрировал все. Фаррелл-продюсер придумал шоу на мосту Пон Неф, с живым оркестром и баптистским хором, с мировыми звездами в первом ряду, от героини первой кампании Фаррелла для Louis Vuitton Рианны до сбежавших на вечер с мирового тура Renaissance Бейонсе и Джей-Зи. Шоу задержали почти на час, но, похоже, для всех присутствовавших оно того стоило — в финале аплодировали стоя. Фаррелл-музыкант создал саундтрек из трех композиций: Peace Be Still by Pharrell Williams feat. Lang Lang; Chains & Whips by Clipse; и JOY (Unspeakable) by Voices of Fire feat. Pharrell Williams. Уникального по энергетике и звучанию Фаррела-исполнителя все услышали на вечеринке после шоу, когда Уильямс устроил концерт вместе с Джей-Зи. Фаррелл-лидер вывел всю дизайн-команду на подиум после своего поклона. Но какого мы увидели дизайнера?
Накануне шоу Уильямс анонсировал коллекцию курткой с надписями pupil и king, объясняя, что чувствует себя и учеником, и королем в Louis Vuitton одновременно. Он еще раз напомнил о своих ощущениях с помощью короткометражного фильма Pupil King Тодда Турсо с участием комика Джеррода Кармайкла и художника Генри Тейлора, который мы увидели прямо перед шоу. Но, кажется, ученика-Фаррелла в коллекции больше, чем короля. Как по учебнику, он прошелся по истории дома и нашел точки соприкосновения с ней. Вернул исторический логотип Marque L. Vuitton Déposée, которым украсил и джинсовки, и сумки. Поработал с фирменной, старинной (шутка ли, ее историю ведут с 1888-го года) шашечкой Damier, поиграв с цветами — синим, красным, бордовым, изумрудным, горчичным — и фактурами: шашечку перенесли и на костюмы и комбинезоны из денима, и на кожаные брюки и бомберы, и на пальто. Не забыл про коммерцию и сделал новую версию культовой сумки Speedy разных цветов: красную, синюю, желтую, зеленую — и ее уже хотят все.
![](/upload/28059/vms/79ba9be4d72533d9f4f9c019355e7d75_small.jpg)
Сделал обувь-мем в виде тапок-лап из овечьей шерсти. И обувь-восторг в виде мужских Мэри-Джейн из телячьей кожи. С помощью «отельных» слиперов напомнил, что создал один из лучших отелей в мире The Goodtime Hotel в Майами. Посотрудничал с художником, продолжив арт-направление Louis Vuitton, заданное еще Марком Джейкобсом — соавтором Фаррелла стал все тот же Генри Тейлор: эмблемы его вселенной (от героев черного сообщества до символов борьбы за права темнокожих) стали вышивками на вещах и аксессуарах. Фаррелл даже успел заскочить в глобальный тренд на геймификацию в моде: у той самой шашки Damier теперь есть «пиксельная» версия Atari Damier, созданная американским современным художником ET Artist, который в своих работах размышляет над связью технологий и искусства.
![](/upload/28059/vms/5fead84f6c9a216264ac0dd972f8c5b9.gif)
![](/upload/28059/vms/ac34629d4864dd31b194332ce051b781.gif)
Но увидели ли мы в коллекции видение Фаррелла-дизайнера? Скорее, отражение его собственного стиля. И этот королевский на первый взгляд ход — выставить себя на первый план — на самом деле выглядит ученически. Фирменные университетские бомберы как воспоминание о собственной студенческой жизни. «Подстреленные» пиджаки с такими же шортами — из костюмной ткани или денима. Нарочито-рэперские total-луки в принтах The Louis Vuitton Lovers Presents, много золота и кристаллы-кристаллы-кристаллы. Такой «новый взгляд на уличную моду», эдакий дэнди-стритвир Фаррелл Уильямс на самом деле транслирует очень давно — и в личном гардеробе, и в коллаборациях с брендами, от adidas до Chanel, и в собственных проектах, как Billionaire Boys Club. Не спасает даже попытка упаковать все это в нарратив про связь с Louis Vuitton — через символ солнца как источника радости и наслаждения собой, через придуманное сообщество LVers, через путь в Париж как историю саморазвития — она даже кажется вымученной, надуманной, созданной лишь для того, чтобы оправдать такой культ Фаррелла в коллекции и без него культового дома.
Отдельно стоит отметить обилие милитари, которое Фаррелл тоже очень любит носить. Стиля, у которого большая история в моде и очень спорная репутация прямо сейчас. Спорным милитари показалось и на показе Louis Vuitton, особенно учитывая его количество — 21 образ! Шоу открылось буквально парадом камуфляжного принта — перфорированного, пиксельного, размытого — но более чем узнаваемого на всех вещах, от резиновых сапог из первого образа до кожаных курток, костюмов и сумок, появившихся на мосту следом. В клатчах узнавались армейские фляги, а в отдельных сумках сложно было не разглядеть кобуру. Слишком много для ненавязчивого признания Фаррелла в большой любви к милитари-принту. Слишком мало для высказывания против войны или за демилитаризацию военной формы. Тем более, что никакого обоснования этому параду мы не получили: Уильямс объясняет, что перед нами не камуфляж, а «damoflage», шашка Damier, скрещенная с камуфляжем. «Используемый в аксессуарах, рабочей одежде, джинсах цвета индиго, пижамных силуэтах, вещах из трикотажа и меха, а также в жаккардовых предметах, узор трех основных оттенков [зеленого, серого, коричневого] трансформирует символ Louis Vuitton, клетку Damier в часть лексикона личного стиля Фаррелла Уильямса», — объясняет нам пресс-релиз.
![](/upload/28059/vms/4dea7ec919dabd758d1d7be6133429a6_small.jpg)
Бэкстейдж показа
Больше года назад, в марте 2022-го по следам обращения подписчицы модный критик Ванесса Фридман задалась на страницах New York Times вопросом: можно ли носить милитари сегодня? И корректно ли дизайнерам работать с подобной эстетикой, когда в мире идет война? Обратившись к дизайнерам, от Оливье Рустена она услышала, что всегда важно помнить о творческой свободе. «Нет, — ответил критику Дрис ван Нотен. — Для меня это единственный ответ. ОК, мы можем играть с военной символикой, но все это отходит на второй план, когда в мире происходит то, что сейчас». Что думает о происходящем Фаррелл Уильямс, можно только предполагать, но судя по показу, о себе в бренде он думает больше, чем о бренде в мировом контексте. И это мышление не столько идеального креативного директора, сколько настоящей суперзвезды