Страшно красиво
ФОТО:
ТУРКИНА ФАСО
КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР:
ИГОРЬ АНДРЕЕВ
ПРОДЮСЕР:
ВИКА СЛАЩУК
Концертные образы Бейонсе, Адель и Леди Гаги, две высоко оцененные кутюрные коллекции, попадание в список 100 главных инноваторов Vogue Business и номинация на британскую The Fashion Awards — последний год у Роберта Вуна выдался на славу. Настя Сотник расспросила восходящую звезду о первом кумире, семейном бизнесе, феминизме и маскулинности.
Путь в моду родившегося и выросшего в Гонконге Роберта Вуна начался в церкви — в ней он в 11 лет встретил девушку, которая начала учиться на дизайнера одежды. Она произвела на Вуна такое сильное впечатление, что он стал чаще задерживаться в текстильных магазинах на знаменитой Тай-Нан-стрит, гулять по коммисионкам и экспериментировать с гардеробом бабушки. Ну а в конце 2000-х его и вовсе занесло в Лондонский колледж моды. Правда, студенческие годы дизайнера назвать чудесными сложно: на первой паре его портфолио назвали слишком детским, а на последней — не разрешили ему участвовать в выпускном шоу. Так или иначе после окончания колледжа в 2012 году от создания бренда Роберта отделял только один вопрос — финансовый. Но и он вскоре решился: при содействии друга дизайнер смог найти инвестора и уже в 2014-м открыл бренд имени себя, который позже выкупил, одолжив деньги у сестры.
Начиная с самых первых коллекций, сшитых почти на коленке (а точнее в спальне небольшой квартирки в районе Брикстон), Роберт, кажется, четко понимал, в чем его сильная сторона — в графичных плиссировках, асимметрии, чистых цветах и идеально выверенных силуэтах с щепоткой иронии. За это его полюбили Селин Дион, Изабель Юппер, Леди Гага и Лиззо. Недавно этот ряд пополнила и Бейонсе, надевшая образ Robert Wun — черную асимметричную юбку с плиссировкой и жакет с рукавами, напоминающими то ли медузу, то ли коралл, — на один из концертов тура Renaissance.
Бейонсе
Лиззо
Леди Гага
Изабель Юппер
Robert Wun, весна-лето 2023
В отличие от большинства дизайнеров выпускать свои вещи на подиум Вун не спешил и дебютный показ провел лишь спустя почти 10 лет существования марки — в 2023 году в рамках кутюрной недели моды в Париже. Это историческое шоу (Вун стал первым дизайнером с гонконгскими корнями в расписании кутюрной недели) случилось в том числе благодаря французской модной премии ANDAM 2022, на которой дизайнеру присудили специальный приз — 100 тысяч евро и годовое наставничество президента Chanel, а теперь и президента Федерации высокой моды Бруно Павловски. Та коллекция получилась страшно красивой — буквально. Исследуя понятие страха, дизайнер создал, например, платье из белого шелка, о которое будто тушили сигареты, платье с красными пятнами, напоминающими следы вина (кстати, сделаны они были свекольной краской), и, наконец, кейп, инкрустированный кристаллами Swarovski так, что, казалось, модель попала под дождь. Дождь вообще для Вуна лейтмотив — жизнь в Лондоне все-таки сильно повлияла на дизайнера. Как и Александр Маккуин, бабушка и феминизм — о них он рассказал нам лично.
Об Александре Маккуине
Мне было 11 или 12 лет. Я ждал, когда мама закончит с прической в салоне. Знаете, в таких местах всегда валяются модные журналы. Такой оказался и рядом со мной. Помню, как впервые увидел на его страницах дизайны Александра Маккуина и был очарован — просто пытался запомнить его имя. В то время я еще ничего не понимал в индустрии. Так, собственно, все и началось.
О первых стажировках
Совсем первые не были связаны с дизайнерской работой — я просто занимался фрилансом, делал что-то для разных журналов. Но потом попал на неделю моды в Лондоне: мы помогали с эскизами, составляли технические чертежи и делали что-то очень простое и ненапряженное.
О семейном бизнесе
С деловым партнером тебя, по сути, не связывает ничего, кроме денег. Ты не можешь знать наверняка, чего он от тебя хочет. Более того, в один прекрасный день понимаешь, что, даже если уволишься, твое имя могут использовать против тебя. Но иногда, чтобы довериться семье, требуется больше мужества, чем на доверие инвестору.
О кутюре
Для меня кутюр — свобода. Мне нравится делать что-то уникальное, что требует много времени. За каждым стежком стоит история, создавать которую готовы лишь те, кто не боится трудностей и создает коллекции не ради цифр. В кутюре мне не нужно беспокоиться о сумасшедших маркетинговых планах и рынке сбыта. "Клиенты купят это коктейльное платье, чтобы пойти сюда". "Клиенты выберут этот жакет, чтобы пойти туда". Я не занимаюсь дизайном в таком духе.
И о деньгах
Допустим, вы хотите стать очень богатым. Модный бизнес вам тоже может помочь, в этом нет ничего плохого. Но не всем это подходит. Не все хотят бесконечно зарабатывать деньги или становиться крупным брендом типа Chanel. Одни хотят заниматься дизайном. Другие хотят общения с единомышленниками. Существует множество мнений и намерений, и нам следует больше прислушиваться к ним, поскольку становится все более популярным сравнивать ценность брендов, основываясь на чистом капитале. Это превращается в норму. Но если все вокруг будут просто меряться количеством денег, техники и потраченных на все это жизней, то, может быть, нам стоит быть дизайнерами одного капиталистического типа. Какой тогда остается смысл в разнообразии дизайнеров?
О феминизме
Бабушка была матерью-одиночкой и умудрялась работать на трех работах. Смотря на нее, я понимаю, что, если женщина оказалась у власти — значит, она усердно работала. Люди спорят о феминизме потому, что им непривычно видеть женщину во власти, которой она на самом деле заслуживает. Вообще, в мире моды не хватает женщин. В сфере финансов не хватает женщин. В политике не хватает женщин. Да везде. Некоторые говорят, что женщина лишь потребитель моды, но это не так. В этой индустрии работают феноменальные женщины. Если вы следите за такими, идущими вразрез всем канонам, то знайте, что у них ушли годы на то, чтобы своего добиться.
И о маскулинности
Доминирующий фактор, который объединяет многих мужчин в современной культуре, — лидерство в доме. А потом лидерство в компании, лидерство в стране. Человек, облеченный властью и пользующийся уважением, — уже символ маскулинности. Так, кажется, было всегда. Мужчины всегда сражались друг с другом. Но что будет с маскулинностью и женственностью в будущем? Мода — это то, что всегда движется вперед, в индустрии мы всегда пытаемся предугадать следующий шаг. Захотят ли женщины носить платья? А мужчины — костюмы? Приятно видеть, что дизайнеры ставят это под сомнение.
О героине Robert Wun
У нее есть выбор и воля стать такой, какой она захочет. В ней есть характер и индивидуальность. Она знает, что усердно работает и существует не для того, чтобы производить впечатление, а ради себя. Когда она наряжается, в этом чувствуется сила, за которой всегда стоит красота.
О работе с Памелой Андерсон
Это было потрясающе, правда? Результат той съемки сильно отличался от изначального брифа, но он получился таким дерзким и остроумным. Памела вступила в эру возвращения своей естественной красоты — отказалась от макияжа, чтобы освободиться от объективизации и просто чувствовать себя комфортно. Кстати, из-за отсутствия мейкапа образ был лишен подиумной абстрактности — это очень эффектно.
И о работе с Адель
Это был особенный момент. Ливень, шедший на сцене под песню Hello, будто разжигал огонь в душе. Люди, мне кажется, это почувствовали.
Вместо того чтобы пытаться свысока критиковать людей, возможно, нужно просто принять факт, что за этим будущее. Нет смысла показывать пальцем на людей, они могут вести себя «неправильно», если захотят. Ну правда, какой смысл указывать им, что делать, а чего не делать? Если вам не нравится пользоваться телефоном — не пользуйтесь. Но помните, что есть люди, которые эту позицию не разделяют, — мы все по-разному запоминаем информацию.
О вирусности
Какой смысл в вирусных моментах, если за ними нет никакого смысла? Посмотрите на Ready-to-Wear недели моды. Люди забывают о показах через час.
О направлении бренда
Это сложно описать словами. Я, например, не держу себя в рамках, как большинство дизайнеров, — не отношу бренд к какой-либо категории. Кто-то делает упор на спортивную одежду, кто-то на вечернюю — я так не хочу. Прежде всего потому, что чувствую, что в любой момент могу начать исследовать что угодно — хороший дизайнер всегда стремится воспользоваться возможностью создать что-то хорошее, будь то предметы для интерьера или хобби. В этом плане мой словарный запас кажется бесконечным.
Об идеях и их реализации
Думаю, многим дизайнерам приходят одинаковые идеи. Но идея становится гениальной, когда уровень ее реализации не менее гениальный. Даже если исполнение будет простым. Короче говоря, отличные идеи могут быть у каждого, но не у каждого есть способность собрать их воедино и воплотить в жизнь.
О умении не опускать руки
Если ты будешь постоянно пытаться сделать как можно лучше, осознаешь, что способен на гораздо большее. Именно после этого осознания ты начнешь расти, учиться, находить новые способы ведения дел. Важно доверять процессу. И чувствовать себя комфортно. Так что до тех пор, пока ты чувствуешь, что можешь добиться большего, — совершенствуйся, совершенствуйся и еще раз совершенствуйся.
О цели
Я просто хочу быть хорошим дизайнером и иметь возможность делать то, что я люблю, делая это еще лучше. Добавить в будущие коллекции чуть больше волшебства, воображения и, наверное, оптимизма. Ну и быть счастливым — это, думаю, мое.