Blueprint
T

Ищу срочно

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":407,"y":472,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":84}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":472,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Журналистку и соосновательницу бренда Vereja Машу Комарову — бесят сторис о поиске моделей. Не в силах и дальше это терпеть, она решила разобраться, почему же так выводят из себя объявления и люди, которые их постят?

Гнев человеческий 

«Кто едет Стамбул — Москва завтра? Нужно передать небольшой пакет», — спрашивает фотограф Дима Миронов. «У кого-то в Париже найдется старое кресло или матрас?» — интересуется лондонская стилистка Джейми-Мари Шиптон. Каждый день приносит с десяток таких объявлений в Instagram*, превращая ленту социальной сети в газету «Из рук в руки». Я стараюсь не раздражаться — в конце концов, может быть, матрас в Париже в самом деле проще и быстрее найти через соцсети, а не в местном аналоге «Авито» — leboncoin. Но когда я вижу запросы «Ищем модель на кампейн срочно», самообладание покидает меня, уступая место злобному недоумению. Я категорически не понимаю такого подхода к работе — и вот почему.

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-1241,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":9.3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":204,"y":-3,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":568,"y":-5,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":924,"y":-11,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":1354,"y":-4,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":64,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}},{"id":11,"properties":{"duration":192,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":178,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":15,"properties":{"duration":215,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Я занимаюсь кастингом в Vereja с 2020 года, мы сделали три показа, регулярно проводим съемки. Каждый раз поиск моделей — это pain in the ass. Начинается все с технического задания — ТЗ. В «Цветном» мы плели инсталляцию из огромных паутин, так что модели на презентации должны были напоминать «жертв пауков» — то есть быть длинноволосыми, худыми и бледными. В последнем кампейне руководствовались принципами «Русь, сказки, фолклор», так что искали блондинок или рыжих луноликих девчонок. Составив ТЗ, я отсматриваю моделей во всех российских агентствах — от Москвы до Владивостока, запрашиваю снепы и видео тех, кто кажется подходящим, и торгуюсь. Если это показ или презентация, то мы делаем еще и стрит-кастинг — это примерно две недели серфинга в Instagram* с переходами с профиля на профиль (благодаря ему мы открыли, например, Мишу Maus, который впервые появился на нашем показе и которого потом подписал Lumpen).


Другими словами, с моей точки зрения, кастинг — это большая и долгая работа, которая начинается с вводных от арт-директора и выполняется с должным вовлечением на каждом этапе. Так что, в очередной раз столкнувшись с запросом на «модель в Париже на кампейн срочно», я поняла, что риторический вопрос «на что вы вообще рассчитываете?» пора кому-то задать.

Красивые люди

Памятка для клиентов от Яна Кивы, агента Number Management:
как составить идеальный
запрос на модель

Первым под горячую руку попал Никита Моисеенко, основатель бренда Sorry, I’m not. Он только что вышел из качалки и готов делиться опытом: «Лет пять назад мы летали в Париж, и нам надо было снять там каталог. Я знал цены местных агентств и понимал, что для нас это неподъемная история. И к тому же представляешь, сколько там агентств? Я бы умер во все писать. Так что я хотел выйти на модель напрямую, ведь работать так может быть в разы дешевле. Мы дали клич в инстаграме, и, хотя обычно это приводит к открытию ящика Пандоры, в итоге откликнулась девушка из России, которая как раз тогда была во Франции, и мы ее сняли». Вспоминаю, что через сторис Sorry, I’m not искали и моделей в России: «Да, такое было, — подтверждает Никита, — потому что в Москве обычно три с половиной модели (самые востребованные модели работают по контракту в Азии, Европе или США. В России небольшой рынок и работы тут не так много. — Прим. The Blueprint), все их знают и все за ними охотятся. А нам хочется непримелькавшееся лицо не за 100 тысяч рублей, — разводит руками дизайнер. — Мы с помощью сторис регулярно кого-то находим, но надо быть готовыми к тому, что 90% тех, кто напишут, будут, мягко говоря, неподходящими и, скорее всего, вообще не моделями». Я ехидно намекаю Никите, что, возможно, искать будет легче, если прописать в объявлении конкретный типаж. «Я не публикую референсы, потому что не знаю, как их описать. У меня специфический вкус на людей, и я не могу объяснить, что для меня красиво. Когда кастинг готовит продюсер, я просто говорю: „Мне нужны красивые люди“».

1. Что это за съемка (видео/фото).

2. Определение съемки (е-ком, лукбук, кампейн, стритстайл).

3. Распространение (соцсети и интернет, печать, медиа).

4. Если это витрины — то города и адреса.

5. Сроки активного использования.

6. Команда (не всегда на начальном этапе есть понимание по команде, но тогда можно написать, что еще в поиске, и держать в курсе).

7. Описание типажа модели (например, параметры и цвет волос). Без упоминания про мифическую и непонятную «топ-модель».

8. Мудборд.

9. Гонорар (удобно понимать, на сколько клиент рассчитывает (и готов ли рассмотреть увеличение гонорара для особых моделей). Также хорошо, когда пишут, готовы ли привезти модель из другого города/страны или нет.

10. И последнее: если модель подтвердили, очень хотелось бы видеть нормальный вызывной лист со всей информацией, контактами, с картой, а также примерным планом на день, с указанием, когда будет перерыв на еду.

11.* Не знаю, стоит ли упоминать. Но, честно говоря, безумно приятно, когда продюсер или кастинг-директор возвращается, даже с отказом.


{"points":[{"id":16,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":18,"properties":{"x":60,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":17,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeIn","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":19,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":21,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1.37,"scaleY":1.37,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":20,"properties":{"duration":74,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Я, однако, хорошо помню, что «просто красивые люди» нужны не только брендам. В сторис фотографа Абдуллы Артуева тоже мелькают не только его работы с Vogue Czechoslovakia и Harvey Nichols Dubai, но и запросы «ищу модель». Пора узнать, успешны ли его поиски. Мой звонок застал Абдуллу затаскивающим гигантский телевизор в новую квартиру в Тбилиси — водрузив технику на законное место, фотограф припомнил: «Я несколько раз искал моделей в сторис, — говорит Абдулла, — в последний раз искал модель для съемки Vogue Czechoslovakia, которую мы делали в столице Грузии. Девушки в местных агентствах для этого проекта не подходили, так что мы решили искать в инстаграме*. В результате знакомая модель дала ссылку на свою подругу — грузинку, которую ведет агентство в Милане, но которая не представлена в Тбилиси. Когда мы снимали, она как раз приезжала домой, так что все сошлось. Такая же история была в Чечне: я снимал обложку для Elle Russia в родной республике, там нет модельных агентств. Единственным способом найти кого-то было объявить о кастинге в соцсетях, что мы и сделали».


«Однажды я искал модель на съемку лукбука в Тбилиси, — вспоминает, любовно глядя на только что принесенное официантом блюдо с хинкали в тбилисской „Лолите“, московский стилист Паата Поцхвериа, работающий, например, с Limé‎. — Так как сам я живу в Москве и никаких агентств в Грузии не знаю, то пришлось тоже объявлять поиск в сторис, — объясняет он. — В Москве я так ни разу не делал и выбираю обычно из моделей в агентствах». На всякий случай уточняю, откликался ли когда-то сам Паата на запросы «ищем стилиста срочно»: «На такое я не отвечаю, потому что чаще всего это работа из разряда „давайте снимем что-то очень классное, но у нас вообще нет бюджета“. А я так не люблю», — резюмирует Паата и подвигает к себе тарелку с хинкали.

Тревоги и опасения

Пора узнать, что о таких поисках думают сами модели, так что я созваниваюсь с Вероникой Ульяновой, которая сначала ходила на показах Miu Miu, Comme des Garçons и была лицом Marc Jacobs, а потом решила вернуться в Петербург и теперь работает в Северной столице без агентства. При таких вводных объявления из соцсетей могут показаться вполне рабочим вариантом. Могут, но не кажутся:


«Если честно, я даже не видела никогда сторис про поиск моделей. Но даже если бы и наткнулась на такое, я бы не откликнулась. Классные команды всегда пишут всем напрямую в инстаграм или запрашивают моделей в агентствах. В общем, у меня бы вопросы были, если бы я такое увидела, у меня бы создалось ощущение самодеятельности», — говорит она. Как же тогда Вероника ищет работу? «Агентства всех знают, и, даже если у нас с ними не подписан договор, то мне все равно приходят новости о кастингах и агенты меня все равно предлагают клиентам, — объясняет Вероника. — Я сама себе выстраиваю маркетинг и менеджмент, потому что я уже опытная. Но я не нарушаю правил: если тебя агент показал какому-то клиенту, то дальше работать с этим заказчиком ты можешь только через него, никакой самодеятельности».


памятка для моделей
от фотографа Абдуллы Артуева
какие фото отправлять, если вы
отвечаете на сторис
с кастингом

все фото должны быть при дневном свете и без макияжа


1. фото в фас с распущенными волосами

2. фото в фас с собранными волосами

3. профиль с одной стороны

4. профиль с другой стороны

5. фото в рост, на котором видно фигуру



Найти людей, которые расскажут про свой опыт работы «через сторис», оказывается, очень непросто, ведь по условиям контрактов модели, подписанные в агентствах, могут работать только через своих букеров. «Некоторые неопытные ребята могут соглашаться на работу в обход, — объясняет модель агентства V project и по совместительству дежурный редактор новостей The Blueprint Илья Дегтярев, — но им потом за это прилетает по шапке. Работал ли я так когда-то сам? Нет, я всегда отправляю запрос букеру, потому что иногда мне в директ приходили сообщения с предложением в съемке небольшого лукбука за 15 тысяч, а потом оказывалось, что билборды с этим „небольшим лукбуком“ будут висеть по всей Москве, а это уже совсем другие деньги. В случае если работаешь с заказчиком напрямую, все эти вопросы с распространением не урегулированы никак».


Получается, об опыте откликов на сторис с кастингами можно расспросить только начинающих моделей, которые не подписаны в агентствах: «Я так работала с брендами Koss Koss и Vina Upcycle, — рассказывает Эллианна Фишман, у которой было агентство в Белоруссии, а в Москве букера пока нет. Вообще я весь год в России работаю на себя без агентства: просто слежу за кастингами в инстаграме и телеграм-чатах. Со временем у меня появились клиенты, которые пишут напрямую: так мы работали, например, с p.p.s., yaspis и „Яндекс.Универмагом“. Что касается денег — то проблемы с выплатами были только раз: оплату задержали на две недели. В остальном, хотя я и не подписываю договоры, продакшен, выплаты — все ок. Однажды на одном показе я даже обнаружила, что получаю больше моделей из агентств, потому что мне не приходится платить комиссию».

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-106,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":22,"properties":{"x":72,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":9.3,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":23,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":204,"y":-3,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":10,"properties":{"x":568,"y":-5,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":924,"y":-11,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":14,"properties":{"x":1354,"y":-4,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":64,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}},{"id":11,"properties":{"duration":192,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":178,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":15,"properties":{"duration":215,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Причины и последствия

{"points":[{"id":24,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":26,"properties":{"x":0,"y":386,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":25,"properties":{"duration":386,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

В попытке расставить все точки над i я связалась с самыми заинтересованными игроками рынка — агентами и букерами. Ян Кива, букер агентства Number, о сторис с объявлениями отзывается без энтузиазма: «Мне не комфортно, когда из запроса не ясно ни что за съемка, ни для кого, ни какая команда. Каким образом я пойму, кого из моделей предлагать? Было бы здорово сразу понимать все аспекты ТЗ, это улучшило бы условия работы для всех нас».


Опытом готова поделиться и основательницей агентства Lumpen Авдотья Александрова, которую мой звонок застал в Турции. «Я хорошо отношусь к постам про поиски моделей, потому что и сама так делаю довольно часто, ведь я не только модельный агент, но и кастинг-директор, — рассказывает Авдотья, передавая дочь няне. — Часто какой-то типаж не найти в агентствах и своих базах, и приходится объявлять открытый поиск. Недавно я делала кастинг на рекламу российского производителя техники. У клиента был запрос на коммерческую модельную девочку, но нужно было, чтобы она умела танцевать, а это редкость. В результате я разместила объявления в телеграме, „ВКонтакте“ и инстаграме* и за ночь нашла нужного человека».


SEX:

Nationality:

age:

HAIR:

EYES:

height:

weight:

Редкий типаж — всегда исключительный случай, но нормально ли искать таким образом моделей более конвенциональных? «Если в инстаграме размещают простейший запрос, как правило, это значит, что человек просто хочет сэкономить, — рассуждает Авдотья. — Через агентство — это другие деньги. Напрямую модель пытаются уломать на меньшую сумму». По словам Авдотьи, были случаи, когда за съемку, которая стоит 30 000, ее моделям предлагали по 3 000 рублей. «Поэтому у нас есть правило: перед тем, как соглашаться на какую-то работу, модели должны рассказать о проекте мне, — объясняет Авдотья. — Что касается сторис про поиск моделей без указания типажа и даже пола... Это странно. Такие ребята просто не знают, чего хотят. Когда с таким запросом ко мне приходят клиенты, я как кастинг-директор работаю в пустоту, потому что они просто пользуются подборками, чтобы определиться, что им ближе». Зачастую кастинг-директор или агент тратит время, подбирая моделей на нужные даты, а клиент в итоге никого не берет и не может даже объяснить, что ему не нравится. Наученная таким горьким опытом, Авдотья считает, что кастинг-директор и агент не обязаны бесплатно скидывать подборки моделей.


В этот момент у меня в голове что-то щелкает, и я понимаю, что именно меня бесит. Задача «принесите мне то, не знаю что» кажется мне прежде всего неуважением к людям, с которыми ты работаешь или хочешь работать, а во вторую — непрофессионализмом. Ведь если ты сам не знаешь, что ты хочешь, то, простите, какой вменяемый результат можно получить?

Чтобы поделиться праведным гневом, я звоню арт-директору бренда «Волчок» Маше Раевой, которую знаю как классного и вдумчивого профессионала. Однако полного понимания не нахожу: «Раньше мы часто искали моделей для показов в сторис без указания жестких критериев: на наших показах не особо нужны профессиональные модели, пройтись в принципе не сложно. Нужны яркие типажи и сразу много ребят. Когда мы делаем такой абстрактный запрос — это знак того, что мы не знаем, кого ищем. Нужны новые лица, но не всегда ясно, какие именно?.. Я часто влюбляюсь во внешность человека при живом знакомстве из-за его персоналити, и это трудно предугадать, поэтому за такими сторис всегда следует живой кастинг».


По словам Раевой, главный плюс такого подхода — тебе отвечают те, кто точно замотивирован и заинтересован в сотрудничестве: «Не приходится тратить время на разъяснения того, что тебе нужно, и уговоры. А когда сама пишу незнакомым людям напрямую, бывает, что получаю отказ — кто-то стесняется, кто-то не понимает бренд. В целом эти кастинги помогают сформировать базу, которой потом пользуюсь еще долго. Но это, конечно, дополнение к собственному ресерчу: я всегда параллельно сижу в инстаграме и ищу подходящие лица. Сторис — это уже крайняя мера: очень много времени уходит, чтобы всех отсмотреть и отписаться — мы отвечаем даже тем, кто не подходит».


После разговора с Машей мой гнев стихает: ОК, наверное, не знать, чего ты хочешь, — странно, но все-таки такие ситуации случаются даже у классных ребят. И если они готовы перелопатить сотни сообщений в директе, львиная доля которых окажется неподходящими, чтобы понять, чего они хотят, — то, видимо, результат может стоить того. Буду ли я делать так когда-то сама? Скорее всего, нет. Буду ли я беситься в следующий раз, когда увижу подобные сторис? Маловероятно. Считаю ли я, что приходить к кастинг-директорам и другим специалистам с запросом «принесите мне то, не знаю что» нормально? Точно нет. Кажется, таким можно заниматься только в своих соцсетях.


*Instagram и Facebook принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}