Blueprint
T

Весенние «каникулы»: как дела у «Времен года»«Цветного» и ГУМа

В прошлый раз с руководителями крупных московских ретейлеров мы говорили ровно месяц назад, в первые дни карантинных каникул. Сейчас, когда в Москве универмаги и бутики закрыты уже 34 дня, а в новостях сообщают о банкротстве зарубежных гигантов — Neiman Marcus и Saks Fifth Avenue, ситуация выглядит еще более тревожно. Мы попросили СЕО галерей «Времена года» Лилит Адибекян, гендиректора ГУМа Теймураза Гугуберидзе и управляющего директора универмага «Цветной» Ирину Рябко рассказать, как их бизнес живет прямо сейчас.

На период с 28 марта по 5 апреля выпали первые неожиданные каникулы, с которыми столкнулись владельцы крупных ретейлеров и другие жители Москвы, — спустя месяц и несколько обращений президента РФ срок продлился до 13 мая включительно. В последнем из таких выступлений Владимир Путин поручил правительству подготовить план постепенного снятия коронавирусных ограничений с 12 мая, а также вместе с представителями бизнеса и региональными властями разработать общенациональный план восстановления экономики. Первые результаты должны появиться 5 мая — пока же предприниматели, в том числе владельцы универмагов и торговых центров, гадают, окажутся они в первой очереди на открытие после самоизоляции или нет. Какую-то помощь торговым центрам и универмагам уже пообещали — как и другие объекты коммерческой недвижимости в Москве, их собираются освободить от налогов на имущество при условии, что они вдвое уменьшат плату для своих арендаторов. Но договариваться с партнерами о компромиссе универмаги начали задолго до этих обещаний. А заодно и строить большие планы на будущее.

Лилит Адибекян, СЕО Галерей «Времена года»

Ирина Рябко, управляющий директор универмага «Цветной»

Теймураз Гугуберидзе, директор ГУМа

Лилит Адибекян

Сейчас торговый центр продолжает работать в ограниченном режиме. Открыты гастроном «Глобус Гурмэ», аптека AVE, оптика «Визион», на доставку работают рестораны Spettacolo и Asia Hall. Принципиально важным было сохранить все рабочие места и заработные платы для команды Галерей «Времена года» — и это удалось.


Мы делаем все возможное, чтобы сохранить всех наших арендаторов, уже пошли навстречу всем рестораторам до конца года и, если потребуется, поддержим их и в 2021-м. Стараемся найти компромисс с каждым брендом и бутиком. Уже приняли решение отменить арендные платежи на апрель и май, если текущие ограничения будут продлены. В данный момент с нами все те же партнеры, что были и до вспышки пандемии. С одним из них даже готовим совместную благотворительную инициативу, о которой расскажем в ближайшее время. Более того, у нас продолжаются продуктивные переговоры по новым арендаторам.


Мы активны в социальных сетях, продолжаем работу с лидерами мнений, регулярно обновляем сайт, запустили блог на «Яндекс.Дзен» и музыкальный проект с диджеем Виталием Козаком, который подготовил для нас и нашей аудитории три тематических плей-листа в Apple Music. Рассматриваем еще несколько новых для нас форматов: нестандартных и креативных идей вокруг сейчас много. Также сейчас посвящаем время стратегическим CRM-проектам: в частности, это будет запуск нашей программы лояльности.


Универмагам особенно сложно из-за того, что у них большие затраты на закупку товара, а остатки в этом сезоне будут большие, и на закупку следующего сезона может просто не хватать денег, к тому же нужно обеспечить зарплаты колоссальному количеству сотрудников. Плюс многие универмаги рассчитаны на туристический поток, которого в ближайшие месяцы не будет, — этим объясняются и обсуждаемые в последние недели возможные банкротства Saks Fifth Avenue и Neiman Marcus.


За всех игроков локального рынка нам говорить сложно, но пока очень маловероятно, что московские торговые центры или универмаги совсем исчезнут, ведь здесь ты можешь найти все в одном месте: провести время с ребенком, заняться спортом, сходить в салон красоты или в кино. На пользу играет и климат в России — аудитория отдает предпочтение крытым пространствам, а не уличным площадкам.

Ирина Рябко

Здание универмага все это время полностью закрыто для посетителей. Основной штат «Цветного» работает в удаленном режиме, исключение — служба безопасности и дежурная служба эксплуатации. Эти службы по-прежнему выходят на работу в универмаг, сотрудники данных служб работают в своем привычном режиме, обеспечивая безопасность и сохранность товара, а также техническую исправность всех систем жизнеобеспечения здания.


Большой блок работы сотрудников на удаленном режиме сейчас — переговоры с различными партнерами и нашими арендаторами. Мы договариваемся о новых условиях, которые будут приемлемы для обеих сторон и могут помочь преодолеть всем нам кризисное время. Мы ищем компромиссы — практика показывает, что нам удается достичь договоренностей со всеми нашими партнерами об условиях на период закрытия. В дальнейшем при открытии будем анализировать трафик и продажи — и уже потом садиться за стол переговоров. Но в целом мы всегда исходили из постулата, что бизнес с партнерами мы делаем вместе. Выходить из кризисной истории также планируем взявшись за руки.


У нас нет информации о том, что кто-то из партнеров готов закрыть магазин в «Цветном». Все наши корнеры успешны и показывали еще в начале марта прекрасные продажи. Мы ведем аналитику рынка на постоянной основе и знаем, что начало года у многих торговых объектов было сложным, но при этом мы шли с хорошим плюсом по отношению к 2019-му. Поэтому у нас есть основания полагать, что о закрытии магазинов в «Цветном» компании готовы будут думать в последнюю очередь.


В целом же рынок безусловно ожидает волна банкротств. Все зависит от финансовых возможностей отдельно взятых брендов. У кого-то были накопления, а кто-то существовал без финансовой подушки — последним сейчас придется тяжелее всего. И конечно, многое зависит от возможных сроков открытия магазинов, ведь даже у крупных компаний нет большого запаса прочности.


Отдельное внимание мы уделяем возможным вариантам развития бизнеса. Например, просчитываем финансовую модель создания маркетплейса под брендом «Цветной», общаемся со специалистами в рынке, у кого есть опыт создания таких проектов. Первые просчеты дают такому проекту хорошие шансы на жизнь, поскольку физически мы не можем разместить всех желающих в «Цветном» из-за того, что площадь ограничена. Онлайн-присутствие дает большие возможности в этом аспекте. Подход будет такой же, как и в основном бизнесе — у нас можно будет найти то, что можно назвать уникальным товарным предложением. По срокам реализации говорить пока сложно, такой проект требует защиты у акционеров и серьезных инвестиций. Мы четко понимаем, что это отдельный бизнес со всеми вытекающими и заходить в него будем, только если будем уверены в успехе.


По опыту Европы сейчас уже понятно, что открытие объектов будет поэтапным и, скорее всего, сопряжено с определенными ограничениями для различных профилей. Мы уже сейчас думаем, как обеспечить безопасность сотрудникам и нашим покупателям с помощью мер профилактики. Это дополнительные затраты, но мы готовы к ним, чтобы иметь возможность открыться и гарантировать безопасность всем, кто придет в «Цветной».


Многие универмаги с мировым именем, в том числе Neiman Marcus и Saks Fifth Avenue, готовятся к банкротству. Это классические универмаги, их модель бизнеса основана на большом количестве закупленного товара и производстве брендов под собственной маркой, все это требует серьезных инвестиций в оборотный капитал. В кризис нереализованный товар по полной цене сразу уводит компанию в убыток, и без своевременной перестройки такие проекты ждет крах. При этом, как правило, перестроиться быстро у таких бизнесов возможности нет: они складывались годами, управление в них либо семейное, либо крайне консервативное — или и то, и другое вместе. Жизнь показывает, что любой бизнес, не готовый к быстрым изменениям, будет крайне сложно сохранить.


У «Цветного» же совершенно иная модель. Это не классический универмаг. В 2016 году мы отказались от собственной закупки — пул брендов мы собираем через партнеров, при этом у нас есть экспертиза в том, что будет модно. Свою экспертизу и знание рынка мы предлагаем нашим партнерам, глубоко погружаемся в операционные процессы, и именно поэтому ряд брендов имеет у нас лучшие результаты. Пережитые ранее кризисы дают основание полагать, что модель «Цветного» достаточно гибка и благодаря работе команды может перестраиваться быстро, а это необходимое условие достижения успеха в новых реалиях.


Делиться конкретными цифрами потерь я не готова, это конфиденциальная информация, но убытки по факту закрытия будут исчисляться сотнями миллионов рублей. В целом страна и мир сейчас находятся в кризисе, очевидно, что все мы не зарабатываем столько, сколько планировали, и теряем столько, сколько не планировали. Но такова жизнь. Мы все в этой лодке. Главное сейчас — победить эпидемию, сделать так, чтобы не было рецидивов. А дальше уже дайте только дождаться открытия и работать. Универмаг скучает по своим покупателям и той энергии жизни, которая обычно происходит в его стенах каждый день. Мы очень ждем открытия!

Теймураз Гугуберидзе

ГУМ для обслуживания розничного потребителя закрыт, за исключением Гастронома № 1. Кроме того, почти все магазины ГУМа работают на дистанционном обслуживании, взаимодействуя и кооперируясь с онлайн-магазинами. Также для своих постоянных покупателей и любителей навынос работает Bosco Cafe.


ГУМ — это исторический памятник, который требует ежедневного ухода. У нас нет прямого локдауна с отключением воды и отопления. Необходимые для сохранности здания сотрудники, электрики и сантехники, так же как и сотрудники гастронома, продолжают работать с соблюдением всех мер безопасности. Бэк-офис работает на удаленном режиме. Все, кто сидят дома, продолжают получать заработную плату в полной мере. Штат мы не сокращали, как минимум потому, что все эти люди нам потребуются после открытия.


С тем, что кто-то из арендаторов хочет покинуть ГУМ, мы пока не сталкивались. Наверное, это потому, что мы поддерживаем своих партнеров и арендаторов, предоставляем им льготные условия на период простоя. Подробнее об этом я сказать не могу — условия очень индивидуальные, и это все-таки коммерческая тайна.


Чтобы понять, кто из арендаторов и партнеров точно вернется к нам после каникул, а кто нет, нужно определить период простоя. Пока, как мы знаем, он продлится по 11 мая включительно. Если торговые центры войдут в первую череду предприятий, которым позволят открыться после выхода, думаю, за один или два дня ГУМ будет готов вернуться к нормальной жизни. Наши ресурсы, нужно признаться, тоже не безграничны.


Насколько мне известно, еще в 2017 году начались обсуждения того, какая судьба ждет департмент-сторы. И владельцы того же исторического Saks Fifth Avenue еще тогда поставили вопрос об эффективности здания на Пятой авеню в Нью-Йорке. Все знают, что происходило с Barneys, даже до пандемии и карантина. Большие кредиты, неактуальные форматы магазинов ретейлеров сейчас приводят к закрытиям. К этому компании готовились давно, я думаю. Просто ситуация последних месяцев их заставляет и где-то подталкивает обращаться к банкротству.


Что будет с московскими ретейлерами, зависит от поведения потребителя. Если он будет продолжать ходить в торговые центры, совершать покупки, то все будет хорошо. Основной вопрос будет об обслуживании и соблюдении мер безопасности, которые станут некой нормой в будущем. Маски и перчатки как необходимая мера в адаптации к вирусу прочно войдут в нашу обычную жизнь.


В наш прошлый разговор я смотрел из окна своего кабинета на Красную площадь и радовался, что люди на ней есть, они катались на тогда еще работавшем ГУМ-катке и веселились на ярмарке. Сейчас я снова в своем кабинете — площадь пустует, но это хорошая новость: я рад, что люди прислушиваются к рекомендациям и самоизолируются. Но ГУМ всех ждет: свет в витринах горит, их регулярно моют и переоформляют по графику. Праздничное освещение зажигается каждый день как знак того, что мы ждем лучших времен и напоминаем: рано или поздно они наступят.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}