issue
Золотой биодизайн
Человек нового возрождения постоянно меняет себя. На смену пластическим операциям, пирсингу и сложным бодимодификациям пришли не только AR-фильтры, но и фантастические украшения и аксессуары классных молодых брендов. Вот наши любимые.
Минута славы начинающего лос-анджелесского дизайнера украшений Еванджелин Адалиорин пришлась на Met Gala 2021. К балу Института костюма стилист Лоу Роуч достал для звезды «Эйфории» Хантер Шаффер «металлический» комплект Prada, но массивная брошь на носу актрисы перетянула на себя все внимание. Еванджелин Адалиорин, художница и по совместительству близкая подруга Хантер, создала это украшение специально для красной дорожки Met Gala — и таким образом представила избранной модной публике дебютную коллекцию своего бренда Evangeline AdaLioryn. Брошь, кстати, изначально не задумывалась как украшение для лица (это была идея Хантер Шаффер) и держалось благодаря усилиям визажиста и стилиста по волосам, которые прикрепили ее с помощью специального клея и невидимой лески.
До сентября 2021-го Еванджелин Адалиорин занималась только арт-объектами — керамическими скульптурами и вазами необычной формы — и считала искусство своим призванием. «Во время работы я чувствую, что за мной наблюдает какой-то дух, — говорит Еванджелин. — Для меня это знак высшего уважения. Когда я вижу в музеях старинные предметы, то думаю о том, что искусство помогает сохранить жизнь. Для меня как для трансженщины это очень важно. Создание керамических изделий и украшений — это способ напомнить о том, что красивых, хрупких людей стоит беречь, важно учиться о них заботиться». По словам Еванджелин Адалиорин, идеи украшений часто приходят ей во сне. Так, например, появилась мысль выпустить кольца из желтого золота с цейлонскими голубыми сапфирами, темно-красными гранатами и розовыми турмалинами. В создании ювелирных изделий, считает Еванджелин, есть что-то магическое: «Украшения образовывают золотой ореол, они защищают, направляют, дарят любовь и передаются по наследству. Это священное заклинание».
В 2020 году 23-летней Стеф Элеоф так наскучила магистратура, что она бросила последний курс программы изящных искусств и уехала из Нью-Йорка в родной Торонто. Там Стеф увлеклась украшениями: начала коллекционировать винтажную бижутерию из местных комиссионок и пошла учиться азам ювелирного дела. По ее словам, поначалу на нее не возлагали больших надежд. «Мне не разрешали пользоваться оборудованием, — вспоминает Стеф Элеоф. — Мои первые изделия были сделаны из неизвестных металлов — позолоченных, окрашенных или украшенных поддельными камнями. А еще я ходила на занятия с маникюром, так что никто не воспринимал меня всерьез». Зато менее снобской публике серебряные украшения молодого дизайнера пришлись по вкусу. Миллиардерша Кайли Дженнер позировала в Steff Eleoff в кампаниях Kylie Cosmetics и Kylie Skin, главная звезда шоу-бизнеса 2021 по версии Time Оливия Родриго — на обложке Variety.
На вопрос об источниках вдохновения в интервью Стеф Элеоф отвечает без запинки: дадаизм 1910-х, суперпопулярная сегодня эстетика нулевых «и все, что было между». На асимметричную форму украшений Стеф вдохновил горячий воск — и то, какие формы он приобретает, медленно растекаясь по поверхности. Свою работу дизайнер сравнивает с игрой без четких правил: «Я твердо верю в идеологию игры. Играйте с материалами, образами, дизайном и рисунками. Не бойтесь экспериментировать. Я создаю необычные украшения для тех, кто устал от базовых». В ближайшем будущем Стеф Элеоф планирует расширить поле для экспериментов и выпустить под маркой Steff Eleoff аксессуары, товары для дома и посуду.
В сентябре 2021 года парижанин Хьюго Крейт отпраздновал год с основания своего ювелирного бренда. До того он учился промышленному дизайну, а потом организовывал показы Hermès, Dior и Jacquemus. «Этот опыт показал мне невероятную силу модных шоу и искусства модного сторителлинга, научил создавать картинку и мечту», — говорит Хьюго Крейт. На создание первой коллекции — Tears — потребовался год. Больше всего времени ушло на эксперименты с необычными материалами, зато теперь это одна из главных фишек украшений Hugo Kreit. В ассортименте есть, например, серьги из жидкого хрома, каффы из мягкого полимера и кольца-когти из литого алюминия. Другая отличительная деталь бренда — «текучие» формы изделий. «Мои украшения забавные и гламурные, но в то же время в них есть что-то тревожное. Я люблю удивлять, все странное кажется мне привлекательным, — отмечает Хьюго Крейт. — Мне нравится, что драгоценности, как и предметы искусства, связаны с религией и суевериями, а еще с соблазном, удовольствием и безумием. Обычно каратность и качество камня отделяют драгоценное от дешевого и редкое от заурядного. Мне нравится бросать этому вызов».
Уроженец бразильского города Белу-Оризонти шутит, что его детство — настоящее клише для биографии модного дизайнера. Родители Алана Крокетти держали трикотажную фабрику, отшивали одежду по заказу для разных брендов и — это отдельно подчеркивается на сайте Alan Crochetti — всегда поддерживали сына в любых творческих начинаниях. Любимым развлечением Алана была игра с лоскутками тканей, которые он мастерски превращал в платья для кукол. Именно созданию женской одежды Алан Крокетти потом уехал учиться в лондонский Central Saint Martins. Правда, обучение дизайнер так и не закончил. «Мне сказали, что я не смогу показать свою окончательную коллекцию на внутреннем шоу, но все равно получу диплом, — вспоминает Алан Крокетти. — А я пошел туда не за листком бумаги, так что без шоу мне было совсем не интересно продолжать. А вообще, думаю, роль образования несколько преувеличена». Незадолго до того, как бросить учебу, Алан Крокетти представил проект, в который вошли украшения. Вскоре их стали просить стилисты — для модных съемок, и дизайнер задумался о собственной гендерно-нейтральной ювелирной марке.
Алан Крокетти называет себя именно лондонским дизайнером, объясняя это тем, что именно там началось увлечение ювелирным искусством. Впрочем, про свои бразильские корни Алан тоже не забывает — например, коллекция Odyssey посвящена творчеству бразильских архитекторов-модернистов Оскара Нимейера и Бурле Маркса (их здания в Белу-Оризонти еще в детстве произвели на дизайнера сильное впечатление).
В коллекциях Алана Крокетти много сферических колец, накладок на переносицу и каффов, напоминающих украшения для пирсинга (такие есть в его коллаборациях с Helmut Lang и Jean Paul Gaultier). По словам дизайнера, его с детства привлекали всевозможные бодимодификации, он даже хотел стать пластическим хирургом. «Когда я начинаю работать над коллекцией, отправной точкой является анатомия, а не простое желание сделать какое-то кольцо. Мне нравится изучать человеческое тело», — говорит Алан Крокетти.
У флорентийца Марко Панконези впечатляющий послужной список: после окончания Polimoda в 2011 году он помогал с аксессуарами креативному директору Givenchy Риккардо Тиши, создавал ювелирные и кожаные изделия в Balenciaga при Александре Вэнге и Демне Гвасалии, несколько лет работал на фрилансе и сотрудничал с Mugler, GmbH и Fenty. В 2019-м Марко Панконези стал главным дизайнером украшений Fendi, а в 2021-м — дизайн-директором бренда Swarovski, который взялась перепридумывать Джованна Энгельберт. В перерыве между работой с Fenty и с Fendi, в 2018 году, Панконези основал марку Panconesi и открыл собственную студию в Париже. «На фрилансе я впервые подумал о том, чтобы немного поработать в одиночку, — говорит Марко Панконези. — Я думаю, главная причина, по которой я решил создать свой собственный бренд, — это свобода. Свобода самовыражаться, творить и говорить на понятном мне языке».
Кажется, самое четкое описание украшений Panconesi сформулировали в Ssense: «Изделия напоминают древние артефакты, которые переработали, обновили и модернизировали». Сравнение с артефактами не случайно: дизайнер и сам в шутку называет себя археологом, а в интервью признается, что черпает вдохновение в прошлом (как справедливо замечает издание Another, Panconesi легко представить на членах итальянской королевской семьи). Марко Панконези считает, что главное в его кольцах, серьгах, подвесках, талисманах и каффах — необычная форма и материалы, а не карат, огранка и качество камня. Дизайнер делает украшения из кварца и темного вулканического стекла, часто работает с эмалью, любит кристаллы («Они делают изделия изящнее и доступнее») и особенно гордится «перевернутыми» серьгами-кольцами Upside Down. Останавливаться на достигнутом Панконези не собирается — в планах товары для дома, коллекции высокого ювелирного искусства и изделия из кожи.
Каждая буква в названии этого испанского бренда несет важный для его основателей смысл: M — Movement («Движение»), A — Art («Искусство»), M — Mission («Миссия»). Основатели MAM Хорди Энрике Альберто и Антья Тирадо не только постоянно движутся вперед и создают украшения, которые в соцсетях приравнивают к произведениям искусства, но и преследуют высокую цель. «Мы запустили MAM, чтобы показать нашему творческому сообществу максимально экологичный бренд, который отражает наше видение прекрасного», — рассказывает креативный директор Антья Тирадо. В плане устойчивого развития к MAM и правда не придерешься. Например, древесину, из которой дизайнеры делают часы, добывают с минимальным воздействием на окружающую среду (это подтверждает сертификат международной организации FSC). Также MAM используют красители без вредных химических веществ и переработанную нержавеющую сталь — на ее производство уходит на 40% меньше воды.
В 2014 году Хорди Энрике Альберто и Антья Тирадо задумывали MAM не как ювелирный бренд. В первой коллекции были только часы. Кожаные клатчи, сумки из рафии и, главное, футуристические серьги, кольца, напоминающие серебряные наперстки, и имитирующие пирсинг каффы (с цепочками и без) появились уже позднее. «Наша цель — создавать гендерно-нейтральные изделия, которые каждый мог бы носить по-своему, — говорит Антья Тирадо. — Продолжая делать то, что мы делаем, мы осознаем, что каждое наше украшение будет задавать новый ювелирный тренд. Вы раньше могли подумать, что можно носить украшения в носу, на губах и в ушах без проколов? Знали ли вы, что драгоценности можно носить прямо на лице?» Изделия MAM и правда можно носить где угодно — хоть на одежде, как предлагают основатели марки. Forbes пишут, что украшения MAM чаще всего покупают в Париже, Берлине, Лондоне, Сингапуре и Лос-Анджелесе. Россия, кстати, тоже входит в зону доставки (и, по словам основателей бренда, оттуда поступает все больше заказов).
В ассортименте этого московского бренда всего шесть украшений, и все — каффы да серьги. Многие из них (например, бело-розовые орхидеи, которые есть в коллекции певицы Сюзанны Варниной) делаются вручную. Дизайнер Рената Латыпова запустила Baggira совсем недавно, в 2019-м. На молодую марку обратила внимание стилист Ксюша Смо (в июне ее клиентка Настя Ивлеева надела белый кафф Baggira на премию «Муз-Тв»). Еще один звездный инфоповод подоспел в ноябре, когда в серьгах бренда появилась Дуа Липа. Футуристичные каффы, больше напоминающие скульптуры, все чаще носят популярные инфлюенсеры — и этому, по словам Ренаты Латыповой, есть логичное объяснение. «Желание исследовать будущее привело к моде на футуризм. Синхронно стал появляться тренд на бодимодификации и виртуальные телесные наращивания — в том числе на каффы. Это украшение — яркий пример того, как что-то из прошлого (первые каффы были найдены в бронзовом веке) трансформируется для будущего, — считает Рената Латыпова. — Футуризм дает нам возможность проявить фантазию, стимулирует искать новое. Именно это вдохновляет меня на создание украшений. И если такой подход откликается у людей, значит, мы идем в правильном направлении».
«Магазины отказались продавать мои украшения, открыла концепт-стор “Двенадцать”» — гласит описание в шапке инстаграма Жени Галактионовой. В 2006 году она с красным дипломом окончила МАРХИ, девять лет исправно работала по профессии, а потом, в 2014-м, уволилась из архитектурной компании из-за высокой нагрузки и невыносимой усталости. Незадолго до этого Женя Галактионова начала делать украшения (cначала на мастер-классах, а потом на частных занятиях у ювелиров). Это помогало отвлечься от работы и разгрузить голову. После увольнения хобби превратилось в единственный источник заработка — и вскоре Женя Галактионова основала собственную марку украшений под названием Infanta. В 2016-м изделия Infanta стали продаваться в концепт-сторе «Двенадцать» на Большой Бронной, который Женя Галактионова открыла вместе с создателями Ms. Marble, Aloha Gaia и еще пятью дизайнерами украшений.
Подход Жени Галактионовой к украшениям сильно отличается от философии других участников этого материала. Главное правило основательницы Infanta — комфорт важнее самовыражения. Каффы, кольца, серьги и цепочки обязательно должны быть удобными, а дизайн-приемы — оправданными. «За моими плечами девять лет архитектуры, все, что я хотела выразить, я уже сказала в бетоне, в стекле и в Сколково в интерьерах», — говорит Женя Галактионова. Чтобы в серьгах можно было спать, дизайнер придумала специальную кольцевую застежку. Чтобы каффы не слетали с ушей из-за наушников, сделала модели, которые цепляются за хрящик (и, что важно, не сползают с него). Еще одна отличительная деталь Infanta — на тыльной стороне колец есть выпуклая точка, которую Женя Галактионова называет пупочкой. Впрочем, первенство в топе самых популярных позиций бренда (и концепт-стора «Двенадцать») держат каффы. «Как тип украшения они еще долго будут популярны, потому что отвечают сразу нескольким современным тенденциям, — считает Женя Галактионова. — Это гендерно-нейтральное украшение, которое без боли и проколов позволяет примерить на себе новый образ. Каффы, прямо как инструменты дополненной реальности или инстаграм-маски, создают иллюзию другого характера. Зачем нам проколы, чтобы носить серьги, если есть каффы? Короче, если бы каффов не было, их следовало бы придумать».
Про уроженку Якутии Анастасию Пилепчук (работы которой любит, например, певица Граймс) мы подробно рассказывали в постоянной рубрике «Марка с большим будущим». Российская художница больше всего известна как создательница необычных арт-масок, которые любят рассматривать как минимум 73 с лишним тысячи пользователей инстаграма. Вот Анастасия Пилепчук позирует в безумной композиции из кристаллов и бусин, вот на ней очки в духе сюрреализма. На странице @nastia_pilepchuk также можно разглядеть хитро изогнутое украшение на пол-лица, которое изначально задумывалось как каркас для маски, головные уборы и каффы, имитирующие кольца для септума. Когда повсеместное увлечение AR-масками и бодимодификациями стало стремительно расти, Анастасия Пилепчук подумала о запуске полноценного сайта (чтобы потенциальным покупателям не нужно было дожидаться ответа в директ или по почте). «Маска — это мой медиум, я самовыражаюсь через такой вид искусства, мне нравится процесс создания каждого предмета, — говорит Анастасия Пилепчук. — Поэтому в какой-то момент я решила попробовать подходы и техники, которыми овладела в масках, в головных уборах — и я планирую расширяться в этом направлении. И думаю поделать какие-нибудь отдельные скульптуры теперь. Я пару раз пробовала себя в одежде, делала бюстье разные, но теперь охота делать предметы, которые могли бы существовать вне человека».
Если вы следите за творчеством Бьорк, то работы англичанина Джеймса Мерри наверняка покажутся вам знакомыми. Этот творческий тандем сложился в 2009 году: исландскую певицу с выпускником Оксфорда (там будущий дизайнер изучал древнегреческий язык) свел общий друг, услышавший, что Бьорк ищет помощника для проекта Biophilia. После пары имейлов, завтрака в Нью-Йорке и нескольких часов за разговорами о прекрасном Бьорк предложила Джеймсу Мерри поработать вместе. Долгое время оба жили между Соединенными Штатами и Исландией, разрабатывая концепции сюрреалистических шоу. Из помощника Джеймс превратился в креативного директора, который, например, помогал Бьорк придумывать грандиозное шоу Cornucopia к открытию нью-йоркской арт-Мекки The Shed. К концертам певицы Джеймс Мерри придумывает фантастические маски и аксессуары. Он делает их своими руками в небольшой студии неподалеку от Рейкьявика, а после выкладывает все в инстаграм. Маски James Merry носит не только Бьорк, но и, например, Тильда Суинтон. Для выходов актрисы на последнем Венецианском фестивале Джеймс соорудил экстравагантную золотую маску с вкраплениями жемчуга.
James Merry — пожалуй, самый доступный бренд из этого списка. Чтобы примерить маски дизайнера, достаточно аккаунта в инстаграме. В аккаунте @james.t.merry можно попробовать три AR-эффекта. «Все, что я делаю, изготавливается вручную, без помощников. На это уходит много времени, и я создаю относительно немного изделий. Я не хочу запускать массовое производство – из экологических соображений, но цифровая маска — очень классный, доступный и бесплатный способ примерить то, что я делаю», — говорит Джеймс Мерри. На самом деле, способ практически единственный — дизайнер делает маски только на заказ. Еще на его сайте можно найти только худи с логотипами спортивных брендов, которые Джеймс Мерри украсил абстрактной вышивкой (сейчас, правда, все уже раскуплено).
29 ДЕКАБРЯ 2021
0