Все, везде и сразу
Этой ночью Нью-Йорк наконец увидел обещанное ему супершоу Vogue World: New York. Показ, концерт, ярмарка локальных дизайнеров, которая продолжится партнерством Vogue с платформами Moda Operandi, Mytheresa, NET-A-PORTER, Nordstrom и Ssense. Это первый ход Анны Винтур в масштабном праздновании 130-летия Vogue. Рассказываем, кто создал праздник, каким он получился и что это значит для индустрии.
До конца NYFW еще два дня, но кульминация уже случилась. В районе Митпэкинг, очень важном для модной карты Манхэттена. Здесь вечером 12 сентября состоялось грандиозное шоу Vogue World: New York, анонсированное в начале августа. Первый акт торжеств по случаю 130-летия Vogue прошёл в виде городского праздника с ярмаркой локальных дизайнеров и поп-ап магазинами крупных брендов, например, Fendi и Ralph Lauren. Апогеем стал показ, срежиссированный именитым Bureau Betak, вполне в духе уважаемых европейских брендов. Правда, не обошлось и без коммерческого духа американской моды — приглашение на Vogue World: New York можно было купить (местные марки часто упрекают в продажах мест на шоу). Цена вопроса — от $130 до $3 тысяч в зависимости от того, хотели вы просто побывать на празднике или занять место на показе. Впрочем, можно было и не платить, включив онлайн-трансляцию. Так мы и поступили, так что усаживайтесь поудобнее.
Начали с того, что на подиуме как будто финишировали участники нью-йоркского марафона, — образ понятен: fashion week и правда всегда марафон. Дальше лирическая часть. По подиуму проплыла Серена Уильямс в кастомизированном платье и накидке Balenciaga — красивая рифма с обложкой сентябрьского Vogue, на которой заканчивающая спортивную карьеру теннисистка позирует опять же в наряде Демны Гвасалии. А дальше... Сложно описать, что было дальше. Показ вроде как превратился в уличный фестиваль с танцами, выступлением BMX’ров (иногда в порыве идей стоит остановиться), одетых в Louis Vuitton, игрой на барабанах — ведрах из-под краски. Это, видимо, что-то в стиле показов 1980-х и 1990-х, когда дизайнеры позволяли моделям максимальную свободу на подиумах, и те, пританцовывая, наслаждались процессом. Если так, почему-то об этом предупредили перед выходом на подиум не всех, и пока одни танцевали под зажигательные ритмы улиц, другие по привычке демонстрировали свои фирменные проходки (например, София Стейнберг, как всегда, вальяжно прошлась, сверля зрителей стальным взглядом).
Шоу проходит в рамках недели моды весна—лето 2023, но Vogue World — нестандартный показ, внесезонный. Поэтому участники были в том, что из текущих, продающихся сейчас коллекций выбрали стилисты Vogue. Они обещали ограничиться сезоном осень 2022, но включили и курортные коллекции, в частности, Balenciaga (x adidas) и Alexander McQueen. В какой-то момент подумалось, что для шоу отбирали вещи европейских брендов, которые уже показывались в этом году в Нью-Йорке, но нет — включили Gucci (тоже x adidas), Bottega Veneta, Fendi, Prada, Louis Vuitton, Burberry, Givenchy. Был еще вариант, что акцент делали на американцев, работающих на европейские бренды. Последние коллекции Верджила Абло для для LV и Off-White в шоу попали, но дизайнера Schiaparelli Дэниела Розберри почему-то не было. Особого перевеса в сторону американцев, несмотря на то, что шоу — часть NYFW, тоже не наблюдалось. Хотя местных брендов было много, разных — и юные Collina Strada, Conner Ives, Bode, Proenza Schouler, Altuzarra Christopher John Rogers, и ветераны Ralph Lauren, Gabriela Hearst, Tory Burch. Разобраться в логике этого потока сложно. Впрочем, во время праздника это было не очень важно — часть образов появится после шоу на платформах-партнерах Vogue Moda Operandi, Mytheresa, NET-A-PORTER, Nordstrom и Ssense, там зритель и изучит подробнее те вещи, которые брендам важнее продать (а в остальных и не нужно разбираться, будто говорят нам организаторы).
Vogue (то есть Анна Винтур) продемонстрировал(а) все свои связи (то есть власть). На подиуме были не только звездные модели Джилл Кортлев, Элла Эмхоф, Кэндис Свейнпол, но и сенсационные герои Vogue разных эпох: Бруклин Бекхэм и Никола Пельц (они, надеемся, скоро освободятся от рабства, в которое попали, отдав «Вогу» эксклюзив на свою свадьбу); сценарист и актер Джереми О’Харрис. И наконец, Михаил Барышников, луч света, напомнивший, что Vogue — не летопись хайповых коллекций и героев, а эталон глянца, в котором когда-то можно было прочитать эссе (сегодня это назвали бы профайлом) Иосифа Бродского про лучшего друга (Барышникова) или врага (мы помним историю про то, что Бродский не хотел писать про Беллу Ахмадулину, но за гонорар Vogue все же согласился). В финале лирической главы вышла певица Эрика Баду в костюме Эрики Баду. Так нас подвели к главной части — да, у этого хаоса все же была драматургия.
Начался парад супермоделей и тех, кто мог бы так называться сегодня, — все в серебристом и золотом. Открыла его Шалом Харлоу под логичные в такой ситуации строки Strike a Pose из хита Мадонны Vogue. Забавно, что на празднике, где хореографии отвели отдельное место — мы увидели и хип-хоп, и даже индийские танцы (привет, Vogue India?), — не было ни одного поставленного номера в танцевальном стиле вог. Карли Клосс в Rick Owens попыталась исправить это недоразумение, но получилось не очень заметно. Дальше были и Кендалл в бурно обсуждаемой майке-алкоголичке Prada, и Белла Хадид в Balenciaga, Эмили Ратаковски и все блестящее, что удалось найти, в финале — грандиозная Прешес Ли в роскошном Zac Posen. Зрители подумали, что на этом все. А вот и нет, в конце их ждал сюрприз, живое выступление Lil Nas X с треком Montero и финальной проходкой моделей — «золотых девочек» Vogue World. Запрещенный прием? Возможно. Красивый? Скорее, предсказуемый. Индустрия помнит и более эмоциональные «золотые финалы» на подиумах — например, трибьют Джанни Версаче с пятеркой супермоделей (Карла Бруни, Клаудия Шиффер, Хелена Кристенсен, Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд) в золотых платьях на Versace весна 2018.
Гости показа
Декоративный эффект мощный, конечно. Но ощущения чего-то особенного не случилось. Редко ли делают celebrity-кастинг? Редко ли нанимают супермоделей? А может быть, танцы на показах — это что-то инновационное? Хотя, конечно, шоу было особенным праздником для его участников. Для Серены Уильямс, которая пусть и оступилась, но открыла показ как богиня. Для девочек-теннисисток в форме Nike, которые ее сопровождали. Для инфлюенсеров, которых привлекли для блока шоу, где они по сценарию фотографируют и снимают на видео все вокруг (кажется, можно было обойтись и без сценария). И конечно, для одной женщины, которая нетипично для себя не переставала улыбаться, принимая поздравления от соседей по первому ряду. Front row, кстати, — еще одна абсолютная демонстрация ее связей, от Джареда Лето и Канье Уэста до Кортни Кардашьян, Трэвиса Баркера и Дожи Кэт. Удивительно, что не было Ким Кардашьян и Джулии Фокс, но, возможно, такова сегодня цена присутствия Канье.
Кажется, что отсутствие уникальности и некоторая хаотичность — примета всей этой NYFW. Если в прошлом сезоне мы радовались, что она наконец уходит от статуса исключительно коммерческого смотра и обретает собственный почерк, то в этом — снова откат. На подиумах показали все тренды сразу, от вырезов и кислотных принтов до бахромы — и все вторичные. Среди гостей — флэш-рояль, от Мадонны до Ким Кардашьян. Шоу Fendi, которое подтвердило наше предсказание о том, что 2022-й — год триллабораций в моде, было очень рекламным, пусть и классным. Сквозь весь этот маркетинг сложно разглядеть искренние эмоции, о которых пишет модный критик Рэйчел Ташжиян, даже когда по подиуму идет долгожданная Линда Евангелиста. Возможно, нам так кажется, потому что нас там нет, но, поверьте, пандемия натренировала зрителей чувствовать через экран, так что, думаем, дело не в дистанции.
На Vogue World принимать поток эмоций мешали ненативные интеграции Worldnet, компании, специализирующейся на перевозках люкса, киоски с цветами, блинами и прочими прелестями, предложенными Ralph Lauren, Fendi и другими брендами-спонсорами Vogue World. Помехи создавали приемы, рассчитанные на красивые цифры, media value и вообще избыточная погоня за мемоемкостью. Хотя, уверены, Анна Винтур эмоции испытала, лучшие из всех возможных. И, кажется, получила в свое ведение второй звездный ивент, не уступающий Met Gala, более зрелищный, чем почившие Vogue’s Fashion Night Out, и точно не менее прибыльный (на Vogue World можно было купить билеты). Безусловно, это шоу — еще одно подтверждение тому, что США не собирается сдавать позиции и остается важнейшим для индустрии рынком. А еще Vogue World прозрачно намекает, что Нью-Йорк и не думает расставаться со статусом столицы моды. Жаль только, что председательница CFDA решила отвлечь этим проектом внимание от проходящих ровно в то же время показов локальных брендов (например, Area) — что мешало Vogue World просто завершить неделю моды в Нью-Йорке?