Энциклопедия: Pierre Cardin
Сто лет назад, 2 июля 1922 года родился Пьер Карден. Он прожил долгую жизнь и оставил великое наследие, в том числе и исторический модный дом Pierre Cardin. Все, что нужно знать об этом бренде и его создателе, — в одном наглядном материале.
Текст:
Анастасия Ворошкевич
О ПЬЕРЕ КАРДЕНЕ..................................................................................................... 1
КЛЮЧЕВЫЕ СИЛУЭТЫ ........................................................................................... 2
КИНО И ЛИЦЕНЗИИ ............................................................................................... 3
ТОВАРЫ ПО ЛИЦЕНЗИ PIERRE CARDIN ............................................... 4
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ .......................................................................... 5
ЗНАМЕНИТОСТИ ........................................................................................................ 6
любовь к нЕДВИЖИМОСТИ ........................................................................ 7
ЦИТАТЫ ............................................................................................................................... 8
музей и КНИГИ ....................................................................................................... 9
В индустрии моды имя дизайнера часто становится брендом, объединяющим под собой крупные производства и огромные ритейл-сети. Но, пожалуй, ни одно из имен не сможет сравниться с уровнем распространенности имени Пьера Кардена. Французского дизайнера пресса давно окрестила «королем лицензирования», вкладывая в эти слова определенную иронию: сегодня кейс о том, как некогда люксовый модный дом Pierre Cardin потерял свой престиж за счет раздачи лицензий, преподается на многих курсах по fashion-бизнесу.
О Пьере Кардене
Пьер Карден родился около Венеции в Италии в 1922 году, став самым младшим из одиннадцати детей. Бизнес отца — торговля вином — позволял большой семье поддерживать комфортный уровень жизни, однако в 1924 году из-за распространявшегося в Италии фашизма семье будущего дизайнера пришлось переехать во Францию. История творческого пути Кардена началась, как и у многих дизайнеров, с создания платьев для кукол: в 1930 году восьмилетний Пьер не только придумывал дизайн для нарядов, но и даже делал это «по заказу» соседей. Увлечение не осталось лишь детской забавой: в 1935 году, когда ему было всего 13 лет, Карден начал работать помощником портного. Вторая мировая война принесла свои сложности, однако в 1944 году Карден направился в Париж, присоединившись к миссии Красного Креста на позиции бухгалтера (умение вести учет впоследствии его не раз выручит). Во французской столице его ожидала стремительная карьера: сначала он присоединился к знаменитому модному дому Jeanne Paquin, после работал на Эльзу Скиапарелли, а в 1946 году устроился работать в Christian Dior в качестве главного портного дома. Карден в том числе отвечал и за создание знаменитой коллекции New Look 1947 года. Работа в Dior не была долгой: вскоре Карден решил покинуть дом в связи с полицейским расследованием об утечке информации о конструкции нарядов Диора. Карден был вызван и допрошен, и, чувствуя себя из-за этого оскорбленным и униженным, он ушел, чтобы создать свой собственный модный бренд. На тот момент ему было всего 28 лет.
![](/upload/4796/vms/c7c90fab8d714c5868cf436899cddcf6.jpg)
Успех его модного дома, созданного в 1950 году, был немедленным. Первая коллекция высокой моды была показана в 1953 году, а уже в 1954 году знаменитые платья-пузыри принесли дизайнеру всемирный успех. В 1959 году марка представила свою первую коллекцию прет-а-порте для женщин в универмаге Printemps в Париже, сразу после чего Кардена исключили из Синдиката высокой моды. Официальная причина исключения не была сообщена широкой публике, и Кардена снова приняли в Синдикат в том же году. Но факт исключения становится всемирно известным. Карден начинает ассоциироваться у всех с демократизацией французской моды, в связи с чем он успешно развивает линию прет-а-порте. За короткое время у него формируется штат из 200 человек, а в списке его клиентов появляются такие знаменитости, как актриса Рита Хейворт, первая леди Аргентины Эва Перон и даже The Beatles.
![](/upload/4796/vms/b04b78a5eeba98d4360ae452cc55ccc9.jpg)
первая коллекция Pierre Cardin прет-а-порте в универмаге Printemps
1
КЛЮЧЕВЫЕ силуэты
![](/upload/4796/vms/f400f4730a426c103ede5045da9b4d97.jpg)
Пиджаки И куртки без воротника
2
КИНО И Лицензии
Шестидесятые годы стали успешным десятилетием для Pierre Cardin: налаженный выпуск мужской и женской готовой одежды, создание коллекций для детей, открытие бутика мужской одежды возле студии на улице Фобур-Сент-Оноре. Именно это десятилетие стало самым плодовитым в сфере дизайна костюмов: Карден создает наряды для фильмов A Dandy in Aspic и You Only Live Once. Однако самым решающим стал 1968 год, когда Карден подписывает свое первое лицензионное соглашение на выпуск товара, не связанного с индустрией моды, — фарфоровой посуды под брендом Pierre Cardin.
К 1980-м годам Карден уже активно подписывает лицензионные соглашения. В 1984 году издание WWD пишет, что у Pierre Cardin около 540 лицензий, однако «дизайнера ценят за его избирательность и контроль». Тем не менее слишком широкая сеть продаж — товары бренда Pierre Cardin продавались и в люксовом универмаге Saks Fifth Avenue, и в дешевых магазинах K Mart — привела к тому, что бренд начал терять авторитет, о чем начали говорить в СМИ. Это, однако, не мешало затее с лицензированием оставаться прибыльной и выгодной: в статье WWD 1986 года ежегодный доход Pierre Cardin определялся суммой более чем 10 млн долларов, общий объем продаж оценивался в 1 млрд долларов, а сам Карден был предположительно назван самым богатым дизайнером в мире.
В 1995 году Карден имел более 900 подписанных лицензий и, несмотря на участившиеся разговоры о девальвации имиджа бренда, настаивал на том, что его интересует именно массовое распространение. Так, хотя в том году WWD писал, что «Pierre Cardin потерпел крах, когда его имя появилось на всем — от ключей до держателей для карандашей», бренд Pierre Cardin по-прежнему продавал на 1,2 млрд долларов в год. Перед началом нового миллениума Пьер Карден, однако, заявил о прекращении проведения показов бренда, которые возобновились лишь в 2010 году с коллекцией весна–лето 2011.
Сегодня у Pierre Cardin около 600 подписанных лицензий на производство различных товаров. Несмотря на то, что опыт бренда рассматривается многими как негативный, сам Карден не видел ничего плохого в идее лицензирования: «Я могу делать духи, могу делать сардины, почему нет? — заявил он в интервью New York Times. — Во время войны я скорее хотел бы почувствовать запах сардины, чем духов. И если бы кто-то попросил меня сделать туалетную бумагу, я бы подписался и на это. Почему бы и нет?»
наряды для фильма
A Dandy in Aspic
3
товарЫ по лицензии
PIERRE CARDIN
![](/upload/4796/vms/f07107bd873ec0b9da6ec1085be279ad.jpg)
![](/upload/4796/vms/df30f4b08b84fd231ad0fed8cca52259.jpg)
![](/upload/4796/vms/7fdb8b9b37ee4d87385be566361b8d00.jpg)
![](/upload/4796/vms/c179759bb55ab9d97e774dc354688181.jpg)
Смартфон Pierre Cardin
Стаканы Pierre Cardin
весы Pierre Cardin
![](/upload/4796/vms/f8bd94a9bc5704badf98ef58201146ab.jpg)
![](/upload/4796/vms/4a130b55d8ea53bda5e5b188eb67ff50.png)
![](/upload/4796/vms/732cac766234f9ee6f773d9bbb5d3b8d.jpg)
![](/upload/4796/vms/06bd09a3e0589921a2d650f50dc5f43c.jpg)
Канцелярские кнопки Pierre Cardin
Камера Pierre Cardin
Кастрюля Pierre Cardin
Планшет Pierre Cardin
![](/upload/4796/vms/fcc1aabb5bd30730df72e2dc6616b3b0.jpg)
![](/upload/4796/vms/37d07bd2ed61039b04a8c0a4efa4b6cc.jpg)
Ортопедические матрасы Pierre Cardin
![](/upload/4796/vms/871ceeb5e1d78acf233f993e250a1dce.jpg)
Детская кроватка Pierre Cardin
Посуда Pierre Cardin
4
Финансовое положение
В 2011 году Пьер Карден предпринял попытку продать собственный бизнес, о чем заявил в интервью изданию Wall Street Journal: «Я знаю, что меня не станет через несколько лет, и я хотел бы, чтобы компания продолжала существовать». Карден оценивал бизнес в 1 млрд долларов, что оказалось сильно завышенной суммой: по приблизительным оценкам банковских аналитиков, его стоимость не превышала 200 млн евро. По словам Пьера Майваса, старшего менеджера по бизнес-консалтингу Savigny Partners, «такой бренд, как Cardin, не растет [по стоимости], как обычный бренд, потому что он полностью основан на доходах от лицензии».
Однако точная оценка стоимости и состояния финансовой деятельности Pierre Cardin остается неизвестной из-за особенности ведения дел дизайнером. Карден никогда не использовал привлеченных средств для развития бизнеса: как следствие, он не создавал отчетность для инвесторов, не брал кредитов у сторонних банков, а его компания никогда не котировалась на бирже. «Первое, что я делаю каждое утро, — встречаюсь с банком. И это мой собственный банк, которым я владею. Так я забочусь о финансах компании», — заявлял в одном из интервью Пьер Карден, известный своей нелюбовью к банкам. Подобный подход, который многим покажется сегодня архаичным, можно объяснить другой цитатой дизайнера: «Я не хочу закончить как Баленсиага и умереть без никеля, чтобы через двадцать лет после моей смерти другие наживались на моем имени».
![](/upload/4796/vms/8a581e41150483261313f719de95cb96.jpg)
5
![](/upload/4796/vms/13493eebbc5ef6981dd9a91fe25a0b27.jpg)
![](/upload/4796/vms/08941efe0be2ef0f0b028f4b539bfa78.jpg)
![](/upload/4796/vms/0153bfd676d104182aae9d7ee4b82f25.jpg)
![](/upload/4796/vms/0aef67c70a603223d624eb13f7df1230.jpg)
Pierre Cardin, 1960-е
Работа со знаменитостями
Майя Плисецкая
Хироко Мацумото
Жанна Моро
![](/upload/4796/vms/9b13d7b1b8d3ba2858b54fed48884dea.jpg)
Пьер Карден встретил модель Хироко Мацумото в 1960 году во время своей поездки в Японию. Знакомство быстро переросло в дружбу и плотное сотрудничество: Мацумото последовала за Карденом в Париж, где проработала его моделью в течение семи лет. Она стала первой японской манекенщицей, представляющей французский модный дом.
Актриса Жанна Моро не только имела статус музы Кардена, но и в течение четырех лет была известна как его вторая половинка — став тем самым единственной известной женщиной модельера, не скрывавшего свою ориентацию. Их роман продолжался четыре года, однако даже после расставания их отношения остались близкими. «Это человек, перевернувший мою душу», — описывал Карден Жанну Моро.
Историю взаимоотношений Пьера Кардена и Майи Плисецкой можно назвать канонической: он называл балерину своей музой, дарил ей свои наряды, делал ее лицом бренда, она хранила верность одному кутюрье, с которым познакомилась еще в 1971 году на фестивале в Авиньоне. Тогда, только начав работать с Карденом, Плисецкая переживала, что у нее не получится объяснить, какими должны быть наряды для постановок. Однако Карден понял ее с полуслова: работая над костюмами для «Фантазии», дизайнеру удалось приспособить для балетной пластики модные силуэты XIX века. После именно в костюмах, созданных Карденом, Майя Плисецкая танцевала в знаменитых «Анне Карениной», «Чайке», «Даме с собачкой».
the Beatles
![](/upload/4796/vms/72359144baa457082eba9412d896fdda.jpg)
Марлен Дитрих
История отношений Кардена с другой актрисой — Марлен Дитрих — была значительно сложнее. «Я восхищался ею, а она доводила меня до бешенства!» — так описывал Пьер Карден свое сотрудничество с актрисой. Дизайнер, работавший со многими артистами, в 1975 году подписал контракт с Дитрих, став продюсером и создав костюмы для ее прощального турне. Переменчивость настроения и капризность актрисы стали причиной обиды Кардена, который, однако, не переставал признавать свое преклонение перед ней.
Необычные серые костюмы с круглым вырезом без воротника — модель пиджака Beatles Jacket, или Collarless Suit, мгновенно стала визитной карточкой как ливерпульской четверки, так и автора дизайна — Пьера Кардена. Примечательно, что Beatles заинтересовались одеждой Pierre Cardin практически сразу после выпуска им первой мужской коллекции, обеспечив тем самым широкую рекламу дизайнеру.
6
ЛЮБОВЬ К Недвижимости
За пристрастие Пьера Кардена к покупке недвижимости дизайнера не раз называли «недвижимым магнатом». Он был владельцем многочисленной недвижимости вокруг Елисейского дворца в VIII округе Парижа, нескольких бизнес-строений и собственных домов. Однако среди недвижимости и активов Кардена есть и свои «звезды». Так, к примеру, в 1975 году дизайнер начал создавать «Пузырчатый дом» (La Maison Bulle) на Французской Ривьере. Большая площадь комплекса, его необычная органическая форма, а также панорамный вид сделали Maison Bulle частым героем СМИ, а его хозяина — широко известным своим пристрастием к дорогой недвижимости.
![](/upload/4796/vms/38df31f90858457e2ee6c12333b35cb6.jpg)
![](/upload/4796/vms/87fe16a3b12ef7af68178f4ec11afc8c.jpg)
![](/upload/4796/vms/8d75154b7958953a5fc6a7faad4feb14.png)
В 1981 году Карден купил рестораны Maxim''s, включив их в активы своей компании. Вскоре после этого, уже к 1983 году, были открыты филиалы ресторанов в Нью-Йорке, Лондоне и Пекине, а также лицензирован широкий ассортимент продуктов питания под этим названием.
В 2001 году Карден купил руины замка в Лакосте, Воклюз, в котором когда-то жил маркиз де Сад. Он частично отремонтировал замок, и сегодня там проходят музыкальные и танцевальные фестивали.
Кардену также принадлежал палаццо в Венеции под названием Ca'' Bragadin. И хотя сам дизайнер утверждал в нескольких интервью, что этот дом когда-то принадлежал Джакомо Казанове, на самом деле это был дом Джованни Брагадина ди Сан-Кассиана, епископа Вероны и патриарха Венеции.
7
Цитаты
Мне повезло стать частью пост-военного периода, когда все должно было быть переделано.
Они говорили, что «прет-а-порте убьет твое имя», но оно спасло меня.
У меня есть имя, и мне нужно извлечь из него выгоду.
Мое имя важнее, чем я.
Мы раздеваем мужчин и женщин, мы больше их не одеваем.
Мода такая разнообразная. У нее нет больше четкой идентичности, как было раньше с Balenciaga, Chanel, Cardin, Courreges. Дизайн — это опознавание без бренда. Одной лишь элегантности недостаточно.
Я умываюсь собственным мылом, ношу собственный парфюм, ложусь спать на собственные простыни. Под моим именем даже есть продукты питания. Я живу за счет себя.
8
![](/upload/4796/vms/98ed5d1a0652090e07caca870292034b.jpg)
![](/upload/4796/vms/396e1fc21114b8562e88cc78150c3359.jpg)
![](/upload/4796/vms/82c0911b42703aef90876d37d94d1f02.jpg)
Pierre Cardin, архивные съемки, 1970–1990-е
![](/upload/4796/vms/d5e264590c5ed0b48e163cfddb5cbc90.jpg)
![](/upload/4796/vms/6fbda7161f00bef1228389fb0176433e.jpg)
МУЗЕй и Книги
Pierre Cardin: 60 Years of Innovation
Pierre Cardin Evolution: Furniture and Design
Pierre Cardin: The Man Who Became a Label
Издание, подготовленное к 60-летнему юбилею модного дома, актуально и сегодня. Написанная Жан-Паскалем Эссе, работавшим долгое время пресс-секретарем, книга рассказывает о жизни Пьера Кардена, начале его карьеры и о создании собственного модного дома. Автор повествует не только об инновациях в творчестве и дизайне, но и подробно описывает нововведения Кардена в бизнесе.
Запущенную Пьером Карденом в 1970-х годах линию мебели многие называли прорывом во французском мебельном дизайне. Дизайнер перенес свой скульптурный подход к моде в дизайн мебели, в результате чего ему удалось получить узнаваемый фирменный стиль: футуристические формы в сочетании с традиционными лаковыми и краснодеревными материалами. Книга рассказывает об этой стороне творчества Кардена: архивные документы и недавние фотографии представляют редкие образцы авангардной мебели Pierre Cardin.
Написанная американским журналистом Ричардом Мораисом биография Пьера Кардена «Человек, который стал лейблом» так и осталась не согласованной с главным героем: сам Карден несколько раз публично открещивался от фактов из нее и даже просил друзей-журналистов не рецензировать книгу (которые послушно не стали). Большинство критиков тем не менее тепло отнеслись к книге, выросшей из кавер-стори для Forbes. Так, Financial Times, к примеру, убеждали, что «это не просто описание жизни — он (Мораис. — Прим. ред.) поймал саму суть человека».
Pierre Cardin: Past, Present, Future
«Тайна стиля. Майя Плисецкая и Пьер Карден»
Музей Pierre Cardin
Издание, выпущенное к ретроспективной выставке 1991 года Pierre Cardin: Past-Present-Future в Музее Виктории и Альберта, сегодня смело можно назвать коллекционным. Тем не менее обилие редких архивных фотографий, а также анализ истоков и развития футуристичного дизайна бренда в 1960-х и 1970-х годах делают книгу не только украшением чайного столика, но и информативно полезным источником.
Посвященное творческому дуэту Майи Плисецкой и Пьера Кардена издание является, по сути, подборкой фотографий нарядов, созданных дизайнером для своей музы. В книге при этом представлены как костюмы к балетам, так и повседневная одежда Плисецкой бренда Pierre Cardin. Издание состоит из трех частей: «Тайна стиля», «Майя в городе» и «Костюмы для балета».
Париж, Франция
5 Rue Saint-Merri
9