#КультураЖиви.
Зак Кайс о кампании
#CultureIsNotCancelled
Художники, актеры, музыканты, фотографы, а также все, кто так или иначе связывает свою жизнь с искусством, уже доказали, что культура может жить даже за закрытыми дверьми. Но при этом она нуждается в поддержке. В идеале — в государственной, но как минимум — в нашей. The Blueprint всегда поддерживал культурные проекты и сейчас не может остаться в стороне.
Пока Евросоюз пристально следит за влиянием COVID-19 на каждую из сфер культуры и мониторит меры, которые правительства и бизнес принимают, чтобы им помочь, наше государство остается довольно безучастным к надвигающемуся культурному кризису. И совместные попытки деятелей культуры докричаться до властей пока не выглядят многообещающими.
Тяжелее всего нынешнее положение творческого прекариата — дизайнеров, музыкантов, продюсеров и других сотрудников культурной индустрии, не привязанных ни к какой институции: их заработок не предполагает фиксированной зарплаты и складывается из количества проектов. Нет концертов — нет и денег. У творческих объединений и коллективов дела немногим лучше — директора московских негосударственных театров опубликовали на сайте Центра Мейерхольда номера своих банковских карт с просьбой о помощи.
Вероятная отмена летних фестивалей расстроит постоянных посетителей, но ударит в первую очередь по артистам и организаторам. Так, фестиваль новой музыки Sound Up, привозящий в Москву самых интересных классических, электронных и джазовых музыкантов, планировал провести в этом году десять мероприятий — сейчас оптимистично рассчитывает хотя бы на два ближе к концу года. Есть все основания предполагать, что принудительная самоизоляция затянется, и все это время режиссеры не смогут снимать фильмы, музеи — показывать выставки, музыканты — играть концерты. Но можно ли поставить культуру в это время «на паузу»? Если, например, городскую акцию «Ночь в музее» с равным успехом можно провести в сентябре, то вписать новую дату открытия одного из главных проектов этого года в Эрмитаже — выставку художника Чжан Хуаня — в планируемую на три-пять лет музейную логистику задача намного более сложная — как сообщили нам в продюсерской компании Marka.
Если не дать художникам, хореографам, дизайнерам и кураторам работу и пространство для самовыражения сегодня, не останемся ли мы без культуры — в самом широком смысле — завтра? Эту тревогу разделяет и арт-директор лондонской Архитектурной ассоциации, создатель дизайн-студии Zak Group Зак Кайс, запустивший при помощи журнала Another Magazine движение #CultureIsNotCancelled, к которому с этого момента присоединяется The Blueprint.
В рамках инициативы мы запускаем серию публикаций, а также отдельных инициатив по поддержке культурных институций и независимых арт-деятелей. Для начала мы поговорили под тегом #CultureIsNotCancelled с самим автором тега: Заком Кайсом.
Чем вообще занимается ваша студия?
Мы работаем на стыке графического дизайна, стратегий, изобразительного искусства, моды и архитектуры. Со мной работают дизайнеры, программисты и продюсеры, вместе с которыми мы создаем проекты в сфере визуальной культуры. В каждом проекте мы стараемся на практике подтвердить такой теоретический тезис: графический дизайн может внести значительный вклад в современную визуальную культуру. Мы рассматриваем дизайн как форму социального комментария, с помощью которой мы можем выразить определенную позицию и разработать «правила игры». Нам повезло работать с клиентами, которые делают то же самое, от художников Анне Имхоф и Фрэнка Оушена, дизайнеров Жюльена Доссена из Paco Rabanne и Верджила Абло до таких художественных учреждений, как гонконгский музей M + или франкфуртский музей современного искусства MMK.
Как лично вы и ваши сотрудники чувствуете, что пандемия меняет и даже отменяет культуру вокруг вас?
Как и многим, нам пришлось принять решение работать удаленно — и теперь наша команда разбросана по разным частям Лондона, а один член команды вообще сейчас работает из Турции. Наша ежедневная работа обычно требует личного контакта и близости — очевидно, что сейчас это коренным образом поменялось. Такое ощущение, будто пандемия спровоцировала массовый социальный эксперимент, направленный на то, как мы работаем, общаемся и учимся, и на такой эксперимент никто бы никогда не согласился. К тому же за этим экспериментом все его участники активно наблюдают, ведь все барьеры для трансляции личной жизни в социальных сетях в одночасье исчезли.
В последние недели мы, естественно, заметили, что клиенты стали более осторожны с точки зрения заказов. Понятно, что многим из них нужно будет пересмотреть свое будущее на рынке, а в некоторых случаях и полностью переосмыслить, как они работают, чем занимаются и кто их аудитория. Мы всегда думали о дизайне как о способе мышления. Это означает, что как дизайнеры мы располагаем уникальными возможностями, чтобы придать форму этим новым идеям о культуре и обществе — и в конечном итоге работать на них.
Когда и как вы почувствовали, что коронавирус отменяет культуру?
Это случилось мгновенно, в середине марта. Это ощущение прорвалось прямо в наши дома, когда мы все начали работать удаленно. В течение ночи все наши поездки, личные встречи и мероприятия отменились. Мне вдруг показалось, что какой-то очень цельный, комплексный процесс просто в один миг остановился. На следующий день я почувствовал необходимость срочно отреагировать на эти перемены. Нам нужно было сформулировать оптимистичное послание, которое бы описывало то, что происходит, и при этом предотвратило катастрофу. Именно это и заставило меня опубликовать пост #CultureIsNotCancelled в Instagram. В нем я призвал культурные учреждения и всех, кто имеет хоть какое-то влияние в сфере культуры, хоть как-то к ней причастен, ни в коем случае не отменять культуру. Да, сейчас мы вынуждены соблюдать дистанцию. Да, все мы работаем над тем, чтобы поддерживать баланс, сглаживать экономическую кривую из-за кризиса. Но мы не должны переставать думать о том, что будет после. И без культуры после кризиса мы точно остаться не можем.
Этот Instagram-пост — результат того, что я называю моментом «придумай сегодня — воплоти завтра». Мы с коллегами сформулировали идею в режиме реального времени, оформили ее визуально и по смыслу — и предоставили всем желающим инструменты для вовлечения в этот проект. Теперь ход за отдельными лицами и учреждениями, которые готовы присоединиться и использовать свои платформы для обмена опытом и повышения осведомленности аудитории. То, какой резонанс получил этот пост в сообществах дизайнеров, экспертов модной индустрии и художников, уже дарит надежду. Наш партнер Джефферсон Хэк (сооснователь и руководитель Dazed Media. — Прим. The Blueprint), с которым мы сотрудничаем по разным проектам, был первым, кто увидел потенциал в кампании и под хештегом #CultureIsNotCancelled опубликовал открытое письмо и организовал инициативу по защите доходов для фрилансеров и самозанятых в сфере моды.
Вы тоже можете зарегистрироваться для загрузки всех необходимых логотипов и других визуальных материалов по адресу cultureisnotcancelled.art — и использовать их в своих социальных каналах, на веб-сайтах и в любых кампаниях в рамках инициатив, поддерживающих культуру. Нет смысла сравнивать, кто сильнее пострадает из-за кризиса. Важно понять, что сейчас мы все взаимосвязаны: мы все нуждаемся друг в друге, и только благодаря сотрудничеству и общности мы можем выжить.
В своем посте в Instagram #CultureIsNotCancelled вы написали, что «если мы отменяем краткосрочные культурные проекты, мы рискуем отменить культуру в долгосрочной перспективе» — что вы подразумеваете под этим?
Если мы отменим культурные проекты в краткосрочной перспективе, то мы рискуем отменить культуру с большой буквы «К» как массовый процесс в долгосрочной перспективе. Разрушительные долгосрочные последствия этого могут привести к постоянному закрытию определенных проектов и даже институций. И в итоге многие останутся без работы.
Многие культурные мероприятия из-за коронавируса не отменяются, но откладываются. Что, на ваш взгляд, болезненнее для культуры, отменить или отложить ее?
У отсрочки огромный негативный эффект. С каждым отложенным проектом другой будет отменен. Если говорить о креативных продюсерах, для них перенос проектов на дальние сроки создает еще больший финансовый стресс. Зарплата и накладные расходы должны быть выплачены, в то время как гонорары задерживаются. Наши друзья из Actual Source назвали то, что сейчас происходит, «работой без капитала». Культуру создают люди, так что стрессовое состояние и финансовые риски, с которыми сейчас сталкивается каждый из нас, повлияет и на культурные процессы. Поэтому отмены и переносы в данном контексте несут одинаково плохие последствия.
Многие выставки, запланированные на этот период, транслируются онлайн бесплатно. Как вы думаете, культурные проекты могут потерять свою ценность для аудитории из-за этого?
На самом деле то, как культурные учреждения реагируют на вызовы пандемии, просто невероятно. Ограничения из-за социальной изоляции создали новые возможности — и деятели культуры в рекордные сроки научились их грамотно использовать для самопродвижения и поддержки людей. Этот период заставил нас переосмыслить многие гипотезы, которые долгое время блокировали инновационные решения в сфере культуры. Например, идея о том, что многие формы искусства требуют физического, личного опыта, просто рассыпалась, потому что во многих случаях это просто оказалось неправдой. Оцените, насколько быстро мы нашли способы сделать то, что, как нам всегда говорили, было просто невозможно. Это в очередной раз доказывает, что «невозможность» — просто вопрос воли, человеческой, социальной и политической в том числе.
Похоже, что после коронавируса мир культуры станет более цифровым. Как вы думаете, это хорошо?
Я думаю, это исключительно положительная тенденция. Все это заставило нас переоценить и даже перезапустить наши отношения с технологиями. Мы понимали, что это было необходимо, еще в конце 2019 года, когда связь между социальными сетями и психическим здоровьем стала очевидной. Но кризис заставил нас ускорить размышления над этим и задать себе вопрос: в каких социальных сетях мы действительно хотим присутствовать и какие из них по-честному могут быть частью нашей жизни?
Какова ответственность каждого человека перед культурой?
Мы все несем ответственность за то, чтобы отреагировать на ситуацию смело, творчески и благородно, думая не только о себе. Наш друг и партнер Ханс Ульрих Обрист сейчас прав более, чем когда-либо, говоря, что «щедрость, желание поделиться должны быть частью среды». Я всегда думал, что работа художников и дизайнеров — быть пророками. Мы должны первыми синтезировать новые идеи и языки, а затем внедрять их в окружающую среду. Нам нужно нарисовать картину мира, в котором мы хотим жить. Вот почему я считаю, что культура необходима, потому что без культуры не будет сформированного понимания будущего, а значит, само будущее просто превратится в хаос.
По прогнозам экспертов, в лучшем случае экономика и, в частности, индустрия моды восстановится после кризиса через шесть месяцев. Как вы думаете, когда ущерб от коронавируса для культуры будет восстановлен? Наступит ли время, когда культура спасется и в проекте #CultureIsNotCancelled не будет такой острой необходимости?
Во-первых, я думаю, мы все должны признать, что возврата к нормальной жизни не будет ни через шесть месяцев, ни через год — никогда. А во-вторых, мы должны использовать этот кризис как хорошую возможность для перемен. Для индустрии моды может быть несколько разных сценариев. После карантина мы наконец-то поймем, что нам нужно меньше, но лучше с точки зрения потребления. Цикл потребления замедлился до такой степени, что, как в «Волшебнике страны Оз», мы сможем видеть «человека за занавесом» — дизайнера, который создает продукт. Его уже не будет отделять от потребителя такое огромное количество маркетологов, финансистов и руководителей разных департаментов: дистанция существенно сократится. Мы научимся различать, что по-настоящему ценно, если хотите, что важно для культуры, а что сомнительно и вредно для всех нас, для мира, в котором мы живем, для экологии. Конечно, могут быть и обратные процессы. Например, есть вероятность, что мы будем стремиться к обладанию физическими вещами больше, чем когда-либо прежде, потому что это будет единственная оставшаяся нам форма контроля над жизнью. Если и так, увы, экономический кризис сделает этот контроль невозможным для многих. Нам еще долго предстоит анализировать все культурные процессы и оформлять их в единое целое, так что инициатива #CultureIsNotCancelled, кажется, останется с нами навсегда. Потому что культура — это то, что определяет нас как человечество.
Какую выставку или концерт вы хотели бы посетить сразу после карантина?
Трудно представить, что я прямо сейчас пойду на концерт, но одно из моих лучших воспоминаний — выступление музыканта Arca на вечере PrEP +, организованном Фрэнком Оушеном в Нью-Йорке в октябре прошлого года. Я бы хотел сейчас вернуться туда, назад в тот вечер, когда мы собрались все вместе.
Что бы вы сделали прямо сейчас, если бы были министром культуры в вашей стране?
Я бы позвонил в Германию министру культуры и спросил совета, как действовать дальше. Как заразить идеей поддержки культуры правительства и как можно больше людей, обладающих средствами для вложений. Почему именно в Германию? Потому что именно эта страна недавно объявила, что выделит $54 млрд на поддержку культурного сектора, в то время как, например, в Америке на культуру выделили только $200 млн долларов из пакета мер по стимуляции экономики в $2 трлн.