Почему мужского тела стало так много?
Обнаженное женское тело на обложке, в рекламной кампании и даже на подиуме создавало ажиотаж и даже успешно продавало чуть ли не всю вторую половину прошлого века. В нулевых наготы стало так много, что она перестала удивлять. А сегодня в инстаграме набирает популярность новый жанр — мужские обнаженные фотографии. Как так вышло и при чем здесь пандемия? Объясняем.
«Нюдсами» или даже «нюдесами» представители поколения Z называют обнаженные фото, чаще всего, хотя и не всегда — в формате селфи. Как говорила главная героиня сериала «Эйфория»: «Нюдсы — это валюта любви». Но кажется, теперь конвертировать эту валюту научились и в фэшн-индустрии. Как минимум две фотографии в этом месяце не оставили равнодушными ни одного редактора моды в мире. Появились они в аккаунтах @rickowensonline и @manfredthierrymugler. Рик Оуэнс и Тьерри Мюглер опубликовали черно-белые кадры, во всей красе демонстрирующие их подкачанные тела. Рик прорекламировал на торсе черную Griffin Bag своей марки, а Тьерри — скорее, самого себя, прикрывшись лишь черной вуалью, без которой снимок превратился бы практически в dick pic.
Рику, чтобы сделать такое фото, переступать через себя точно не пришлось — по соцсетям дизайнера заметно, что он гордится своей формой и при любом удобном случае готов ею похвастаться. Все даже перестали удивляться тому, как спортивно выглядит 57-летний Оуэнс. Но если «Рик пик» был свежим, то Мюглер свой кадр выкладывает уже второй раз. А впервые свет его увидел летом 2019-го — в журнале Interview, где Тьерри, раздеваясь под руководством стилиста Мела Оттенберга, говорил: «Обнажаться перед целым миром — непросто». Непросто, но со временем привыкаешь.
Эти два нюдса напоминают о Марке Джейкобсе и Андреасе Кронталере, которые, сидя на карантине, показали своим подписчикам, в чем ходят по дому (ни в чем). Напрашивается вывод: эротические фотографии дизайнеров стали инстаграм-трендом. Его не ждали, о нем не просили, но сейчас, когда стереть из памяти увиденное уже невозможно, мы как минимум можем объяснить, почему так происходит.
Дизайнеры здесь — не причина массового постинга обнаженных фотографий, а, скорее, следствие. И Рик, и Марк, и Тьерри, как и все мы, оказались запертыми в четырех стенах — вместе со всеми страхами и комплексами. Многие из нас никогда не проводили столько времени наедине с самими собой, а в таких условиях есть два весьма вероятных варианта развития событий: вы либо медленно сходите с ума от недостатка социальных контактов, либо учитесь понимать и принимать себя. И важная часть такого принятия — диалог с собственным телом.
Более того, из-за пандемии нюдсы стали единственной возможной формой сексуального контакта. «Студентка одного американского университета, Алисия, и раньше их отправляла, но только своему партнеру, с которым была в отношениях, — пишут Buzzfeed. — Сейчас она одинока, и ей захотелось самоутверждения». Таким же тезисом оперирует собеседница New York Times, маркетинг-ассистент Зоуи: «До карантина я придерживалась правила «нюдсы — только для бойфрендов». Но, изголодавшись по вниманию, многие из нас этим правилом начали пренебрегать в масштабах ранее невиданных: обнаженные фотографии вышли за пределы личных чатов на всеобщее обозрение.
Селфи в белье (и без белья) такое самоутверждение могут обеспечить. Сделать эротическое фото даже для личного архива — уже большое испытание для многих из нас. Мы зачастую не готовы смотреть со стороны на собственное тело, а уж о том, чтобы показать его целому миру, как правило, и речи не шло. Карантин всех сделал чуть смелее. «С тех пор как началась пандемия, само понятие секса изменилось, — пишут NY Times. — Он стал воображаемым, моногамным, «зумным» и «скайпным». Обнаженные селфи превратились в символ стойкости. Теперь оно — не аперитив, разжигающий аппетит, а полноценный обед».
Российско-бразильский художник Федор Павлов-Андреевич говорит, что сексуальная энергия, бьющая во время пандемии через край, превратила его в своего рода мишень. «Столько дикпиков я не получал никогда в своей жизни (а не нужно забывать, что мне 44 года — и наверное, есть люди попривлекательнее и помоложе), — шутит Федор. — Если в нормальной жизни у человека всегда есть возможность сублимировать сексуальность в работе или подвергнуть себя разного рода острым ощущениям, в том числе путешествовать и познавать белый свет, то тут все было однозначно: выбрать себе жертву в инстаграме и попытаться любым способом добиться внимания. Не могу сказать, что такой избыток внимания меня огорчил, ведь один из хештегов, которыми я пользуюсь в инсте, маркируя категории своих работ в перформансе, ровно так гласит: #ОбщественноДоступноеТело, так что вся эта ситуация дала мне богатейший материал для рабочих изысканий».
Координатор отдела моды Antidote Никита Радлет вообще почти никогда не появляется в своем Instagram полностью одетым. На своем обнаженном теле он — как и Рик Оуэнс — показывает новые аксессуары Jacquemus, украшения Alan Crocetti и сетчатое нижнее белье Versace, а иногда просто хвастается фигурой. «Я думаю, что из-за пандемии у людей появилось больше времени наедине с самими собой, — объясняет Никита — И они начали работать над отношениями со своим собственным телом. Появилось время на то, чтобы чаще его фотографировать и просто наслаждаться тем, как оно выглядит. Лично я публикую такие снимки, чтобы привлечь внимание — но не к себе, а к теме, на которую хочу говорить со своей публикой. И эта тема — гендерные вопросы. Я хочу показать, что вам может быть комфортно в своем собственном теле, как бы вы ни выглядели и что бы ни носили — мужскую одежду или женскую».
Но если женское обнаженное тело в соцсетях — формат уже давно привычный для большинства, то мужское — и эротика, и экзотика. Именно поэтому некоторые молодые марки, которые ставят во главу угла гендерное равенство, стремятся демонстрировать мужское тело. Один из самых ярких примеров — упомянутый выше лондонский ювелирный бренд выпускника Saint Martin’s Алана Крочетти. В большинстве съемок Алана модели — вне зависимости от пола — позируют в его украшениях полностью обнаженными. Крочетти удалось апроприировать этот прием и заработать на нем узнаваемость для своей марки. Такому же принципу следует Людовик де Сен-Сернен, хоть и громких заявлений на эту тему не делает. Его коллекции говорят сами за себя: мужские корсеты, плавно подчеркивающие все изгибы тела, кожаное нижнее белье на шнуровке, боди со стрингами и широким вырезом на спине — все это подчеркивает гендерную флюидность бренда Ludovic de Saint Sernin.
Рекламная кампания Alan Crocetti
Рекламная кампания Ludovic de Saint Sernin
Но хотя дизайнеры обеих марок уже привыкли к вниманию больших звезд и мирового глянца, в их инстаграмах все еще встречаются комментарии подписчиков, не готовых к таким зрелищам. «Это странно, — говорит продюсер и программный директор проекта «Сноб» Павел Макеев, не понаслышке с этим жанром знакомый. — Раньше мужская нагота была распространена повсеместно. Это уже потом, с развитием искусства, культуры и определенных свобод демонстрация женского обнаженного тела стала менее непристойной, чем мужского. Ну и наверное, кто-то до сих пор считает, что мужчина должен быть мужчиной — скованным, жестким, без эмоций. А можно быть обнаженным. Как внутри, так и снаружи».
К тому же такие фотографии зачастую раскрепощают и поднимают самооценку. «Если вы есть в соцсетях, значит, вы ищете чьего-то одобрения, — говорит Никита Радлет. — И я, в частности, стал уверенным в себе именно благодаря соцсетям». С этим согласен и основатель бренда Fakoshima Константин Шиляев: «Вы заметили, что Рик Оуэнс сильно изменился? Он больше не угрюмый, у него прекрасный бойфренд Дилан (по крайней мере, все так считают) с секс-посылом на максималках. Находясь с ним рядом, сложно быть скромным и застенчивым. Рик в прекрасной форме, счастлив и не боится это показать. Лично для меня показать себя голым раньше было табу. Сейчас публиковать свои фото не страшно, потому что я влюбился, внутренне стал сильнее и смелее и принял свое тело».
Вот и обществу, кажется, рано или поздно придется принять тот факт, что мужские нюдсы — это новая норма. И не только в социальных сетях, но и в массовой поп-культуре. Даже на телевидении мужской обнаженки стало в разы больше, чем женской. Индустрия стала более осторожно относиться к эротическим сценам с женским участием, потому что «это в лучшем случае может показаться антифеминистским, а в худшем — обычной эксплуатацией», — заключает редактор культуры британской газеты i Элис Джонс. Но секс продает — это факт. Поэтому, пока мужчины не начнут обвинять продюсеров телешоу и фильмов в том, что те их объективируют, продавать будут они. Как Рик Оуэнс продает сумку Griffin Bag прямо с собственного обнаженного торса.