Это вам не сказки
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
У Miu Miu премьера: 20-минутный фильм I Am The Beauty of Your Beauty, I Am The Fear of Your Fear 45-летней Тан Чуй Муи, которую называют звездой малайзийской «новой волны». Ее лента — часть проекта Women’s Tales, который бренд запустил в 2011-м, чтобы поддержать женщин-режиссеров. Накануне премьеры Тан Чуй Муи созвонилась с The Blueprint из Куала-Лумпура — и рассказала про свою любовь к боевым искусствам и безразличие к моде, детство на краю света и азиатское кино, а еще про образ российских женщин.
Я выросла на берегу моря, в крохотной малайзийской деревне Сунгай-Улар, где все друг друга знали.
Наш дом буквально стоял на пляже — мы провели там все детство. Ловили рыбу, разводили костры. Мало кто из моих друзей может таким похвастаться. До школы я даже не знала, откуда берется дождь. Мне почему-то казалось, что дождевые капли — из кокосовых листьев. Вымышленный городок, про который пишет Габриэль Гарсиа Маркес в книге «100 лет одиночества», очень напоминает место, где я родилась.
Мой отец не ходил в школу вообще, мать окончила только начальную.
Папа переехал в Малайзию с небольшого острова в Тайване вместе с бабушкой, когда ему было восемь. Он считал, что всему можно научиться самостоятельно. Папа правда много чего умел: был отличным плотником, очень хорошо рисовал. Когда живешь в маленькой деревне, учишься использовать фантазию и смекалку. Во время муссонных дождей — это когда по три месяца льет без остановки — негде сушить рыбу, и это большая проблема. Так вот папа соорудил специальное укрытие из кокосовых листьев. А когда ветра ломали пальмы, папа придумал, как перетянуть их, чтобы защитить.
Первый сценарий я придумала в 12 лет вместе со старшей сестрой.
Она мастер рассказывать истории: вся семья собиралась, чтобы послушать рассказы ее собственного сочинения. Как-то раз ей пришла в голову идея снять фильм, и она расписала каждую сцену: вот к берегу пристает лодка, вот рыбаки выгружают рыбу в телегу, вот в кадре появляется наша бабушка. Мы постоянно обсуждали этот фильм, практически расписывали сценарий. Мы не знали, как его снять, где взять камеру, что с ней делать. Но я уже тогда поняла, что мне нравится придумывать сюжеты.
Я решила стать режиссером после того, как посмотрела «Чунгкингский экспресс» Вонга Карвая.
Мне было лет 16, я тогда писала для газеты и смотрела в сторону журналистики, но фильм заставил меня задуматься: «А почему бы мне писать не статьи, а сценарии?» Тогда я уже жила в Куантане (столица малайзийского штата Паханг. — Прим. The Blueprint), но в кинотеатрах показывали очень мало фильмов — в основном китайские. Про многих известных режиссеров я узнала только во время учебы в Университете мультимедиа в Сайберджае (считается Кремниевой долиной Малайзии. — Прим. The Blueprint).
Съемки фильма «I Am The Beauty of Your Beauty, I Am The Fear of Your Fear»
Я люблю фильмы Хон Сансу и Райнера Фассбиндера, а из женщин-режиссеров на меня больше всего повлияла Ясмин Ахмад.
Помимо кино Ясмин снимала много телерекламы. В Малайзии ее знают все, она легенда. Когда я только начинала карьеру в кино, меня попросили передать ей какую-то посылку. Я воспользовалась моментом и показала ей свой 6-минутный короткий метр. Она была очень приветливой, сказала, что мне нужно продолжать этим заниматься. Несколько лет спустя — это было уже в 2000-х — я искала деньги на новый проект и решила обратиться к Ясмин. Она спросила, про что фильм, я ответила, что он про мужчину и женщину, которые всю ночь разговаривают друг с другом. Никаких уточняющих вопросов она не задавала — сразу выписала чек. Я попросила 2000 ринггитов — это небольшая сумма, что-то в районе $400, но она была мне очень нужна.
Съемки фильма «I Am The Beauty of Your Beauty, I Am The Fear of Your Fear»
Бразильским джиу-джитсу я занимаюсь уже пять лет, и для меня это как игра в шахматы.
Это нежное боевое искусство, оно совсем не про спарринг. Здесь нужно продумывать стратегию, контролировать каждое движение. Я знаю людей, которым джиу-джитсу помогает выплеснуть стресс и накопившуюся агрессию. Но мне джиу-джитсу нравится тем, что это одно из немногих занятий в мире, в которых нужно задействовать одновременно и голову, и тело. Нужно быстро реагировать на движения противника, продумывать следующий ход — и навязывать свою игру. Возникает такой приятный азарт, что ты на него подсаживаешься. Героиня моего фильма для Miu Miu, Гита, тоже учится драться. И боевое искусство помогает ей стать сильной телом и духом.
К одежде я отношусь абсолютно спокойно.
90% времени я ношу спортивную одежду, потому что каждый день занимаюсь джиу-джитсу. По Куала-Лумпуру я перемещаюсь на скутере, так что чаще всего на мне джинсы и футболка. Вот моя униформа. У меня даже нет одежды на удачу, как у многих моих знакомых.
Съемки фильма «I Am The Beauty of Your Beauty, I Am The Fear of Your Fear»
Но есть одна вещь, которая мне очень дорога.
Мой отец умер 20 лет назад, и все это время я храню и ношу его свитер. Когда работаю или путешествую, например. Звучит сентиментально, но я надеваю его — и сразу погружаюсь в воспоминания.
На последнем показе Miu Miu меня не было.
Я работала в Токио. Но вообще бренд мне нравится, люблю его за неожиданные ходы. Женщины [на показах] выглядят так, будто не потратили на сборы много времени. Даже юбки и платья, которые я ношу редко, мне у них нравятся: они игривые, в них есть дерзость.
Съемки фильма «I Am The Beauty of Your Beauty, I Am The Fear of Your Fear»
Если бы у меня были неограниченные финансовые возможности, я бы скупила работы Марка Ротко.
На модных показах я бываю не часто, а вот в музеях и галереях — постоянно. Всегда иду туда, когда приезжаю в новый город. Так вот работы Ротко меня поразили: я даже не думала, что они такие огромные. Меня впечатлили даже не картины сами по себе, а моя на них реакция: я просто не могла отвести взгляд.
Из последних прочитанных книг меня впечатлил
сборник рассказов Хорхе Борхеса «Сообщение Броуди». Мне так понравилось, что я перечитала его три раза. Еще мне очень нравится «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры.
Дарить подарки — это наша национальная традиция.
Мы делаем это постоянно, поэтому лучший подарок в жизни выделить сложно. Но мне почему-то сразу вспоминается жареная курица, которую мне приготовил сын. Ему семь, и он недавно увлекся готовкой. Еще он любит оставлять мне записки с трогательными пожеланиями и признаниями. «Я люблю тебя», «Хорошего дня» и все такое.
Женщин в России я представляю такими, какими их показывали Чехов, Достоевский, Тарковский.
В большинстве женских персонажей чувствуется сильный характер, они умные и чуткие. Не знаю, как сейчас. Но мне почему-то кажется, что вы всё такие же.
Кадр из фильма