Модные съемки в онлайн-режиме
Как только все мы оказались взаперти, бренды от мала до велика быстро адаптировались к новым реалиям и начали проводить онлайн-фотосессии. Станет ли это концом привычных нам фэшн-съемок или, наоборот, окажется новым началом?
В конце марта съемки по FaceTime, Skype и Zoom еще казались чем-то революционным. В начале апреля — все еще вызывали интерес, но уже без вау-эффекта. К середине месяца это стало нормой индустрии. Раньше казалось, что для журнальной или тем более рекламной съемки нужны высококлассный фотограф, топовая модель, звездный визажист, стилист, продюсер, самолет для всех и частный пляж в Калифорнии. Сегодня можно обойтись моделью и фотографом. Или даже одной моделью.
Все стало будто бы проще. Не нужно договариваться со студией или локацией, организовывать трансфер команды и даже подстраиваться под график модели — ведь она находится дома. В итоге в рейтинге потенциальных форс-мажоров на первое место выходит плохое интернет-соединение. «У меня, например, спальня — самая приятная комната, а вайфай в ней просто ужасный», — говорит сооснователь бренда ZNY и стилист Настя Андреянова, которая сама совсем недавно позировала для бренда Sorelle в собственной квартире. Вообще во всей ситуации она видит для себя новое интересное испытание: «Сделать съемку с классным фотографом, светом и моделью может кто угодно, а когда ты делаешь это в затрудненных условиях, появляется пространство для придумывания — это уже вызов».
В самом деле, в условиях «новой реальности» на плечи модели ложатся все технические задачи. То, чем раньше занималась целая съемочная команда, теперь делает тот, кто позирует в кадре: «Обычно перед съемкой мне отправляют штатив, светотехнику и фон, — рассказывает Allure модель Теруми Мурао. — После я звоню по видео креативному директору съемки, и он помогает мне правильно все расставить. Затем я созваниваюсь со стилистом и визажистом, которые рассказывают мне, что надеть и как накраситься. Когда все готово, с одного девайса я звоню команде, а на другой — фотографируюсь».
Визажистам сейчас тоже непросто — большинство из них не привыкли что-либо объяснять, а тем более кого-то инструктировать. Визажист Ольга Васильева (которая уже успела опробовать себя в роли мейкап-инструктора на съемке для сайта Vogue) рассказывает, что основная сложность — отсутствие необходимого опыта у модели. В случае Vogue моделью была Лиза Романова, которая уже третий год ходит на шоу Gucci и снимается в рекламных кампаниях бренда. «Сначала мы обсудили мудборд с фотографом Эмми Америкой и стилистом Олей Гвоздевой. Потом я собрала нужную косметику и отправила ее курьером домой к модели. Естественно, кроме косметики и средств для волос в комплекте был и санитайзер. Дальше все относительно банально — мы созвонились с моделью по фейстайму и начали краситься. Это тяжело — потому что модель может не все, ведь она привыкла, что для этого есть специальные люди, а ты просто позируешь. В таких условиях на макияж уходит больше времени, но модель справилась, и мы остались довольны результатом!»
А вот функции стилистов глобально не изменились — только собранных образов на съемках стало меньше. «Я намеренно сократила количество вещей, — говорит стилист Ольга Гвоздева, — так как решила сделать определенное количество заранее скомпонованных луков, чтобы наша модель не уставала от бесконечных переодеваний и примерок, ведь на нее и так ложится много новых обязанностей. Изменения коснулись организации и логистики. Если при подготовке к съемке до карантина вы могли самостоятельно выбрать вещи, увидеть их вживую, прикоснуться к фактурам, выбрать что-то на замену и сделать множество примерок на модели, то для съемок онлайн все это приходится оптимизировать».
Изменились условия работы и у фотографов. Александра Беркович, которая за последние несколько недель успела сделать онлайн-съемки для Zenia, I Am Dora, Sorelle и Lovegoods, утверждает, что стало только сложнее. «Это только кажется, что нужно всего лишь нажать одну кнопочку. Но здесь есть подводные камни. Нужно продумать еще больше деталей, чем обычно. Тебе в одну секунду надо сделать скриншот на экране ноутбука, снять на телефон и сделать видео и запись экрана. Фотограф сначала чувствует себя некомфортно, ведь единственным инструментом является язык. Это сложно, потому что на площадке ты можешь показать позу, выставить свет, что-то поправить и так далее, а съемка по фейстайму усложняет все эти задачи».
По такой схеме сейчас работают практически все или, во всяком случае, декларируют, что работают. Нам хочется верить, что модели, скажем, Zara, действительно снимают себя дома в гордом одиночестве, потому что освещение, макияж и прически на снимках в новом лукбуке бренда подозрительно идеальные. Хотя вполне возможно, что и здесь за каждым кадром стоит часовой инструктаж по фейстайму.
Рекламная кампания Zara
Эстетику фейстайма используют даже там, где в этом нет принципиальной необходимости. Так, бренд нижнего белья HER.Lingerie стал одним из пионеров онлайн-съемок в России — еще в середине марта они отсняли по видеосвязи рекламную кампанию с Ириной Мартыненко и Михаилом Хасая, находившимися при этом в одной квартире. «Тут все очень прозаично на самом деле, — рассказала The Blueprint основательница бренда Наиля Аглицкая. — Изначально мы хотели сами снимать Иру. Но Ира между делом предложила, чтобы ее снял муж. Я подумала, что так выйдет лучше, так как они все-таки пара и лучше друг друга знают». В итоге Ирина и Михаил разошлись по комнатам и созвонились по видеосвязи. «Мне пришла эта идея буквально перед сном, следующие четыре дня я провела в поисках идеальной героини, — говорит Наиля. — А потом вышла на связь с Ирой, она согласилась, и на следующий день мы уже получили кадры. Главное — снабдить модель реквизитом, а фотограф может быть даже на другом конце земного шара». Кадры получились интимными — и не потому, что Ирина позирует на них в белье перед супругом. Внимание привлекает другое — модель не накрашена, а мокрые волосы — отнюдь не «эффект». Она действительно только что вышла из душа и сидит на кровати в собственной спальне. И такая подкупающая интимность и даже искренность — то, чего зачастую недостает большим профессиональным фэшн-съемкам.
В новых условиях легитимными становятся даже трюки, которыми раньше в глянцевых журналах пользовались тайком. Так, украшения Chanel в съемке Беллы Хадид в апрельском номере итальянского Vogue добавлены в фотошопе, потому что, во-первых, ювелирные изделия крайне сложно транспортировать, а во-вторых, за ними на съемках, как правило, следит охрана — но охранники сейчас тоже на карантине.
Сможет ли модная индустрия окончательно отказаться от офлайн-фотосъемок и перейти на менее затратный онлайн-вариант? Такой вопрос Vanity Fair задают редактору крупного глянца, пожелавшему сохранить анонимность: «Да, звездам нравится делать селфи, и поначалу все это очень мило, но это не значит, что теперь все обложки будут сниматься на телефон. Важнее то, что сейчас очень много талантливых людей сидит без дела, и они готовы поучаствовать в чем-то интересном».
Белла Хадид в украшениях Chanel в съемке для Vogue Italia, апрель 2020
Правоту анонимного эксперта подтверждает опыт украинской марки обуви Marsala — во время карантина они попросили художника Александра Барболина создать для бренда несколько коллажей с туфлями из новой коллекции. «Нам хотелось показать больше, чем интерьер наших квартир и селфи через камеру, — говорит бренд-менеджер Marsala Марина Мищенко-Олевская. — Это сложный мир с фантазиями, мечтами, болями и переживаниями. В нем есть ожидание, надежда и немного разочарования, как во многих сюжетах Хоппера». Мы все, конечно и сами немного герои Хоппера. Мы часто разочаровывались, мы не знаем, сколько нам еще придется ждать, но надеемся, что после карантина у журналов, брендов, фотографов появятся не только прежние возможности, но и новые идеи.
Marsala