Blueprint
T

Любимый кокошник Виктории Шеляговой

Виктория Шелягова и любовь ко всему русскому — два неразделимых понятия. Дни рождения и годовщины свадьбы с мужем Олегом Шеляговым Виктория часто справляет в кокошниках, но сколько их у нее — сама сосчитать не может. The Blueprint поговорил с Викой о ее внушительной коллекции и самом любимом кокошнике — как у великой княгини Елизаветы Федоровны.

Кокошников у меня много. Раньше все надо мной смеялись, когда я их надевала, и только сейчас это стало нормой. За каждым из них стоит интересная история создания: ты встречаешься с костюмерами, невероятно образованными, начитанными людьми, и начинаешь узнавать, как и почему на кокошниках вышивался конкретный рисунок. Перед тем как кокошник начнут изготавливать, я проговариваю с мастером все детали и свои пожелания, примеряю макет, а потом полностью доверяю работу тому, кто ее делает.


Свой самый первый кокошник я надела в 2015 году — на свой день рождения в ресторане Savva в гостинице «Метрополь». На мне был небольшой кокошник и вышитый цветами передник — я была в нем хлебосольной хозяйкой.


Сколько всего их в моей коллекции, я не знаю. У меня есть маленькие бархатные кокошники разных цветов, которые мне в свое время делали мастера Пети Аксенова — на них можно прикалывать броши. Есть три кокошника (вернее, я их так называю, потому что они на них похожи) Dolce & Gabbana. Тот, что с бантом, нам на десятую годовщину свадьбы дарили сами Доменико и Стефано. Другой, трехкилограммовый, с сердцем и крестом, дарил мне на годовщину Олег. А третий — огромный и весь расшитый жемчугом с показа Alta Moda — дает очень большую парусность, и мы долго думали, как его удержать на голове. Носить его сложно, но я это осилю.


Один из моих любимых образов с кокошником — тот, что был на Балу дебютанток Tatler в 2018-м. На мне было платье Chanel, а над кокошником работал Константин Гайдай. Эти две вещи случайно нашли друг друга, и я стала Царевной Лебедью.

Есть еще один безумно красивый кокошник — в красных и зеленых розах, мне его делала Надя Васильева — художник по костюмам фильмов «Брат», «Матильда» и вдова Алексея Балабанова. Он, правда, пока еще не нашел своей жизни — ждет своего звездного часа.


Ухаживаю я за ними сама: складываю в разные коробки, периодически проверяю их состояние, чтобы ничего не замялось и не сломалось. Каждый кокошник надо определенным образом проложить бумагой, чтобы на него не попала пыль. Но самое сложное — сделать так, чтобы они не теряли форму. В хранении они занимают очень много места. И дома на меня постоянно ругаются: «Опять ты притащила кокошник!»

Но мой самый любимый — как у великой княгини Елизаветы Федоровны на костюмированном балу Николая II 1903 года. Мне его делали по старым эскизам и картинкам. Его золотыми нитями и жемчугом тоже вышивала Надя Васильева. Сзади кокошник украшает вышивка в виде двуглавого орла, которую я впервые увидела на рушнике во время экскурсии в Абрамцево. Этот невероятной красоты орел нарисован дореволюционно и очень примитивно — даже скорее напоминает курицу. Я долго думала, куда применить этот рисунок, а потом родилась идея поместить его сзади на кокошник.

Великая Княгиня Елизавета Федоровна в маскарадном костюме на балу 1903 года

Я надевала его всего один раз — на десятую годовщину свадьбы с Олегом, которую мы отмечали в Санкт-Петербурге, во Владимирском дворце. Но все гости успели его примерить и сфотографироваться. В нем я чувствую себя так, будто перенеслась в другую эпоху. Плюс любой кокошник заставляет тебя держать спину. Если ты будешь сутулиться, склонять голову, он просто свалится, поэтому, когда на голове кокошник, у тебя вырабатывается горделивая осанка и походка. Он требует определенной стати.


Есть один кокошник, который я очень хочу. Он исторический — с того же бала 1903 года, принадлежал он некой фрейлине. Это целый костюм желтого цвета. Но это, к сожалению, чисто музейная вещь — ты не можешь его носить, потому что ткани уже рассыпаются. Мне хочется однажды надеть весь его на манекен и украсить свою гостиную настоящим историческим русским костюмом.

Если открыть любую книгу по истории русского костюма, которые я собираю, мы увидим, что у разных губерний были разные головные уборы. Более того, кокошник также придавал тебе определенный социальный статус — благодаря вышивкам по нему можно было понять, замужем девушка или нет. Я, правда, эти правила в своих кокошниках не соблюдаю — со мной по роду деятельности мужа и так связываться никто не хочет. В опознавательных знаках необходимости нет (смеется).

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}