Бисер везде
Не заметить Instagram-бум украшений из бисера просто невозможно. Рассказываем, кто делает бусы, браслеты, цепочки для очков, анклеты, кольца и даже сумки из самого популярного материала этого лета.
С одной стороны, все это не такая уж новость — летние украшения из цветного бисера не выходят из моды третий год подряд. Но если в 2018-м их носили только самые страстные ценители всего яркого и экстравагантного (как, например, Леандра Медин), а в 2019-м некоторые дизайнеры начали вплетать бисер в украшения с золотом (как Jacquemus и Lanvin), то в 2020-м тренд достиг пика на постсоветском пространстве — едва ли кто возьмется пересчитать все маленькие марки, превращающие прямо сейчас наше с вами школьное хобби как минимум в ремесло, а то и в целую индустрию.
Белорусский бренд Hiaynderfyt был одним из пионеров бисерного движения, каким мы знаем его сегодня — не перегруженным драгоценными металлами и, как следствие, максимально напоминающим о бусах из детства. Основатель марки Микита Куницкий запустил марку всего год назад, а сегодня на его счету уже есть коллаборация с маркой Азизы Азим azi.land и Настя Ивлеева с Егором Кридом среди клиентов. Также среди обладателей украшений Hiaynderfyt сын ресторатора Бориса Зарькова Лукас и знаковые фигуры московской креативной индустрии: Ксения Чилингарова, Сергей Наумов, Влад Зорин. Только украшениями Микита не ограничивается — в ассортименте Hiaynderfyt есть сумки, чехлы для телефона и зажигалок. И все это, конечно, из бисера.
«Я считаю, что будущее — за ручным ремеслом, — говорит Микита. — Бисер — материал, который можно использовать абсолютно везде. Уверен, в ближайшем будущем из него даже начнут делать одежду. Стоить она, правда, будет существенно дороже, потому что на нее уходит много времени. Так, например, на один смайлик, который я плету для своих украшений, у меня уходит около часа, а на все колье — около пятнадцати часов. Следовательно, стоить оно тоже будет дороже, нежели тонкая нитка из бисера».
Впрочем, цены у Hiaynderfyt заоблачными не назовешь — от 1000 до 7500 рублей, в зависимости не только от сложности, но и от материала. Кроме бисера бренд периодически использует жемчуг. По такой же схеме работает и основательница марки Rumi Лиза Аминова (которая, кстати, бисер не использует — только крупные бусины). Некоторые ее украшения выполнены из пластика и дерева, другие же — из натуральных камней и минералов: дьюмортерита, бирюзы, коралла и перламутра, а ценовой диапазон Rumi довольно широк — от 1000 до 45 000 рублей.
Собственную марку Аминова создала потому, что не нашла похожего продукта на рынке —бисерных украшений было уже много, но массивные бусины почти никто не использовал. «Я обошла все детские магазины и нигде не увидела ничего похожего на то, что искала, — говорит Лиза. — Я была крайне удивлена и решила сделать все сама. Я обожаю все, что делается концептуально, отсылает к детству и лишено претенциозности — например, работы Kaws, Джеффа Кунса, игрушки XXRAY, предметы Hermès petit h, украшения Carolina Bucci, Alison Lou и конструкторы LEGO Ideas. Даже одну из своих основных работ в университете я писала по примитивизму и инфантилизму».
Еще одна марка, ухватившая бисерный тренд за хвост и уже заручившаяся доверием большой аудитории, — Maniovich AM, выпускницы парижского Parsons Александры Маниович. Но если Лиза и Микита ностальгируют по детству, то Саша скорее пропагандирует минимализм. Тонкие бисерные ниточки с жемчужным вкраплением можно приобрести в ГУМ «Секции», «Белом саду» и Wonder Wander Shop — цены начинаются от 1600 рублей.
Кажется, популярностью бисера мы во многом обязаны карантину — оказавшись взаперти в четырех стенах, некоторые открыли в себе талант, о котором сами, возможно, никогда не подозревали. Да и онлайн-шопинг за три месяца самоизоляции уже успел наскучить — сплести ожерелье самому и удачно продать интереснее, чем найти и купить в интернете. Так, только за последние пару недель в Instagram появились аккаунты новых марок Vos Studio Владимира Кивича и Александры Климкович, Pofene Анны Зосимовой, а дизайнер Евгения Ким добавила в свою коллекцию невероятной сложности ожерелье из маленьких человечков.
Актриса и модель Ирина Мартыненко запустила свой бренд Busiki в начале июня и признается, что ее на это вдохновил один конкретный случай — на одной из вечеринок Наталья Туровникова сняла с себя колечко из бисера и надела его на Ирину. «То самое, детское, в цветочек. Наташа сумасшедшая и всегда так делает, когда видит людей с влюбленными глазами. Я смотрела на колечко и думала: „Какое хорошенькое, надо попробовать сделать его самой“. Заказала бисер, и понеслось. Конечно, хотелось информации: и я искала ее на YouTube (самое понятное видео нашлось на испанском языке). И советами помогала Соня Чельцова, моя подруга. Сейчас я кайфую от процесса и сама удивляюсь тому, как так вышло». Купить украшения с трогательным названием можно по цене от 3000 до 8000 рублей.
Похожая история и у Анны Зосимовой — она успела закупиться бисером буквально за день до закрытия магазинов. «Планировала плести для себя и для подруг, — говорит Аня, — но так как почти все они медийные личности и инфлюенсеры, то через неделю у меня уже был список из желающих на 40 человек, и я решила продавать их за символическую сумму (от 1200 до 2000 рублей. — Прим. The Blueprint). Каждое украшение — уникальное, я не пользуюсь схемой и не делаю 100%-но идентичных, а для людей, с которыми я знакома лично, вообще собираю „психологический портрет“. С людьми незнакомыми я работаю по фотографии, и они мне говорят свои предпочтения по цветам. Мне не надоедает, ведь я делаю каждый раз что-то новое, как будто картину рисую. Насчет развития бренда пока не решила — наверное, сделаю фирменное лого, бирки и упаковку. А пока я продала уже где-то 60 единиц, так что пока можно считать, что это успешное хобби». И, похоже, такие хобби действительно здорово монетизируются в современных реалиях — ведь воспоминания о детстве остаются бесценными.