Временно
недоступны
Модная индустрия чутко реагирует на политические события. Пока одни бренды публикуют в своих соцсетях призывы к миру и переводят средства благотворительным организациям, другие приостанавливают работу на российском рынке. Фиксируем, как развивались события (материал будет обновляться).
24 ФЕВРАЛЯ
2022
В день, когда стало известно о начале «специальной военной операции» в Украине, по всей России закрылись бутики брендов конгломерата Richemont (в их числе Cartier, Piaget, IWC и Montblanc). В этот же день один из брендов группы, Van Cleef & Arpels, сообщил, что ювелирная выставка Florae (которая должна была открыться в Москве 28 февраля), переносится на неопределенный срок. Через три дня, в субботу, 26 февраля, бутики Richemont снова открылись — и работают до сих пор. Комментировать ситуацию французский конгломерат отказался.
25 ФЕВРАЛЯ
После показа Missoni на неделе моды в Париже с антивоенным заявлением выступила Анджела Миссони, сказав, что никогда не будет занимать сторону агрессора при принятии решений. Сейчас российские клиенты не могут оформить заказ в официальном интернет-магазине Missoni.
1 марта
После трех дней затишья 1 марта произошли первые ощутимые изменения в настрое зарубежных брендов по отношению к российскому рынку. В этот день команда киевского ЦУМа — директор по закупкам Ольга Чайка и директор по маркетингу Маруся Коваль — призвали люксовые бренды отказаться от поставок в Россию. Параллельно ретейл-платформы, принадлежащие компании Yoox Net-a-Porter Group (а именно Net-a-Porter, Mr Porter, Yoox и The Outnet), приостановили свою деятельность на территории России «ввиду сложившейся ситуации». Одновременно с ними обслуживать российских клиентов с такой же формулировкой отказался и сайт MatchesFashion. Вечером того же дня закрыл продажи для нас и сайт Nike. Сейчас товары спортивного бренда с доставкой «временно недоступны для данного региона». Впрочем, перечисленные компании публично не связывали подобные изменения в работе с политической позицией. Подобные решения могли стать следствиями проблем с логистикой.
2 марта
2 марта стало известно, что DHL приостанавливают транспортные перевозки в РФ — и спустя несколько часов ожидаемо последовало объявление о том, что Farfetch временно не доставляет в Россию посылки из других стран.
В этот же день adidas «немедленно приостановили» сотрудничество с Российским футбольным союзом по контракту, который должен был действовать до 2026 года. При этом иных заявлений бренд пока не делал, а на сайте adidas все еще можно оформить заказ. Другой спортивный бренд, Puma, заявил о полном прекращении поставок в Россию. Правда, 100 магазинов по всей стране компания закрывать пока не планирует (да и на сайте можно оформить заказ, пока на складах есть оставшиеся товары).
Следом с заявлением о приостановке доставок выступил бренд Nanushka. Накануне марка показала новую коллекцию на неделе моды в Париже, после чего сразу заявила, что российские покупатели ее не получат. Далее доставку своих товаров приостановил Asos: «Приносим свои извинения, но сейчас и до дальнейших уведомлений мы не можем обрабатывать заказы от клиентов в России».
Вечером того же дня появилась информация о том, что уйти с российского рынка решили бренды шведского холдинга H&M Group — H&M, COS, Arket, &Other Stories, Monki и Weekday. Для нас недоступны интернет-сайты марок, а также физические магазины: по всей стране закрылось около 170 точек. К онлайн-платформам, которые приостанавливают доставку в Россию, присоединилась Mytheresa. А к брендам, для которых временно не существует российского рынка, — Ganni, Golden Goose и Burberry. Российский офис последнего, правда, пока не дает официальное заявление.
3 марта
Сразу после шоу на неделе моды в Париже заявление о временном отказе работать с российской аудиторией опубликовали Acne Studios. Вместе с этим бренд сообщил о том, что сделал пожертвования в UNHCR и UNICEF: деньги пойдут на гуманитарную помощь и поддержку «работы по оказанию чрезвычайной помощи в Украине и соседних странах». Уйти с российского рынка решила и команда Coperni. Дизайнеры бренда, Арно Вайан и Себастьян Мейер, рассказали, что с 2019 года часть коллекций отшивали в киевских ателье. Их мастерам и посвятили шоу осень—зима 22/23.
Днем 3 марта с сообщением о приостановке продаж в России выступила IKEA. Соответствующее заявление появилось в твиттере шведской компании: «Война в Украине ударит и по людям, и по цепочкам поставок, и по условиям для торговли. Поэтому руководство IKEA приняло решение приостановить все свои действия на территории России». Сразу после сообщения в сети стали появляться фотографии и видео очередей из российских покупателей, которые стремительно отправились за покупками в IKEA как в последний раз.
Вечером того же дня о прекращении работы на территории России заявили испанский бренд Mango, британский Marks & Spencer и лондонский Rejina Pyo. Основательница последнего, Реджина Пио, заявила, что «это шаг против вторжения, а не российских клиентов и партнеров».
4 марта
Онлайн-продажи в России прекратил и бренд Swarovski. Российский офис марки уточнил, что офлайновые магазины пока открыты. Сразу после публикации этой новости появились слухи о приостановке работы в России бутиков Hermès. В ответ на запрос The Blueprint представители компании в России подтвердили, что действительно магазины французского бренда закрываются на неопределенный срок.
5 марта
В ночь с 4 на 5 марта о приостановке деятельности в России заявили люксовые конгломераты Kering (Balenciaga, Bottega Veneta, Gucci, Alexander McQueen и Saint Laurent) и LVMH (Louis Vuitton, Dior, Givenchy, Fendi, Kenzo, Loewe). Компании временно закроют все свои бутики по стране (Kering — те, которыми группа управляет напрямую). При этом сотрудники, временно отстраненные от работы, будут продолжать получать зарплаты. А в LVMH им смогут оказывать психологическую поддержку в рамках специальной программы фонда LVMH Heart Fund. Также торговлю для российских клиентов приостановил Chanel.
Но если отсутствие люксовых брендов в стране ощутит лишь ее малая часть, то выход с рынка компании Inditex, скорее всего, поставит в тупик очень многих российских покупателей. Испанский холдинг, которому принадлежат Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe, выступил с заявлением о прекращении работы в России в этот же день. В общей сложности, по стране закроется 502 магазина (86 из них — Zara). При этом более 9000 сотрудникам будет оказана «специальная поддержка» со стороны компании.
Есть и бренды, которые реагируют на ситуацию не так резко. Valentino, Skims, Under Armour, Giorgio Armani, а также ретейлер Talbots и конгломерат OTB Foundation за прошедшую неделю выступили с заявлениями в поддержку Украины и всех пострадавших за время военной спецоперации, а также сделали крупные пожертвования в пользу пострадавших. Продажи в России они пока не прекращают.
6 марта
Утром 6 марта в пресс-службе Prada подтвердили, что в России временно прекращают деятельность магазины Prada Group, а именно бутики Prada и Miu Miu. Вечером о закрытии физических магазинов на территории РФ заявила компания PVH Corp, владеющая брендами Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Warner’s и другими. Представители группы также напомнили, что приостановили работу российских интернет-магазинов еще 28 февраля, вскоре после начала специальной военной операции в Украине.
7 марта
Levi Strauss & Co выпустили официальное заявление, где рассказали о новых условиях работы с Россией. В компании подчеркнули, что приостановка работы в стране — временная мера, и пообещали поддерживать в эти месяцы сотрудников, отстраненных от дел.
8 марта
К числу спортивных гигантов, разорвавших отношения с Россией, присоединился adidas. «Мы решили приостановить работу наших магазинов и нашего онлайн-магазина в России до дальнейшего уведомления. Мы продолжаем платить нашим сотрудникам», — говорится в опубликованном заявлении бренда.
9 марта
К массовому выходу с российского рынка начали присоединяться и производители часов. Так, о приостановке деятельности в России заявили 9 марта сразу две швейцарские компании — Rolex и Swatch Group. При этом в последней рассказали, что увольнять российских сотрудников не собираются и надеются, что ситуация вскоре улучшится.
Вслед за ними закрыл свои офлайн- и онлайн-магазины бельевой бренд Victoria’s Secret. Вечером заявление сделал Reebok: отключил интернет-магазин, а розничные точки пообещал закрыть с 13 марта.
10 марта
Утром стало известно, что онлайн- и офлайн-продажи на территории России приостанавливает бренд Crocs. Одновременно с этим поставки в нашу страну прекратил Boss.
Позже с таким же заявлением выступила японская компания Fast Retailing Co., которая управляет сетью Uniqlo. Ранее бренд сообщал, что не собирается уходить из России, однако, столкнувшись с большим давлением в соцсетях, изменил свое решение. В своем обращении представители компании сослались на «ухудшение конфликтной ситуации» и возникший в ведении бизнеса «ряд трудностей». Магазины Uniqlo пообещали закрыть 21 марта.
Деловые отношения с Россией 10 марта разорвала и ювелирная компания Pandora. Ее представители рассказали, что в стране нет сотрудников бренда, как и принадлежащих ей магазинов. Все контролировалось местными дистрибьюторами.
11 марта
О своем решении приостановить деятельность в РФ заявила компания EssilorLuxottica, в которую входят Ray-Ban, а также линии очков Prada, Burberry, Tiffany & Co., Bvlgari, Valentino, Chanel, Versace, Michael Kors и многих других брендов. При этом представители группы заверили, что компания продолжит «предоставлять необходимые услуги по уходу за зрением в соответствии со своей миссией».
Есть и бренды, которые реагируют на ситуацию не так резко. Valentino, Skims, Under Armour, Giorgio Armani, а также ретейлер Talbots и конгломерат OTB Foundation за прошедшие дни выступили с заявлениями в поддержку Украины и всех пострадавших за время военной спецоперации, а также сделали крупные пожертвования в пользу пострадавших. Продажи в России они пока не прекращают.