Blueprint
T

«Работа должна быть стимулом расти»: интервью

Ирины Рябко

фото: 

САША ФАВОРОВ

Управляющий директор «Цветного» Ирина Рябко вернулась в команду после нескольких лет перерыва и рассказала нам, как изменился один из самых популярных универмагов столицы за последние несколько лет, что его ждет в будущем и каким будет новый фуд-маркет на шестом этаже.

Вы уже работали в «Цветном» (Ирина была директором по аренде с 2013 по 2016 год. — Прим. ред.). Почему вы решили вернуться?


Я думаю, что у всех, кто когда-либо работал в команде «Цветного», как в олимпийской сборной, нет приставки «бывший». К моменту, когда меня во второй раз пригласили в «Цветной», я успела поработать в двух других проектах и четко поняла, что хочу делать дальше. Не скрою, я думала о возвращении.


В «Цветном» нет ощущения рабочих и выходных дней — ты просто всегда в проекте и потоке. Быстро видишь результат своей работы, от этого появляется драйв. Мы все проводим на работе очень много времени. Ходить в офис с 9:00 до 18:00 — не мой вариант, работа должна быть стимулом расти.


Мне уже не интересно быть просто наемным сотрудником, я мыслю скорее как предприниматель. И тут это возможно, потому что «Цветной» может стать еще более успешным. Этот бизнес можно развить.








Ходить в офис с 9:00 до 18:00 — не мой вариант, работа должна быть стимулом расти

Сильно ли изменилась команда, пока вас не было?


За любым проектом стоят люди, важно, кто и как принимает решения. За девять лет существования «Цветного» было несколько смен команды. Из первой, которая была на запуске универмага, сегодня осталось несколько человек. Я из второй команды — той, которую собирал Петр Исаев, наш бывший управляющий директор, которого я с гордостью могу назвать другом и своего рода учителем.


За год до меня в проект вернулся Николай Красавин, который сейчас глобально отвечает за бренд, маркетинг и креатив. Думаю, он ждал усиления команды и был рад, что я тоже вернулась. А уже после меня, в декабре 2018 года, к нам присоединилась Ирина Крылова, наш ретейл-директор. Она работала в команде с самого основания и, как и я, уходила — в 2016 году.






Что за массовый исход людей из команды универмага случился в 2016 году?


Не секрет, что универмаг «Цветной» принадлежит не частному инвестору. При этом сам проект всегда управлялся профессиональной командой изнутри. В конце 2015 года в управление вмешались люди, которые, к сожалению, принимали не совсем эффективные для ретейл-бизнеса решения.


До 2015 года у «Цветного» была собственная закупка на 2500 квадратных метров, мы были новаторами, не боялись рисковать, предлагали нестандартные для рынка ассортимент и селекцию брендов (например, модный тогда American Apparel соседствовал с Ann Demeulemeester, Band of Outsiders, Raf Simons. — Прим. ред.). Этим мы кардинально отличались от всех. В октябре 2015 года новыми людьми было принято решение об отмене собственной закупки. Да, это был кризисный для страны и всего ретейла год — вырос курс доллара, упала покупательная способность, бизнес чувствовал себя нестабильно.


На мой взгляд, правильнее было бы сократить площадь собственной закупки, чтобы уменьшить расходы в кризисный период. Но отменять полностью и так резко — это было неосмотрительно. Это и ряд других решений негативно сказались на работе команды, она начала разваливаться. Коля [Красавин] ушел чуть раньше — его позвали заниматься развитием Farfetch в России, вскоре ушел Петр [Исаев], а потом и другие ключевые сотрудники.


Было понятно, что впереди крайне сложный период, и с этим ничего нельзя сделать. На тот момент самым разумным для меня решением было уйти.




Моя главная задача — чтобы универмаг был успешным бизнесом





Мы экспериментируем и ставим друг с другом неочевидные по позиционированию, но схожие по духу бренды, разные по цене

После универмага вы занимались «Афимоллом», ЦДМ. Все эти проекты довольно разные.


ЦДМ — это проект-мечта! Я родилась в Москве, у меня с этим местом связаны счастливые детские воспоминания. Другое дело, что реконструкция проекта досталась косной забюрократизированной структуре. И, к сожалению, не могу сказать, что они справились. В какой-то момент проект оказался под управлением «АНН-Ритейл» (компания Александра Мамута. — Прим. ред.). Мы вышли туда частью бывшей команды «Цветного» — сразу пять человек — и за полгода разработали новую стратегию развития, концепцию зонирования этажей.


Та же IKEA могла бы открыть свой первый проект в черте города именно в ЦДМ (недавно IKEA открылась в ТЦ «Авиапарк». — Прим. ред.). Мы предлагали им реализовать проект на 4 тысячах квадратных метров. Довести разработанную концепцию до реализации нам не дали, в августе 2017 года проект вернули под управление материнской компании, с которой наши принципы ведения бизнеса не совпадали. Мы ушли всей командой.


«Афимолл» — также очень интересный проект. Меня пригласили независимым коммерческим директором, задача была разработать глобальную реконцепцию объекта с учетом развития территории Сити.


Реализовывать концепцию собственники решили своими силами. Но это было интересное и полезное для меня время. Безусловно, возможность поработать в разных проектах наглядно показывает, как надо делать и как не надо. Это опыт, на основе которого потом ты строишь собственную историю.





Чем вы занимаетесь в «Цветном» сейчас? Стало сложнее?


Когда я работала здесь в первый раз, в команде было семь-восемь ключевых менеджеров. Я была директором по аренде, и мой отдел состоял из меня и еще одного человека. Я отвечала за концепцию, арендный доход и переговоры с партнерами.


Сейчас я управляющий директор «Цветного» и отвечаю за все коммерческие показатели, за стратегическое развитие, масштабирование формата, за работу с акционерами и за свою команду, конечно. Это 150 человек вместе с двумя сменами операционного и технического персонала. И моя главная задача — чтобы универмаг был успешным бизнесом.






Сильно ли изменилась аудитория «Цветного» за эти годы?


И да и нет. Это по-прежнему прогрессивные люди города, которых объединяет свободный дух и интерес ко всему новому. Мы экспериментируем и ставим друг с другом неочевидные по позиционированию, но схожие по духу бренды, разные по цене.


Нашей аудитории нравится, что на любом этаже они могут найти как премиальные вещи, так и модные вещи более доступных марок. В этом заключается шопинг-концепция «Цветного» — мы предлагаем все со всем смешивать, собирая свой индивидуальный образ. Благодаря этому у нас есть крепкая лояльная аудитория, и она продолжает расти.


Если говорить о ее возрасте, то в основном это люди 25–40 лет. Но к нам приходят и совсем молодые ребята, которые предпочитают покупать вещи на втором этаже у более демократичных брендов. А верхней границы сейчас и вовсе не существует, люди хотят выглядеть модно в любом возрасте. За девять лет наши первые покупатели выросли, у них появились семьи и дети. Для них мы открыли на четвертом этаже зону Tsvetnoy Kids с подборкой детских брендов.


Некоторые, конечно, ушли от нас в кризисный период, когда не нашли привычных коллекций на четвертом этаже, но самые преданные с нами. Сейчас у нас 180 тысяч постоянных клиентов, более 50% покупок в универмаге совершается с картой лояльности. По-моему, это отличный показатель.





Что пришло на смену собственной закупке?


Когда-то «Цветной» первым привез в Москву Off-White и все линейки Comme des Garçons. Конечно, сейчас все сложнее, у нас нет возможности закупать самостоятельно, но мы по-прежнему знаем тренды, что будет востребовано и актуально.


Нам потребовалось время для восстановления взаимоотношений с брендами после резкой отмены собственной закупки. Сейчас с нами работает несколько интересных партнеров, с их помощью мы на пути к восстановлению пула брендов и концепции премиального четвертого этажа.


У нас много интересных новых находок —  Walter Van Beirendonck, AZC Tokyo, Angel Chen, House of Flora, Bernhard Willhelm, эксклюзивно VFiles Yellow Label, 032c Apparel, Swatsky, Victor and Rolf, Berhasm, GCDS, Nana-Nana bags и много других брендов, снова представлены линейки Comme des Garcons, часть из них в Москве есть только у нас.





В какой-то момент благодаря «Цветному» в Москве появилось новое развлечение выходного дня — гаражные распродажи. Вы не планируете возобновить эту традицию?


А мы не прекращали эту традицию, просто немного изменили формат. Раньше гаражные распродажи проходили в зоне паркинга, занимали 2–3 тысячи квадратных метров. Но все же зона паркинга не приспособлена должным образом для торговли. Кроме того, мы прежде всего делаем ставку на продажу коллекций нового сезона.


Гаражные распродажи сейчас — это формат 500 квадратных метров, возможность представить что-то интересное из прошлых коллекций. Мы проводим их несколько раз в сезон на минус первом этаже в зоне Art Basement. Да, это гораздо более скромная площадь, зато мы стараемся собрать там самые сливки. А в следующем году еще впервые добавим детский сейл.





Мы никогда не сможем конкурировать с торговыми центрами по площади. Поэтому наше преимущество — это коллаборации и уникальный ассортимент

Кажется, что за последнее время появилось больше сетевых проектов в «Цветном».


Они были всегда. У нас есть сетевые проекты, которые с нами с самого начала, — например, «Республика», это сейчас их стало много больше, а раньше был почти эксклюзив. Наш магазин — по-прежнему один из самых успешных в сети. Или Re Store, например, который присоединился к нам еще в 2011 году.


Во всех корнерах сетевых брендов в «Цветном» есть эксклюзивный ассортимент, мы специально работаем над этим, вы не найдете такой же ассортимент в их стандартных магазинах. Например, мы одна из авторизованных точек продаж у adidas, ребята везут к нам все коллаборации. Когда объявляют очередной релиз Yeezy, очередь вокруг универмага выстраивается за несколько дней. У нас единственный в своем роде магазин Puma Select, а Levi’s представляет линейку японского денима.


Мы никогда не сможем конкурировать с торговыми центрами по площади. Поэтому наше преимущество — это коллаборации и уникальный ассортимент. Например, в сентябре откроется корнер Lacoste, где не будет базовых вещей, а только коллаборации и премиальная коллекция.


Тренд последних лет — это успех российских брендов. Еще пару лет назад сложно было представить, что российские бренды смогут конкурировать с западными. I Am Studio начинал у нас в «Цветном» с пары рейлов в Trends Brands for Friends, а сейчас это серьезный бизнес, у них качественные коллекции, отлаженная работа, отличные показатели продаж. Мы активно ищем новые международные бренды, весной у нас на эксклюзиве открылись корнеры Rains и Birkenstock. Но конечно, мы смотрим и на российские марки, тестируем их в поп-апах, в августе у нас успешно прошел поп-ап екатеринбургского бренда Ushatáva, возможно, мы подумаем об открытии корнера.


Много вообще российских марок в универмаге?


Я бы сказала, что не более 25%. Мы следим за российскими брендами и думаем, что процентное соотношение будет меняться. У покупателей появилось больше доверия к российским маркам.


Раньше бренды не могли похвастаться стабильностью и качеством — оно менялось от коллекции к коллекции, присутствовала сезонность, не было понимания, как работать с поставками, чтобы они были регулярными, операционная работа и аналитика в брендах была на низком уровне, сейчас бренды стали профессиональными, предлагают интересные коллекции на оба сезона. Этот рынок сейчас развивается, и перспективы большие.


Ходят истории про целые автобусы с китайскими туристами, которые целенаправленно приезжают в «Цветной» обновить гардероб. Много ли вообще иностранцев заходят в универмаг?


Китайские туристы скорее ориентированы на большие люксовые марки, наши бренды вызывают у них меньше интереса. С другой стороны, мы соседствуем с Цирком на Цветном бульваре, а это важный пункт туристической программы, и было бы недальновидно не работать на этот трафик. Но эта тенденция в последние годы пошла на спад. Много туристов из Китая было в 2014–2015 годах, это было связано с курсом юаня к рублю. Тогда они закупались в универмаге косметикой в огромных количествах.


Нас больше любят европейцы, которые живут в России и работают тут, — им нравится наша атмосфера.

Сама мода поменялась, стала проще и удобнее. Большие модные дома омолодились, сменили креативных директоров и дизайнеров на молодую генерацию

Аудитория универмага сильно отличается от посетителей ЦУМа?


Я бы не стала сравнивать наши аудитории, хотя, думаю, что у нас много общих покупателей. Там люкс и огромный выбор брендов этого формата, у нас более свободная атмосфера и более демократичный уровень марок.


У нас больше возможностей идти в ногу со временем. Сама мода поменялась, стала проще и удобнее. Большие модные дома омолодились, сменили креативных директоров и дизайнеров на молодую генерацию. Появилось много новых имен и брендов, которые пришли из разных индустрий и стали с нуля запускать стритвир и концептуальные марки. Все это новый, более молодой по духу продукт спортивного вида и кроя. Мы всегда были на острие моды, собирали интересных новых дизайнеров — будь то Walter Van Beirendonck, VFiles Yellow Label, HAN Kjobenhavn, KIDILL, Charles Jeffry Loverboy или Bernhard Willhelm. Всех их можно купить у нас на четвертом этаже.

Раньше у вас выступали «СБПЧ» c Липелисом, а этим летом открылось пространство Casa Corona, где на первой вечеринке играл берлинский диджей Хьюго Капабланка. Что это — попытка привлечь новую аудиторию?


Casa Corona — поп-ап-проект и просуществует в таком виде до конца года. Их команде нужно было необычное место для бара с достойным видом на город, а нам — проект, который гарантированно привлечет внимание. За музыкальное наполнение там отвечают команды System 108 и Leveldva, барную карту сделали Антон Мальцев (Pinch, Ugolёk, Leveldva) и ребята из петербургского El Copitas Bar, за кухню отвечает Георгий Троян («Северяне»). И когда Casa Corona открылась, стало понятно, что таких танцев и рассветов нам очень не хватало.


Считайте, что это был тизер для запуска новой гастрономической истории в «Цветном». Мы перепридумали гастрономическое пространство и запускаем его в новом формате, под названием «Брикет маркет. Еда и культура». Там очень многообещающая команда: бывший арт-директор Парка Горького Артур Лебсак, бывший программный директор радиостанции «Серебряный дождь» Влад Микеев. Архитектурный проект делало бюро Blockstudio, а кураторами и креативными консультантами выступают Женя Рафальсон (в прошлом сооснователь и креативный директор проекта Fott) и Миша Ганнушкин (креативный директор фестиваля Пикник «Афиши», бывший креативный директор Парка Горького и бывший арт-директор ЦУМа). Всех секретов открыть не могу, сами все увидите, но скажу точно — такого микса в таком дизайне в Москве еще не было.

команда: 


Фотограф: САША ФАВОРОВ

Продюсер: Света Павлова

Прически и макияж: Надежда Маструкова

{"width":1200,"column_width":284,"columns_n":4,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}