Космический дизайн — на Земле и на орбите
текст:
полина лысакова
Интерес к космосу не утихает уже 61 год, с тех пор как 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. С этого момента науке, технологиям, человеческой мысли вообще стало на Земле тесновато. По просьбе The Blueprint Полина Лысакова, куратор внемузейных выставок и проектов Музея космонавтики, рассказывает о самых ярких интерпретациях космических достижений в дизайне и моде.
SPACE AGE В МОДЕ
Мы помним «звездные» платья и жакеты Эльзы Скиапарелли 1947 года, помним, как увлечение астрономией влияло на первые коллекции Кристиана Диора 1950-х, но все это были романтизированные фантазии о космосе, оторванные от реальности. В 1960-х, когда космос наконец был открыт, мода перешла от бесплотной теории к практике, и появился тренд на ткани с металлическим блеском, белый цвет и облегающие силуэты. Космическими первопроходцами фэшн-индустрии стали Пьер Карден и Андре Курреж.
Пьер Карден произвел особый фурор со своей коллекцией Cosmocorps 1964 года. Сам дизайнер говорил, что на создание этой коллекции его особенно вдохновил полет Валентины Терешковой, с которой в дальнейшем его связывала крепкая дружба. В той коллекции Карден показал свои представления о том, что будут носить люди, когда отправятся в космос. С особой щедростью дизайнер использовал промышленные молнии и металлические украшения, серебристую ткань и пластик. Карден работал с одеждой как с архитектурной формой, оттого в серии активно использовались геометрические фигуры: детали в виде ромбов, кругов и прямоугольников.
Коллекция Cosmocorps Пьера Кардена
«ЛУННАЯ ДЕВУШКА» Андре Куррежа
Коллекция Courreges «Лунная девушка»
Андре Курреж реагировал на технологический подъем в исследовании космоса работой с инновационными материалами. Как и Карден — в 1964 году, он выпустил коллекцию вещей и аксессуаров, выполненных из пластика и металлизированных тканей. Каждый образ он создавал для так называемой «лунной девушки», которую сам и придумал. Девушка, по задумке Куррежа, должна была ходить по Луне в лаконичных платьях мини, узких брюках, коротких куртках и туниках. Космический портрет завершали шляпы-шлемы, огромные солнцезащитные очки и ботинки с пластиковыми вставками на плоской подошве. Цвета коллекции — белый, бледно-розовый, голубой — напоминали о космическом холоде и звездных туманностях, а контрастный оранжевый отсылал к скафандру Юрия Гагарина.
Новаторство модельера проявилось и в новой технике кроя. Ему удалось сконструировать одежду так, что она казалась невесомой. Сыграли и круглые вырезы в зоне спины и живота, и треугольные силуэты платьев мини, в которых Курреж стремился связать верхнюю и нижнюю части фигуры: его мини-платья ниспадали с плеч, расширяясь к подолу, что и создавало желаемый эффект — одежда будто парила в невесомости в отрыве от тел. Думая об эргономике и удобстве, так необходимых в космосе, Курреж решил, что его модели будут носить вещи на голую грудь — без бюстгальтера, поскольку в космосе не до лишних сковывающих вещей.
Самая известная коллекция Courrèges Space Age вышла в 1968 году. Правда, она больше напоминала о спорте, чем о космосе, поскольку была полна трикотажных костюмов и комбинезонов, не сковывающих движений. Ветровки, платья и свитера, которые дизайнер показал на подиуме, тоже были не столько футуристичны, сколько просто более практичны для жизни. Что ж, тем не менее так Курреж пытался сблизить далекий космос с земными людьми, сделав идею об одежде для освоения космических просторов доступнее и функционально, и визуально.
Коллекция Courreges «Space Age»
ФАНТАЗИИ О КОСМОСЕ ПАКО РАБАНА
С первых коллекций бренда Paco Rabanne — основанного в 1966-м — стало ясно, что баскского дизайнера тема космоса тоже волнует. Он интерпретировал Space Age по-своему, представив для себя технологическое будущее как эпоху не только продвинутых технологий, но и взглядов. В результате родился образ эмансипированных амазонок, бороздящих космические просторы. Их наряды в исполнении Paco Rabanne напоминали кольчуги, только собранные не из металла, а из пластиковых пластин. Пако Рабан стал дизайнером поп-культурного масштаба: модельер в соавторстве с Жаком Фонтереем создал костюмы для культового фантастического фильма «Барбарелла», выход которого в 1968 году пришелся как раз на разгар освоения космоса. Футуристичный дизайн одежды, использование нестандартных материалов и откровенность стали визуальным комментарием как на освоение космоса, так и на происходящую в этот же момент сексуальную революцию. Впоследствии образы главной героини фильма вдохновляли и многих других выдающихся кутюрье. Рифмы к ее нарядам мы видели, например, в коллекциях Жан-Поля Готье (осень—зима 2009/2010), Dior (осень—зима 2014/2015), а также Jeremy Scott (весна—лето 2016).
Коллекция Paco Rabanne «12 неносибельных платьев из современных материалов», 1966
Показ Жана-Поля Готье осень-зима 2009-2010
Показ Jeremy Scott весна-лето 2016
КОСМОС В ДОМЕ
Космос постепенно становился поп-культурным явлением. За трансляциями запусков следили, не отрываясь от экранов; космонавты превращались в героев планетарного масштаба; дети мечтали быть космонавтами, да что дети — нет-нет да и каждый взрослый мечтательно засматривался в небо. Так что практически сразу у космоса появился свой мерч силами промышленных дизайнеров, которые, увлекаясь космической темой, экспериментировали с формами, материалами и цветами. Зарубежный промышленный дизайн 1960-х подарил нам иконические предметы, которые пользуются популярностью до сих пор. В первую очередь это, конечно, эргономичное кресло Globe финского дизайнера Ээро Аарнио, которое он создал в 1965 году. Благодаря эргономике и космической эстетике оно не раз привлекало режиссеров, которым было необходимо создать в кадре фантазийные интерьеры космических станций, как, например, в фантастической комедии «Марс атакует!». Аналогичным образом кресла Djinn Оливье Мурга, которые он придумал в 1965-м, заполнили один из самых запоминающихся интерьеров «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Венский художник, скульптор и архитектор Вальтер Пихлер создал кресло, которое при других обстоятельствах вполне могло бы сойти за космический аппарат, Galaxy I. А датчанин Вернер Пантон, увлекаясь мыслями о межгалактических путешествиях и инопланетных формах, экспериментировал с цветами и округлыми планетарными формами, создавая космические интерьеры, как, например, штаб-квартира издательского дома Spiegel.
Кресла Вернера Пантона
Кресло Globe, Ээро Арнио
Кресла Djinn Оливье Мурга в интерьерах фильма «Космическая Одиссея»
Вернер Пантон
ДОМ В КОСМОСЕ
Но дизайнеры работали не только на популярность космических исследований, но и на сами космические исследования. По мере увеличения продолжительности полетов все актуальнее становился вопрос о комфорте космонавтов на околоземной орбите. Изолированное замкнутое пространство, невесомость — все эти факторы стали своеобразными исходными данными для проектирования интерьеров обитаемых космических аппаратов. При этом нужно было найти оптимальный баланс между эргономикой пространства, функциональностью отдельных элементов и пространства в целом, комфортного цветового решения интерьера — так как это залог успешной работы космонавтов на орбите. В СССР первым «космическим дизайнером» стала архитектор Галина Балашова. С начала 1960-х годов она работала на космическом предприятии ОКБ-1, возглавляемом С. П. Королевым, где отвечала за архитектурные разработки. И в течение почти трех десятилетий была единственным дизайнером и единственной женщиной среди тех, кто проектировал интерьеры космических кораблей «Союз», орбитальных станций «Салют» и «Мир», лунного орбитального корабля (эту программу свернули после того, как американцы первыми высадились на Луну) и советского «челнока» многоразового использования «Буран».
Эскизы Галины Балашовой
Эскизы Галины Балашовой
В ходе многих экспериментов архитектору удалось найти баланс между техническими принципами, компоновкой и организацией сложного пространства. «...когда мы первый „Союз“ делали, Сергей Павлович (Королев) дал задание сделать комфортное пространство, потому что конструкторы первоначально просто сделали два ящика, выкрашенные в красный цвет. <...> Я решила, что спать они будут на диване, здесь же можно сушить скафандры. Туалет должен быть обязательно. В закрытом положении он используется как кресло», — вспоминает она.
КОСМИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В СССР
В советском промышленном дизайне 1960-х особенно пригодились технологии и материалы, разработанные для военных и космических отраслей. Военными предприятиями выпускались и уникальные авторские изделия по мотивам космических разработок, например, электрический самовар «Спутник», созданный по проекту художника К. Собакина, который с середины 1970-х производился Суксунским заводом металлоизделий. Кроме того, в СССР как в стране, которая должна была лидировать в космической гонке, космический мерч был особенно необходим, чтобы вдохновлять людей общей идеей завоевания космоса. Тут вновь пригодились умения Галины Балашовой. Параллельно с основной работой она занималась прикладным искусством на космическую тему, например, разработала эскизы вымпелов, эмблем, нашивок. В СССР именные эмблемы появились в 1975 году на скафандрах экипажа космического корабля «Союз-19» Алексея Леонова и Валерия Кубасова, совершивших экспериментальный полет по программе «Союз» — «Аполлон». Эскиз эмблемы нарисовала Галина Балашова в 1973 году для эскиза значков, которые планировали раздавать на выставке во Франции, в Ле-Бурже на XXX Авиакосмическом салоне. Значки очень понравились американцам, их стали использовать для изготовления сувенирной продукции по всему миру. Впоследствии, в 1975 году, этот рисунок утвердили как эмблему программы «Союз» — «Аполлон».
Пылесос «Спутник» / Лампа «Ракета»
Космический дизайн в СССР также проникал в каждый дом через быт. Кроме очень распространенных всевозможных настольных ламп-ракет существовали и более сложные домашние «космические» объекты. В первую очередь за них отвечали специалисты ВНИИТЭ (Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики). Они спроектировали, например, пылесос «Сатурн» и магнитофон «Комета».
Но диковинные объекты создавали не только мастера ВНИИТЭ. Например, сотрудники Днепропетровского агрегатного завода создали пылесос «Ракета-7», одну из самых популярных моделей в СССР 1960-х. «Несмотря на значительный вес, неповоротливость и шумность, пылесос был очень популярным. Кроме комнатной уборки с его помощью можно было собирать крупный мусор, а способность пылесоса работать на выдув использовалась для побелки стен и потолков и опрыскивания домашних растений. Каждая модель „Ракеты“ имела базовую комплектацию и несколько улучшенных вариантов; в комплект входили щетки и насадки для чистки, полочка для принадлежностей и разбрызгиватель жидкости, используемый для побелки», — объясняет Ольга Дружинина, заместитель директора по науке Московского музея дизайна. Название и форма пылесоса — дань моде на аэродинамический стиль, который стал популярным в начале 1960-х.
НЕЗЕМНЫЕ АРОМАТЫ
Достижения в космической отрасли не остались и без внимания парфюмеров. Так, осенью 1958 года парфюмерная фабрика «Новая заря» выпустила аромат с символическим названием «Спутник». Упаковку украшали изображения трех искусственных спутников Земли, которые были запущены в космос в 1957 и 1958 годах.
Отметила «Новая заря» и первый полет человека в космос. В честь события в продажу поступили два парфюма: одеколон «Восток» и духи «Слава». Одеколон выпускался в остроконечном флаконе, напоминающем ракету.
А по случаю полета в космос первой женщины, Валентины Терешковой, в 1963 году парфюмеры «Новой зари» создали духи, красивый хрустальный флакон которых по замыслу специалистов ассоциировался с архитектурой родного города Терешковой, Ярославля. Тем временем на фабрике «Северное сияние» первой женщине-космонавту посвятили духи «Чайка», названные в честь радиопозывного Валентины Терешковой.
Аромат «Спутник», «Новая заря»
Аромат «Чайка», «Северное сияние»
Аромат «ЭПАС» «Союзпарфюмерпрома» и Revlon
В борьбе за первенство в космосе было место не только соперничеству, но и сотрудничеству — и это проявилось не только в космическом дизайне, но и в парфюмерии. Так, к стыковке космических кораблей «Союз» — «Аполлон» в 1975 году были выпущены духи и одеколон «ЭПАС» («Экспериментальный полет „Аполлон“ — „Союз“») совместного производства «Союзпарфюмерпрома» и американской компании Revlon.
Дисклеймер: материал был впервые опубликован на The Blueprint 20 июля 2021 года