Blueprint
T

Бог мелочей в Hermès Petit h

Модная индустрия в последние годы стала символом неуемного перепотребления. Теперь она отчаянно ищет способы продемонстрировать главную современную добродетель — устойчивое развитие, или, проще говоря, sustainability. Вопреки ожиданиям старые маститые дома в этом соцсоревновании нередко выходят в лидеры. Почему так получается? Они начали раньше других, а еще умеют находить изящные решения для проблемы. Ателье Hermès petit h, придуманное Паскаль Муссард, прапраправнучкой Тьери Эрмеса, еще в 2010-м, выпускает продукцию обманчивую. Милые до невозможности безделушки на первый взгляд кажутся маленькими излишествами, но на самом деле они производное от излишков, остатков, необходимый шаг к безотходному производству. Это на самом деле и не безделушки вовсе, ведь креативный директор ателье Годфруа де Вирье больше всего хочет, чтобы вещи, которые он делает, оказывались полезными. Обо всем этом и многом другом он рассказал нам сам, когда приехал в Москву на открытие выставки petit h, которая пройдет в ГУМе с 4 по 22 марта.

Вы приехали в Москву представить свою выставку и провести мастер-классы для клиентов дома Hermès. Расскажите, чему можно на них научиться?


Мы даем людям возможность попробовать себя в творчестве, создать что-то свое. Это скорее наш способ развить в вас творческое начало, нежели научить какому-то ремеслу. Все-таки вещи, созданные на мастер-классах, отличаются от тех, что мы делаем сами. Хотя материалы все те же — шелк, кожа или металлическая фурнитура.


Вы промдизайнер и, в частности, вместе с женой делаете демократичные мешки-кашпо для балконных растений. Как вы вообще попали в Hermès?


Началось все с того, что я познакомился на ярмарке с Паскаль Муссар. Думаю, это случилось лет пятнадцать назад. Меня всегда увлекали различные ноу-хау, мастерство ремесленников, работа с материалами. Я встретил Паскаль, когда представлял свою коллекцию марсельского мыла. Марсельское мыло — это изначально большой куб, очень грубый, и я хотел переосмыслить этот предмет и материал. Найти современный способ его использовать. Итак, я сделал коллекцию предметов из марсельского мыла, и Паскаль приехала на ярмарку. Мы поговорили и с тех пор не прекращали профессиональное общение. В то время она была креативным директором Hermès вместе с Пьером-Алекси Дюма. Она попросила меня сделать для них приспособление для снятия обуви. А потом позвонила, чтобы обсудить со мной проект, который придумала, — это и был petit h. И так я туда попал.

читайте также

Как живет Hermès — и зачем показывает всем производственный процесс

Что именно она хотела делать?


Она часто посещала производства Hermès и видела, сколько в них пропадает материалов. Так она решила создать большую мастерскую, чтобы работать с ними, приглашать художников и дизайнеров, чтобы они приходили, изучали материалы вместе с мастерами-ремесленниками, создавали что-то новое.


Когда вы поняли, что проект успешный?


Я не знаю, чем вы хотите измерить успех, но я помню первый запуск petit h на улице Фобур-Сент-Оноре. Это историческое место для Hermès, именно там когда-то создавались их седла. И это был незамедлительный успех, все поняли значение этого проекта, потому что он — о креативности, красоте материала, истоках этого модного дома, о ноу-хау, о ремесленничестве — и все это соединено с креативностью, использованием «ненужных» материалов. Сейчас, конечно, команда стала значительно больше, и мы работаем с художниками со всего мира.


И где теперь базируется petit h?


У petit h есть собственный постоянный магазин в Париже. Также ателье путешествует по миру с выставкой в бутиках Hermes, как сейчас в Москве. Также у нас есть собственное ателье в Пантане — около Парижа, где мы можем экспериментировать, пробовать новое, продолжать историю petit h.


Результаты ваших экспериментов: подсвечники, щетки, абажуры, брелоки, картхолдеры. Как назвать в двух словах то, что вы выпускаете? Аксессуары? Товары для дома?


Предметы. Мы просто вдохновляемся материалом, чтобы создать предметы.

Хорошо, тогда поговорим о предметах. Вы, кстати, делаете, что-нибудь на заказ?


В Hermès есть специальный департамент, который принимает заказы, он называется Horizons. Мы же с заказами не работаем. Потому что мы хотим сохранить легкость в нашей работе, а не становиться отделом по выполнению заказов. Иначе у нас не будет оставаться времени на новые истории, новые идеи, на создание собственной вселенной.


Но может, все-таки есть такой человек, известный человек, ради которого вы сделаете исключение?


Возможно, только для своих детей.


Все, что вы делаете, должно очень нравиться детям.


Дети воспринимают мир и предметы не так, как взрослые. Они очень свободны в своем творческом самовыражении, их очень интересно слушать. Я часто приходил к своим детям и говорил: «У меня кончились идеи, можете мне помочь?» А потом они возвращались и говорили: «Папа, а можешь сделать скакалку?» И я сделал скакалку. А еще я сделал для них качели, в качестве прототипа, в моей маленькой мастерской за городом. Они по-прежнему висят на дереве, и мои дети на них постоянно качаются. В итоге это был самый первый проект, который я сделал для petit h, там используется знаковая деталь для Hermès — стремена. Очень простая идея, которая так удачно сработала. Качели очень удобные, и взрослые тоже могут на них качаться.


Когда заходишь на сайт Hermès в раздел petit h, то первым делом видишь всякие мелочи вроде брелоков. Какой самый большой предмет вы создавали?


Был интересный предмет, который мы, кстати, как раз недавно продали — всего за неделю. Мы давно сотрудничали с художницей Марджолин Мандерслот, важная тема в работе которой — большие животные. Поскольку в petit h важно создавать полезные предметы, то я ей предложил сделать животное, которое можно было бы где-то использовать. Я пошел в мастерскую, увидел там маленького бегемота и сказал: «А можешь сделать такой диван?» И она сделала. Это большой стеганый диван в духе дивана честерфилд — но с узнаваемым узором Hermès.

А самый маленький?


У нас есть брелоки, кольца. Но к брелокам у меня сложное отношение — я все-таки хочу, чтобы предметы были по-настоящему полезными. Размеры — большие или маленькие — волнуют меня в куда меньшей степени. Для нас важна идея, которая стоит за предметом. И я уверен, что у нас будут появляться предметы все большего и большего размера. Почему бы не сделать дома на деревьях?


Но чем больше предмет, тем дольше его делать. Сколько времени ушло, например, на диван?


Сам диван мы сделали за два месяца. Но поскольку мы хотели создать особый узор, дизайн и наполнение, то на поиски подходящего решения, как мне кажется, ушло месяцев пятнадцать.


Кажется, вы единственный, кто в эпоху fast-fashion никуда не торопится.


В этом преимущество работы в сегменте люкс. Мы можем экспериментировать, и в основном мы тратим время на то, чтобы ремесленники поняли, как создать каждый предмет, потому что в самом начале процесса они никогда не знают, как к нему подойти. Каждый предмет уникален. Так что у мастеров уходит время на то, чтобы внимательно во всем разобраться, найти подходящее решение. Тем более мы, как правило, не делаем прототипы.

читайте также

Самый загадочный дизайнер современности: Мартин Маржела от А до Я

Вспомните какую-то особенно удачную и неожиданную идею.


Есть один предмет, который я особенно люблю. Для меня именно в нем и заключена сущность petit h. Это маленькая солонка, которую нам предложил сделать один парень из Японии. Он приехал в нашу мастерскую с целым пакетом пуговиц. В каждой из них было по 6 дырок (такое решение придумал Мартин Маржела, когда работал в Hermès, — эти дырочки образуют букву H). Он увидел их и решил, что из них получится отличная солонка. Он взял хрусталь фирмы Saint-Louis, которая принадлежит Hermès, и вместе с ремесленником они сделали из этого хрусталя идеальную солонку. Этот предмет показывает, как мы взаимодействуем с различными департаментами: одежда, товары для дома и товары для отдыха — мы берем вдохновение отовсюду понемногу, и получается что-то совершенно новое. Этот процесс и есть самое замечательное в petit h.

Пуговицы Hermès, которые придумал Мартин Маржела

Такая солонка будет всего одна?


Мы собираемся выпустить 40 таких предметов с использованием разного стекла, в разных цветах и с разными пуговицами, потому что шесть отверстий подходят для соли, но не для перца, так что нам придется использовать другую пуговицу для перечницы.


Над чем еще вы работаете сейчас?


Мы начали работать с кедром. Кедр — это знаковый материал для Hermès, из него делается каркас седла. Один человек из Hermès позвонил мне однажды и спросил, не будет ли мне интересно забрать запас деталей из кедра. Эти детали больше не используются в производстве. Я решил отдать их 15 художникам и дизайнерам, с которыми мы работаем, и они пришли ко мне с 15 разными идеями. Например, один парень предложил сделать из них табурет, раз они обычно используются в седле. Получилось очень удобно и эргономично. Я бы даже сказал — просто идеально. В октябре мы представим коллекцию предметов, обыгрывающих эту деталь, в магазине Hermès на улице Фобур-Сент-Оноре.

Вы используете все 15 идей?


Мы покажем девять различных предметов. Среди них будет стул, санки и еще более необычные предметы, один из которых придумал я. Но что это за предмет, вы узнаете только в октябре.


Есть ли что-то такое, что вы сделали один раз, но никогда не возьметесь повторить?


Нет, мы никогда не отказываемся, просто иногда сначала выжидаем. Мы можем подождать, еще подумать над этим, а через три месяца начать работать над идеей заново. Мы никогда не останавливаемся. Если идея хороша, нам хочется ей посвятить время и воплотить ее в жизнь, мы никогда не говорим нет.

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}