Blueprint
T

Эволюция Марка Джейкобса

Популяризатор стиля гранж в моде, интеллектуал, плейбой, а с недавних пор еще и бьюти-блогер. Все это один и тот же человек — и зовут его Марк Джейкобс. Вспоминаем, каким он был в начале своей карьеры, через что прошел и за что мы любим его сегодня.

За три с лишним десятка лет в модной индустрии дизайнер Марк Джейкобс успел заодно стать амбассадором квир-движения, бьюти-инфлюенсером и властителем дум. Джейкобс любит давать длинные и обстоятельные интервью, в которых помимо моды рассуждает об обществе, гендере, социальных проблемах и романтических отношениях, — некоторые из его ответов расходятся на цитаты. В том, что касается бьюти-сферы, Марк даст фору большинству популярных блогеров. В свой Instagram, на который подписаны почти полтора миллиона человек, он регулярно выкладывает фото с ярким макияжем (особенно любит тени всех оттенков синего), маникюром и в украшениях (номер один в его личном топе — жемчужные бусы). Недавно Марк начал записывать еще и обучающие бьюти-видео, чем многим скрасил долгие месяцы на карантине. Агендерный мейкап уже давно стал трендом, и Джейкобс здесь один из главных — и один из первых — трендсеттеров.

Louis Vuitton осень-зима 1998/99

Впрочем, трендсеттером Марк Джейкобс был всегда — менялись лишь сами тренды. Мы решили вспомнить, как длинноволосый парень из нью-йоркского пригорода превратился сначала в лощеного плейбоя, а затем в главного трикстера fashion-индустрии и любителя тех самых кобальтовых теней.

1980-е — первая половина 90-х: Изобретатель гранжа

Джейкобс для стиля гранж в одежде — то же, что Кобейн для стиля гранж в музыке. Если и не изобретатель, то как минимум крестный отец. Причем следовать принципам этого направления Марк начал задолго до 1987-го, когда термин «гранж» впервые появился в музыкальной прессе.


В юности Джейкобс носил длинные волосы и вещи, будто наугад вынутые из старого платяного шкафа (которым, судя по всему, вдвоем пользовались как дедушка, так и бабушка). Он обожал пиджаки oversize, мешковатые свитера и брюки, видавшие виды водолазки и рубашки в мелкий цветочек. Из обуви признавал в основном кроссовки и кеды. Есть фото 1985 года с бэкстейджа показа, посвященного фотографу Франческо Скавулло, на котором Марк стоит в окружении моделей. На нем черные джинсы и топ из тонкой ткани в мелкий рисунок — такой с радостью надела бы и девушка: в 22-летнем выпускнике школы Парсонс уже угадывается будущий разрушитель гендерных стереотипов.

Perry Ellis, 1992

Не удивительно, что в 1992-м именно Марк взорвет модный мир с первой гранжевой коллекцией для бренда Perry Ellis. Модели вышли на подиум примерно в том же, что носил тогда сам дизайнер: в мешковатых брюках, клетчатых рубашках, потертых куртках из денима и вещах с цветочным принтом. The New York Times тогда написала, что девушки выглядели так, будто одевались в темноте и с закрытыми глазами. Сам Джейкобс до этого даже в Сиэтле никогда не был (рос в нью-йоркском пригороде Тинек, а затем жил на Манхэттене, в роскошной квартире бабушки), но признается, что тем не менее обожал все связанное с гранжем — от музыки до общего стремления к «неконвенциональной» эстетике: «Специально создавать гранжевую коллекцию я не собирался. Но я искренне любил этот стиль, он был мне близок».

Конец 1990-х – начало 2000-х: Умник и умница

После скандальной коллекции из Perry Ellis Марка уволили, но это было уже не важно. Он сумел заработать себе имя в мире моды — и это имя открывало любые двери. Джейкобс продолжил активно развивать свой бренд, а в 1997 году его пригласили занять пост креативного директора Louis Vuitton — в этой должности он проведет целых 16 лет.


Перемены сказались на стиле Марка — пусть пока изменился он не слишком радикально. На рубеже десятилетий дизайнер по-прежнему любил oversize, широкие пиджаки, мешковатые свитера и футболки с рисунками. И все-таки на смену эклектике пришла некоторая сдержанность. Тогда же у Джейкобса появился любимый аксессуар — очки в стильной оправе, без которых он не появлялся на публике. Все вместе — пиджаки, джемперы, очки — придавало ему некоторое сходство не то с персонажами Вуди Аллена, не то с его кумиром Ивом Сен-Лораном.


Джейкобс, казалось, метил в интеллектуалы от моды: он увлекся современным искусством (благодаря ему состоялись нашумевшие коллаборации Louis Vuitton со Стивеном Спраузом, Такаси Мураками, Яеи Кусамой и не только) и близко сдружился с «мыслящей элитой». Его подругами и музами надолго стали режиссер София Коппола и звезда интеллектуального кино Кирстен Данст.

Marc Jacobs x Takashi Murakami

София Коппола и Марк Джейкобс

Вторая половина 2000-х: Загорелый и великолепный

Примерно в середине нулевых произошли уже куда более ощутимые изменения: Марк постепенно начал превращаться в живое воплощение этого гламурного десятилетия. Он коротко подстригся, отказался от очков, похудел и накачал мускулы, а на мероприятиях появлялся таким загорелым, будто дни проводил не за работой на два бренда, а под солнцем Малибу.


Мешковатая одежда ушла в прошлое, уступив место обтягивающим лонгсливам, костюмам по фигуре и рубашкам, которые Марк носил, расстегнув верхние пуговицы — чтобы была видна загорелая грудь. Если бы нужно было проиллюстрировать набившее оскомину в нулевые понятие «метросексуал», любое фото Джейкобса тех лет подошло бы идеально. «Думаю, многое изменилось, когда я пришел в форму, — вспоминает о тех временах дизайнер. — Тогда я вдруг стал гораздо охотнее позировать фотографам. Из парня с длинными волосами и в очках, который редко менял одежду, я вдруг превратился в человека, которого вообще не хотели больше видеть одетым. На съемках мне говорили: „Раздевайся!“ А я был только рад. Не для того ведь я столько над собой работал, чтобы прятаться под шмотками».


Позднее Марк признался, что это была эра беспорядочного секса и наркотиков: его жизнь состояла из работы, вечеринок на Ибице и бесконечных свиданий с парнями, найденными через приложение для знакомств: «По большому счету мне было наплевать на этих ребят. Я просто хотел секса».

Рекламная кампания аромата Marc Jacobs Bang


Louis Vuitton x Stephen Sprouse, 2001


Marc Jacobs осень-зима 2008/09

Под конец десятилетия Джейкобс снялся в одной из самых провокационных рекламных кампаний тех лет: на постере аромата его именного бренда Marc Jacobs под названием Bang дизайнер позирует лежа на спине голым, прикрывшись лишь гигантским флаконом — его загорелое тело покрыто эффектными татуировками. Снимал рекламу Юрген Теллер, а автором идеи был бизнес-партнер Марка Роберт Даффи, который заявил, что дизайнер выглядит так сногсшибательно, что ему в пору позировать обнаженным для рекламы аромата. Марк, как и всегда в таких случаях, спорить не стал.

2010-е: Гендер-бендер

Вообще-то носить женскую одежду Джейкобс любил всегда. А вернее, он никогда по-настоящему не делил одежду по, так сказать, признаку гендера. «Верю, что все что угодно может быть как мужским, так и женским», — эту фразу из интервью The Cut можно считать жизненным девизом Марка. Во всяком случае, одним из.


С началом прошлого десятилетия Джейкобс, хоть и остался таким же подтянутым и (почти) таким же загорелым, перестал играть в маскулинного мачо и вместо того вжился в образ провокатора и разрушителя стереотипов. В его гардеробе появились юбки (и не только килты), платья, «женские» пальто, обувь на каблуке и платформе. Один из самых знаменитых выходов дизайнера за всю его карьеру состоялся на Met Gala в 2012 году — он пришел в прозрачном кружевном обтягивающем платье Comme des Garcons. «А что такого? Это всего лишь кружевное платье, — прокомментировал выбор наряда Марк. — Я не хотел быть скучным и надевать на красную дорожку смокинг».


В те же годы Джейкобс начинает экспериментировать и с мейкапом: он по сей день обожает цветной лак для ногтей, яркий макияж глаз, помаду, тональный крем и консилер: «Это так глупо — стигматизировать мужской макияж, — говорит Марк. — стремление украшать себя свойственно любому человеческому существу».

Марк Джейкобс в платье Comme des Garcons на Met Gala, 2012

Марк Джейкобс на Love Ball III, 2019

2020: Бьюти-икона

Отыграв за долгую карьеру множество ролей — от «ботаника» до тусовщика с Ибицы — Марк Джейкобс, кажется, наконец стал собой: человеком без ограничений, презирающим любые стандарты. Беспорядочный секс и наркотики, кажется, остались в прошлом: Марк живет счастливой семейной жизнью с мужем, моделью Чарли Дефранческо — год назад они сыграли роскошную свадьбу с кучей знаменитых гостей. Видео из Instagram, где дизайнер наглядно показывает, как красится и ухаживает за собой, снискали такую популярность, что бренд мужской краски для волос Just for Men посвятил Джейкобсу продукт для ухода за бородой, назвав его Just for Marc и снабдив соответствующей фотографией. Марк выложил фото с упаковкой в свой аккаунт и не преминул написать, что был бы не против, если бы марка называлась Just for Humans — «Просто для людей».

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}