Акции
вместо
сумок
%
%
Все знают, что на туфли, сумки и украшения можно потратить состояние, но не все догадываются, что на них можно заработать. И нет, речь не идет о «сумках-вложениях» или уникальных украшениях, которые потом вырастут в цене. Речь об акциях компаний, которые все это производят. Акции большинства компаний, владеющих легендарными luxury-брендами — такими как Louis Vuitton, Gucci, Hermès и Tiffany & Co., — торгуются на мировых биржах. А их стоимость за два десятилетия выросла в несколько раз, превратив владельца LVMH француза Бернара Арно и его земляка, акционера компании Kering Франсуа-Анри Пино в одних из самых богатых людей в мире. И приобщиться к этому всему теоретически может любой желающий.
Почему luxury-компании становятся публичными?
Зачем компании размещают акции на бирже? Во-первых, потому что им необходимо привлечь инвестиции на развитие. Во-вторых, их владельцы могут быть готовы расстаться с частью бизнеса, так как им нужны деньги на личные расходы и/или другие проекты. Обычно при выходе на биржу можно получить премию по сравнению с частным размещением, когда акции распространяются по закрытой подписке среди ограниченного круга инвесторов. Кроме того, акции публичной компании могут быть использованы для поглощения конкурента или в качестве залога для финансирования. К примеру, сделка по слиянию итальянского производителя и дистрибьютора модных очков Luxottica и французского производителя линз Essilor происходит на безденежной основе — путем обмена акциями, а холдинг LVMH недавно использовал принадлежавшие ему акции Hermès для консолидации активов Dior. В свою очередь, инвесторы, купившие акции публичной компании, могут зарабатывать на росте их котировок (если, конечно, бизнес компании растет), а также получать доходы в виде дивидендов и/или участия в программе выкупа акций.
Luxury-концерны не остались в стороне от общего тренда: большинство из них являются публичными. Рыночная оценка топ-15 компаний по размеру капитализации превышает $470 млрд. Наиболее популярные среди люксовых компаний биржи находятся в мировых столицах моды — Париже, Милане, Нью-Йорке и Лондоне, производители дорогих часов предпочитают Швейцарию. Самые дорогие компании в секторе — LVMH, Kering, Hermès, Richemont и Swatch, их акции наиболее ликвидны. Успех лидеров вдохновляет: в ближайшие годы мы можем увидеть новые IPO — например, о таких планах заявлял Swarovski, также на рынке ходят слухи о размещении акций бренда Valentino и онлайн-платформы Farfetch.
млрд.
рыночная оценка топ-15 компаний по размеру капитализации
$470
Впрочем, у листинга на бирже есть и свои минусы — в частности, необходимость раскрывать владельцев и готовить ежеквартальную финансовую отчетность. Кроме того, публичной компании может угрожать недружественное поглощение (тот же LVMH получил акции Hermès, скупая их на рынке для получения контроля над компанией, но потом от этих планов пришлось отказаться). Поэтому некоторые производители модной одежды предпочитают оставаться частными, например, Chanel и Dolce & Gabbana. Владельцы последней — дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана — ранее поясняли, что непубличность компании позволяет им сосредоточиться на творчестве и не зависеть от настроений рынка. Так что инвестировать в такие бренды не получится.
Сколько денег зарабатывает индустрия люкса?
Масштаб luxury-бизнеса воистину поражает: по предварительным оценкам консалтинговой компании Bain, в 2017 году индустрия заработала почти $1,2 трлн., из них $262 млрд (22,5 %) пришлось на долю персональных люксовых товаров (те самые туфли, сумки и пр.). Последняя цифра больше того, что вместе заработали в прошлом году две крупнейшие компании России — «Газпром» и «Роснефть».
Золотым периодом для luxury-корпораций стали 2000-е годы: развитие сетей собственных магазинов вкупе с расширением ассортимента и выходом на зарубежные рынки позволила им наращивать бизнес высокими темпами. Теперь luxury-конгломераты работают по всему миру — от Китая до Америки, а купить что-нибудь Gucci или Hermès может любой представитель среднего класса. Для тех, кому денег на сумку стоимостью в несколько тысяч евро пока не хватает, есть шарфики, ремни, духи и другие милые сердцу товары, помогающие почувствовать себя причастным к миру дорогой моды. За последние 20 лет продажи персональных luxury-товаров увеличились в 2,7 раза, говорится в отчете Bain. А инвестиционный банк Citi отмечает, что продажи публичных luxury-компаний в XXI веке падали всего один раз — после известного краха на международных финансовых рынках 2008 года — и в ближайшие годы рост продолжится.
достигла валовая маржа luxury-сектора в 2017 году
66 %
Для сравнения, у Apple этот показатель составляет около 38 %
Кроме того, luxury — очень доходный бизнес: по оценке аналитиков, валовая маржа сектора (прибыльность после вычета переменных издержек на производство продукции) в 2017 году достигла 66 %. Для сравнения, у американского гиганта ретейл-индустрии Walmart этот показатель составляет менее 25 %, а у продавца iPhone — компании Apple — около 38 %. Кроме того, у компаний люксового сегмента, как правило, крепкие балансы: примерно у половины из них кеш на балансе превышает суммарный размер долга. По данным Deutsche Bank, суммарный чистый кеш на балансе публичных компаний сектора превышает $13 млрд. Это позволит им пережить трудные времена, если таковые настанут, а также поможет расти за счет покупки активов.
Лидеры luxury-индустрии по рыночной капитализации
Richemont
В холдинг, в частности, входят марки украшений Cartier и Van Cleef & Arpels, производители аксессуаров Montblanc и Dunhill, часовые бренды Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, Baume & Mercier, IWC, Piaget и др. Также Richemont принадлежат производители одежды Chloé и Azzedine Alaïa и сумок Lancel. Основной владелец группы — южноафриканский миллиардер Йоханн Руперт (номер три в африканском списке Forbes).
Hermès
Производитель легендарных сумок Kelly и Birkin, а также изделий из кожи и платков. Контрольный пакет акций принадлежит трастовому фонду, действующему в интересах семьи Эрмес (Forbes считает, что член семьи Николя Пюэш входит в топ-25 богатейших жителей Франции). Компанию пытался поглотить Бернар Арно, который скупил 23 % акций Hermès на бирже, но семье удалось отстоять независимость компании.
LVMH
Концерн объединяет такие известные модные дома, как Louis Vuitton, Christian Dior, Fendi, Céline, Emilio Pucci, Givenchy, Loro Piana, Kenzo и ряд других. В холдинг также входят премиальные ювелирные марки — Сhaumet, TAG Heuer, Bvlgari, Hublot и др., производители всемирно известного шампанского Ruinart, Dom Pérignon, Krug, Moët & Chandon, Veuve Clicquot, коньяка Hennessy и виски Glenmorangie, парфюмерные бренды Guerlain и Acqua di Parma, производитель чемоданов Rimowa и сеть отелей Cheval Blanc. Это далеко не полный список активов империи француза Бернара Арно, который входит в топ-5 богатейших людей мира по версии журнала Forbes
Swatch
Kering
Еще одна швейцарская компания в нашем списке — холдинг Swatch, и пусть вас не вводит в заблуждение название. Swatch принадлежит не только одноименная марка бюджетных часов, прославившаяся креативным дизайном, но и тяжелый люкс — Breguet, Harry Winston, Blancpain и Omega. Холдинг также производит такие известные часы, как Longines, Rado и Tissot, и поставляет механизмы и комплектующие часовым компаниям по всему миру. На долю Swatch приходится примерно четверть мирового производства часов. Семья основателя группы Николаса Хайека по-прежнему остается у руля Swatch, однако 95 % акций обращается на бирже (Swatch Group принадлежит 4,5 % акций, семье — около 1,6 %).
Модная империя другого известного француза — Франсуа-Анри Пино (номер 30 в рейтинге Forbes 2018). Самый известный бренд в составе группы — итальянский Gucci, также Kering принадлежат марки Alexander McQueen, Balenciaga, Bottega Veneta, Brioni и др. Ювелирная индустрия представлена, в частности, компаниями Boucheron и Girard-Perregaux.
А инвесторы зарабатывают на luxury-ациях?
Как известно, заработать, купив сумку или кольцо, крайне сложно — большинство luxury-предметов теряют заметную часть своей стоимости, как только вы покидаете магазин. Исключение составляют уникальные предметы из редких коллекций, но их стоимость довольно высока, а ликвидность такого актива все равно низкая — может пройти несколько месяцев, пока вы найдете покупателя на ту цену, которая вас устраивает.
Акции люксовых компаний — ликвидный инструмент, их можно купить или продать в любой момент в часы работы биржи. Кроме того, входная планка здесь невысокая: например, одна акция LVMH стоит 282 евро, а Tiffany & Co. — всего $99 (на 13.04.2018). Однако нужно быть готовым к высокой волатильности и придерживаться долгосрочной стратегии инвестирования.
раз выросли акции Hermès в период с 2000 года
в
10,7
В период с 2000 года по настоящий момент года большинство акций luxury-компаний показали динамику лучше рынка (см. график «Динамика акций luxury компаний с 2000 г.», USD, по данным на 13.04.2018). Меньше всех за этот период выросли бумаги Kering — в 1,8 раза, компания несколько лет испытывала сложности с управлением, и это отразилось на ее котировках, но потом справилась с кризисом, сменив менеджмент и приняв новую стратегию, ориентированную на миллениалов, и теперь ее продажи и котировки акций бьют рекорды. Больше всех за указанный период выросли акции Hermès — в 10,7 раза, спрос на легендарные сумки Birkin и Kelly не падает даже в худшие времена. Для сравнения, американский индекс S&P с 2000 года вырос в 1,9 раза, а британский индекс FTSE — упал на 9 %. Многие люксовые компании стали публичными позднее 2000 года, и для них имеет смысл говорить о динамике с момента размещения. Единственным негативным примером из топ-15 списка является итальянская Prada — ее акции только сейчас вернулись к уровням IPO после нескольких лет падения. Остальные бумаги в хорошем плюсе, а лучший результат у Burberry, которая с момента размещения в 2002 году подорожала в 6,9 раза.
в следующие
в мире появятся 503 млн новых домохозяйств, принадлежащих богатым и верхушке среднего класса,
10
лет
а значит, число людей, которые захотят купить эксклюзивные товары, будет увеличиваться
Как известно, прошлые успехи не гарантируют будущих доходов. Однако аналитики сходятся во мнении, что у luxury-компаний по-прежнему хороший потенциал. Благосостояние жителей развивающихся стран продолжит расти, а значит, число людей, которые захотят купить эксклюзивные товары, будет увеличиваться. По расчетам McKinsey, в следующие 10 лет в мире появятся 503 млн новых домохозяйств, принадлежащих богатым и верхушке среднего класса (upper и upper-middle class), главный источник роста — Китай (141 млн домохозяйств) и Индия (120 млн). Deutsche Bank отмечает, что в luxury-сегменте крайне высокий входной барьер, а потому у производителей товаров люкс гораздо больше возможностей защищать свои прибыли, в отличие от компаний массового сектора, которым приходится все время демпинговать в погоне за вниманием клиента. По этой же причине интернет является для люксовых товаров скорее возможностью, чем угрозой.
Тем не менее инвесторам стоит следить за стратегиями конкретных компаний: если раньше бурный рост на развивающихся рынках помогал всем игрокам, то теперь побеждает сильнейший. По итогам последних двух лет компании четко разделились на лидеров — LVMH, Kering, Moncler (вовремя перестроивших свои стратегии на интернет и миллениалов) и отстающих (Prada, Salvatore Ferragamo и Tod’s). Сможет ли вторая группа ликвидировать разрыв — главная интрига следующего года, считает Deutsche Bank. Кроме того, в секторе должно увеличиться количество M&A (слияний и поглощений) — ведь крупным компаниям часто легче выживать на конкурентном рынке. Аналитики Citi полагают, что одним из привлекательных объектов для покупки является Tiffany & Co. Так что, выбирая программный бриллиант, подумайте, не вложиться ли заодно в акции его создателей.
%