Blueprint
T

Не чаю выпить чаю

ФОТО:
ТАТЬЯНА ПОНОМАРЕВА,
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Миланской недели моды люксовым брендам мало, на неделе дизайна в Милане они тоже стараются заявить о себе погромче — хоть и не всегда привозят с собой фирменные мебель, текстиль и посуду. Prada и Miu Miu, например, обошлись лекциями и дискуссиями, а Gucci соорудили выставку о (неожиданно) бамбуке. Чайник Loewe, напоминающий матку, новая линия Louis Vuitton для дома и парящий диван Saint Laurent — собрали все, что сделали большие модные дома для недели дизайна 2025. 

Loewe

и чайники

Loewe показал проект Teapots, посвященный чайникам всех мастей: довольно символично, будто бы Джонатан Андерсон — а именно с его подачи модный дом начал участвовать в Неделе дизайна 10 лет назад, — решил отметить свой уход с поста креативного директора масштабным чаепитием. Возможным оно стало благодаря 25 художникам, дизайнерам и архитекторам со всего мира — это их чайники-произведения искусства заполнили нижний этаж исторического дворца Палаццо Читтерио; здесь Loewe стабильно выставляется в рамках Недели дизайна уже несколько лет.


Разнообразие чайников — великое: от довольно практичных на первый взгляд экземпляров до авангардных настолько, что чайник не угадывается в них даже после подсказки. Среди наиболее простых для толкования, например, работа японца Акио Ниисато: благодаря неполной перфорации белоснежный сосуд превращается в звездную карту, стоит только его подсветить. Или чайник испанки Лайи Аркерос Кларамун, представляющий собой стоящих спина к спине женщин; сюда, как водится, заложен феминистский посыл — если приглядеться, в чайнике угадывается символичная матка, а заваривать в ней предлагается не что иное, как лекарственные растения, связанные с гинекологией. В числе более экспериментальных работ, скажем, фиолетовый керамический артефакт, в котором испанка Патриция Уркиола попыталась передать характер белки и изгиб ее хвоста. А также зеленый, призванный внушать спокойствие параллелепипед китайского архитектора Ван Шу и монументальный «ведьминский котел» немки Розмари Трокель.


В дополнение Loewe выставили приятные кухонные мелочи — вроде подставок под стаканы из искусно сплетенной кожи или чехлов для чайников в виде ежей и уток, вручную связанных крючком мастерами дома. 

Louis Vuitton

и дом у воды 

Louis Vuitton выступили в лучших традициях Фаррелла Уильямса (неспроста ему посвятили один из представленных объектов, пинбол) — то есть не мелочились и показали все, везде и сразу, от мебели и светильников до ковров, проигрывателей пластинок (из мягкой, как масло, кожи — подчеркивают свидетели) и собственно игровых автоматов. Во время недели дизайна все это разместилось в величественных неоклассических залах палаццо Сербеллони, а теперь переезжает в отремонтированный флагман бренда на виа Монтенаполеоне. Миланский магазин стал первым в мире, где Louis Vuitton представил новую, созданную в этом году линию Home Collections: в ее рамках к давно известной линейке Objets Nomades присоединились коллекции Signature (мебель и свет), Decoration (декор и текстиль), Tableware (все для кухни) и Exceptional Gaming (все для развлечений).

На первую коллекцию бренд во многом вдохновил итальянский художник-футурист Фортунато Деперо: в частности, его цветочные и морские мотивы, изначально позаимствованные из итальянского фольклора, послужили декором для ковров, шерстяных и кашемировых пледов, а также столовых приборов. Еще одной отправной точкой, в том числе для текстильной линии, стали работы французской модернистски, архитектора Шарлотты Перриан. В качестве вау-бонуса Louis Vuitton выстроили во дворе палаццо Сербеллони точную копию ее «Дома у воды», проекта 1934 года, который LV однажды уже воссоздавал, в 2013 году.


Работала над Home Collections целая плеяда именитых дизайнеров. Например, Патрик Жуэн, который создал обтянутое кожей кресло с золотым замком, как на знаменитых сундуках LV, или Альберто Бьяджетти и Лаура Бальдассари из Atelier Biagetti, которые сделали из кожи лампу. В числе новых для дома имен — Кристиан Мохадед, показавший целую серию мебели с ремешками, напоминающими пряжки сумок, а также пестрые вазы и декоративные тарелки, навеянные в том числе его родной Аргентиной.

Saint Laurent

и неизданные архивы

С посвящением Шарлотте Перриан выступила и команда под руководством Энтони Ваккарелло. С Saint Laurent у соратницы Ле Корбюзье, которая прославилась в том числе как адепт натуральных материалов, общего чуть больше, чем с Louis Vuitton: работы Перриан коллекционировал отец-основатель дома, а финансовый партнер Ива Пьер Берже поддерживал ее ретроспективные выставки по всему миру. Для этой недели дизайна модный дом реализовал и выставил в промышленном пространстве в Тортоне четыре проекта Шарлотты, созданные в период с 1943 по 1967 год. Ранее они существовали только в виде эскизов и прототипов.


В частности, речь идет о столе с углубленной скошенной столешницей из десяти контрастных слоев дерева — палисандра и вишни: долгое время считалось, что его почти невозможно изготовить, слишком сложная техника. Кроме того, миру явлен книжный шкаф из цельного бразильского палисандра, изначально придуманный Перриан для хранения книг и арт-объектов мужа. Раздвижные дверцы из плетеного тростника вдохновлены традиционным бразильским способом затенения: подобными плетеными ширмами здесь закрывают балконы. Самым же ярким объектом стал пятиместный диван, который Перриан разрабатывала для резиденции японского посла в Париже: монументальный, с одной стороны, он, как подчеркивают свидетели, производит впечатление парящего в воздухе.

Prada

и поезда

Уже четвертый год подряд Prada участвуют в Миланской неделе дизайна с проектом Prada Frames — симпозиумом, который бренд организует совместно с итальянской студией Formafantasma, исследующей дизайн. В 2025-м главная тема симпозиума звучит довольно просто — «В пути». Так бренд озаглавил цикл междисциплинарных дискуссий, предлагающих слушателям «всесторонний обзор [городской] инфраструктуры как динамичной системы, которая обеспечивает и ограничивает перемещение людей». Свои размышления озвучивали, например, астрофизик Эрсилия Водо, путешественник Ник Хант, дизайнер Марина Отеро и режиссер Хито Штейерль — хотя, конечно, интереснее то, где они это делали. Локацией встреч стал Королевский павильон Центрального железнодорожного вокзала Милана, некогда служивший залом ожидания первым лицам государств. С него участники симпозиума пересаживались на недавно отреставрированный поезд «Арлекино», созданный Джо Понти и Джулио Минолетти в 1950-х, — и прямо во время движения слушали доклады о проектировании инфраструктур как способов воздействия на повседневную жизнь.

Miu Miu

и просвещение

Подобно старшей сестре (имеем в виду Prada), Miu Miu на неделе дизайна были с просветительской миссией — как и в прошлом году, собрав книжный клуб. Обсуждения проходили в библиотечном зале исторического здания Circolo Filologico — и посвящены были теме женского образования. А еще темам детства, любви и сексуального воспитания, которые участники (модерировали дискуссии писательница Лу Стоппард и поэт Кай-Исайя Джамал) разбирали с двумя книгами на руках: «Неразлучными» француженки Симоны де Бовуар и «Годами ожидания» японки Фумико Энти — как говорят Miu Miu, одним из первых рассуждений о женской сексуальности, опубликованных на родине писательницы.

Gucci

и заросли

А вот Gucci соорудили в Милане целую выставку, посвященную своему знаковому материалу — бамбуку (из которого флорентийский бренд в начале Второй мировой войны начал делать ручки для сумок — из-за проблем с поставками качественной кожи). Для экспозиции «Встречи с бамбуком» под кураторством студии «2050+» и ее основателя Ипполито Пестеллини Лапарелли художникам и дизайнерам было предложено «взглянуть на бамбук как на культурное и региональное явление. Он растет по всему миру, но в каждой стране его воспринимают по-разному», — объясняет задумку куратор. Так, палестинская художница Дима Сроуджи, создающая абстрактные фигурки из стекла, вплела их в иорданские традиционные корзины из бамбука. А австрийский дизайнер Лауридс Галле сделал кофейные столики из синей эпоксидной смолы — как бы отпечатав в ней стебель бамбука. При этом сама выставка проходила во дворе монастыря Chiostro Grande di San Simpliciano, куда Gucci завезли заросли бамбука.

Hermès

и пустота

Пространство Pelota на виа Палермо с 1945-го по 1997-й было площадкой для игры в баскскую пелоту — сквош для сильных духом: в стену, а затем от нее к сопернику с бешеной скоростью (рекорд — 300 км/ч) летит жесткий, обтянутый кожей каучуковый мяч. Теперь здесь проводят выставки и мячи даже на порог не пускают. Инсталляция, которую архитектор и артистический директор «домашних» коллекций Hermès Шарлотта Мако Перриан вместе с многолетним соавтором, куратором Алексисом Фабри сделали для Миланской недели дизайна, кажется и зрителей-то не предполагает, настолько тут все неземное и парящее то ли в космосе, то ли в безвременье. Такого эффекта создатели достигли с помощью белоснежного пространства, в котором подвесили белоснежные же геометрические объемы. Вместо теней на пол проецировались пятна цвета, а рифму им составляли вазы в стиле color-block, столик с цветной стеклянной основой, но с круглой крышкой из японского суги работы дизайнера Томаса Алонсо, кашемировые покрывала и полотенца с геометрическими узорами и вкраплениями золотых нитей и, наконец, раскрашенный вручную художником Найджелом Пиком фарфоровый сервиз, накрытый на 33 персоны и, видимо, ожидающий гостей из внеземных цивилизаций.

Buccellati

и зоопарк

Серебряные фигурки оленей с ветвистыми рогами, белочек, держащих золотой орешек, безобидных, ибо лишенных клешней, лангустов, и распахнувших крылья орлов, украсивших бы кабинет президента США, — весь этот бестиарий, отдельные представители которого достигают 80 сантиметров в длину, мирно обитает во вселенной почтенной ювелирной марки Buccellati. И чтобы напомнить об этом, а также о солидном ассортименте столового серебра, марка вместе со студией Balich Wonder устроила на пьяцца Томази ди Лампедуза выставку Naturalia, посетитель которой оказывался то в лесу (за растительные инсталляции отвечала берлинская студия Mary Lennox), то в горах, то на море — встречая там и тут тех самых серебряных, пушистых (название коллекции Furry подчеркивает, что главное тут — детально проработанная шерсть) зверей.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 200; line-height: 21px;}"}