Blueprint
T

VICTORIA / TOMAS: 

как москвичка и рижанин основали модную марку в Париже

ТЕКСТ:
лидия агеева

фото:
 женя онегина

Виктория Фельдман и Томас Берзиньш основали марку женской одежды VICTORIA / TOMAS шесть лет назад в Париже и с тех пор успели стать одной из самых многообещающих молодых французских марок. Команда The Blueprint встретилась с дизайнерами в их студии в Девятнадцатом округе, чтобы узнать, как пара из Москвы и Риги покоряет столицу мировой моды.

Виктория и Томас встречают меня в своей просторной студии на самом севере Парижа, в пяти минутах ходьбы от парка Бют-Шомон. Они переехали сюда из центра города год назад. «Мы специально искали новую студию в современных индустриальных постройках, не похожих на типичные османовские здания, — рассказывает Виктория. — Паркет, фрески на стенах — это очень красиво, но дома, а не на работе. Это только отвлекает. К тому же, когда работаешь в нежилом доме, можно оставлять свет включенным всю ночь — никто на вас не пожалуется. Это редкость для Парижа». К слову, живут дизайнеры тоже совсем рядом — в трехстах метрах от студии. «Чтобы не терять время на путь на работу и обратно». 

«Вся жизнь марки проходит в этих стенах. В обычное время нас шестеро — мы с Томасом и четыре стажера, а перед дефиле здесь при необходимости может поместиться 20 человек. Именно здесь мы проводим кастинг и все наши встречи с прессой. А на этом розовом диване в самые напряженные моменты перед шоу все спали по очереди, поэтому, чтобы не тревожить сон, мы решили переставить диван к окну». 

Виктория Фельдман

Сначала мы болтаем по-французски, но потом за чашкой чая переходим на русский. «За шесть лет существования марки это наше первое интервью на родном языке». Виктория родилась в Москве, а потом из-за работы папы переехала со всей семьей во Францию. Ей всегда нравилось рисовать, поэтому на семейном совете ее решили отправить в школу искусств, где ей настолько не понравилось, что она сбежала заниматься модой в Париж. И поступила сразу в два престижных института — в ESMOD и в школу Chambre Syndicale de la Couture (среди ее выпускников — Люсьен Пажес и Эли Топ. — Прим. The Blueprint).


Выбор в пользу ESMOD оказался судьбоносным. В тот же год Томас Берзиньш решился на самый рискованный поступок в своей жизни: перебрался из Риги в Париж, чтобы учиться на дизайнера — и поступил в этот же институт. «Я не очень любил ходить в школу. Больше нравилось собираться с друзьями и болтать обо всем на свете. На одной вечеринке девушка друга нам в шутку сказала: «Вы такие шмоточники, почему бы вам не стать дизайнерами?» А я всю жизнь на уроках никого не слушал, потому что рисовал в тетрадке, да и мама моя тоже, рассказывая мне в детстве о моде, неосознанно подталкивала меня выбрать креативную профессию. За месяц до отъезда мой друг, конечно, передумал ехать со мной в Париж. Так в 17 лет я оказался в незнакомом городе, где никого не знал и не говорил ни слова по-французски. Надо было все заново начинать. А в конце первого курса я встретил Викторию в компьютерном классе, и дальше понеслось».


«Кажется, что большинство своих решений я принимала бессознательно. Я выбрала ESMOD, потом очень много жалела, что школа не оправдала моих ожиданий. У нас были напряженные отношения с руководством, и нам вечно говорили, что нам нужно сменить свою профессию. Но я не могу не любить свою альма-матер, потому, что я встретила там Томаса».


Виктория Фельдман

Ко второму курсу Виктория с Томасом поняли, что вдвоем у них получается работать лучше, чем поодиночке, и добились у ESMOD разрешения делать все студенческие проекты вместе. После финальной стажировки на последнем курсе — Томас провел полгода в Нью-Йорке в студии Александра Вэнга, а Виктория стилизовала съемки для модных агентств в Париже — пара решила официально оформить студенческий проект как бизнес. Так шесть лет назад появилась марка VICTORIA / TOMAS. «Кстати, мы по-прежнему используем лого, которое нарисовали еще на втором курсе. Это символ нашей love story». В новой весенне-летней коллекции его можно увидеть не только на этикетках, но и на укороченных худи и кроп-топах. Томас предлагал сделать обычные худи, на что Виктория сказала, что они выглядят «недостаточно женственно»: в итоге дизайнеры решили их укоротить и добавить снизу шнурок-завязку. Такой творческий процесс — для них обычное дело, они все время проводят вместе, шутят, что у них уже «один мозг на двоих», и постоянно дополняют идеи друг друга.

«Все, что мы делаем, я обязательно примеряю на себе. Если вещь неудобная, зачем ее делать? А в конце показов обязательно выхожу в новой коллекции — это наш +1 официальный лук». Коммерческие и производственные вопросы Виктория с Томасом тоже решают вдвоем — ездят по фабрикам Франции, Италии и Португалии. И так же на пару ведут Instragram марки: «Мы вместе утверждаем подписи к каждому посту, но не ведем личные аккаунты. Вся наша жизнь — это наша марка, о чем мы будем там рассказывать?» Помощников нанимают только проектно — команду продюсеров, стилиста и кастинг-директора для дефиле, моделистов и подмастерьев-дизайнеров во время работы над коллекцией и шоурум Riccardo Grassi для организации встреч с байерами в Париже и Милане. 





«Не понимаю современных студентов, которые приходят на практику и ноют, что им не дают творчески раскрыться и пришить третий рукав. Иногда берешь стажера, платишь ему зарплату, а в итоге все плохо заканчивается. Я сам проходил стажировку у Вэнга. Полгода проработал за бесплатно и за свои деньги туда полетел. Но это того стоило. Для меня это не просто строчка в резюме, а уникальный опыт. Именно там я научился шить — его швеи-китаянки рассказали мне обо всех технических моментах шитья на машинке. Этому ни в одной школе не научат. Почти все прототипы я отшиваю сам».

Томас Берзиньш

В 2013 году — буквально через год после запуска VICTORIA / TOMAS — дизайнеры стали участниками Йерского фестиваля моды («Мы решили, что ANDAM — нам рано, мы же только закончили школу») — и его самыми молодыми финалистами. Всю конкурсную коллекцию сделали из кожи. Почему? «Чтобы научиться работать с материалом». Приз так и не выиграли («нам не везет с конкурсами»), но зато запомнились нужным людям и обзавелись правильными контактами. «Ничего не бывает просто так, — объяснянет Томас. — Фестиваль в Йере дал нам возможность самим знакомиться с людьми из индустрии. И мы ей воспользовались, в отличие от других участников, кто ничего потом не сделал и никуда не пришел. Видимо, им это не надо. Мы же считаем, что, если ты попал на один из таких конкурсов, нужно использовать эту возможность по максимуму. И общаться, поддерживать контакт. Люди тебя запоминают, а потом ты обязательно их снова где-то встретишь. В моде в конечном счете все упирается в общение».


«Мы никогда не делаем идеальные эскизы. Все наши рисунки — это наброски в блокнотах и на клочках бумаги. Может, кто-то скажет, что это непрофессионально, и у нас современное ленивое отношение к рисунку, но мы предпочитаем не терять зря времени. Как только нам нравится идея, мы приступаем к ее воплощению». 



Виктория Фельдман

Через два года Викторию и Томаса пригласят поучаствовать в парижском шоуруме для молодых французских дизайнеров Designer’s Apartment (это инициатива французской Федерации высокой моды и прет-а-порте, участие бесплатное; через Designer’s Apartment прошли многие молодые парижские марки например, Y/Project, Koché, Avoc. — Прим. The Blueprint). «С самого начала у VICTORIA / TOMAS был сильный авторский почерк — для нас это была любовь с первого взгляда, мы ни на секунду не сомневались в своем выборе, — рассказывает директор модного направления универмага Le Bon Marché Дженнифер Кювилье. Они вместе с Сарой Андельман из Colette стали первыми байерами, которые закупили марку, увидев в ней большой потенциал для парижанок и аудитории, которая приезжает сюда за модными новинками со всего мира. «В основе ДНК VICTORIA / TOMAS — базовые элементы мужского гардероба. Например, обычная сорочка в их интерпретации может стать платьем-рубашкой или тренчем. У их одежды много интересных деталей и дизайнерских элементов, но при этом ее легко носить». 


Сейчас вещи VICTORIA / TOMAS можно найти у главных модных ретейлеров по всему миру — в Neiman Marcus в Америке, в Harvey Nichols в Гонконге, Le Bon Marché в Париже, в Boon the Shop в Сеуле, в московском ЦУМе и онлайн на сайте modaoperandi. Уже третий сезон подряд марка занимает место в официальном календаре Парижской недели моды. 

«Мы проживаем коллекцию полгода, место для дефиле выбираем, уже когда все почти готово». Последнюю весенне-летнюю Paris Tropicale показали в сентябре под живую музыку парижского рок-бэнда Minuit во дворе медицинской школы Декарта на Левом берегу. «С самого первого показа у нас многое получается абсолютно случайно. Типичный пример — наша заглавная песня, которая совпала по названию и настроению с темой коллекции — она просто нам попалась в плей-листе новых исполнителей на Spotify. А еще нас все отговаривали выступать во дворе — а что если пойдет дождь?» «Купить ярко-желтый ковер и добавить красок! Под освещением будет классно смотреться», —добавляет Томас. «А потом, я подумал, у нас же будет живая музыка — а звучание внутри с супервысоким потолком совсем не то. Да и наш ковер будет круче выглядеть снаружи, чем внутри. Мне сначала все говорили, что я сумасшедший. Но я уже загорелся идеей и не мог иначе. В итоге получился классный микс классических старинных парижских фасадов и современных ярких молодежных красок».

«Мы оба одержимы своей профессией. Мы парень и девушка, и, конечно, у нас разные интересы, но нам удается их очень удачно сочетать в совместном творчестве — и в выборе тканей, и потом в работе над формой. Например, я могу сделать вещь, а она ее наденет и скажет: «Она какая-то пацанская» — и предложит, как ее адаптировать. Результат получается супергармоничным». 



Томас Берзиньш

Florence Kahn

24 Rue des Ecouffes, 75004 Paris


По выходным мы обожаем гулять по Марэ и обязательно заходим за сэндвичем с пастрами в эту еврейскую булочную. А еще там чизкейк с изюмом — на вкус он как творожная запеканка из детства. Запаситесь терпением — там всегда длинная очередь.



Buttes-Chaumont

1 Rue Botzaris, 75019 Paris


Это один из самых больших парижских парков, он же наименее туристический и находится ближе всего к нашему дому и студии. Я пыталась там бегать и даже скачала приложение на телефон, чтобы считать калории. Мы, конечно, собирались на пробежку вдвоем, но в итоге Томас бежал где-то спереди, а я задыхалась позади. Поэтому теперь мы там просто гуляем. 



Artazart

83 Quai de Valmy, 75010 Paris


Мы можем зависать в этом книжном магазине часами — там очень много современной литературы по дизайну. А когда спускаешься вниз, попадаешь зал с классными детскими книгами — по типу юмористических комиксов.



Hôtel National des Art et Métiers 

243 Rue Saint-Martin, 75003 Paris


Для бизнес-встреч мы всегда выбираем именно этот отель. Сюда можно прийти и на деловой кофе, и на вечерний бокал вина. Правда, как и многие классные парижские места, он постепенно начинает становиться менее интересным.



Shake n'' Smash

87 Rue de Turbigo, 75003 Paris


В этот коктейльный бар мы зашли абсолютно случайно с младшим братом Виктории. Там очень хорошая музыка и вкусные коктейли. Их конек — авторские экспериментальные сочетания.

париж виктории и томаса

В коллекции — все, что может пригодиться в «тропическом» летнем Париже. Фирменные невесомые платья-рубашки из поплина с солнечными полосатыми мотивами, как на пляжных ретрозонтиках, микрошорты с бахромой, мини-юбки изо льна и зеркальной кожи с отблесками, как на городских «бензиновых» лужах, джинсы с подворотами и тренчи с деталью для теплого времени года — подолом, разрезанным «на спирали». Вместе с коллекцией дизайнеры представили сразу две коллаборации — Виктория и Томас придумали спортивные боди, топы и шорты для бельевой французской марки Chantelle и вместе с итальянцами из марки Nico Giani создали практичные сумки на каждый день (прямоугольные клатчи, сумки на пояс и объемные в форме ведерка). И то и другое смотрелось гармонично в «тропическом» гардеробе. 


Совет молодым? «Нужно много работать. Все, чего мы добились сегодня, — мы к этому шли долго и усердно. Когда мы запускали наше дело, мне было 23, Томасу 21. У нас не было ни контактов, ни опыта, ничего. Может быть, наш путь более тернистый и длинный, чем у тех, у кого больше связей и знакомых тут и там, но мы не жалуемся. Мы просто любим свое дело. И нам и правда часто интереснее прийти сюда в студию, поработать, что-то придумать, чем в очередной раз выпить вина на террасе. Для нас мода — это не просто работа, это образ жизни, главный интерес».

Фотографии к материалу сделаны на камеру Leica Q

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}